Шум ветра, наполняющего паруса, разрывающиеся холодными брызгами волны и бесстрашный яхтсмен, покоряющий морские просторы. Именно так романтично, глазами обывателя, выглядит три месяца одиночной гонки Vendée Globe. А хотите узнать какова история этой знаменитой регаты?… Тогда читаем дальше.
На самом деле реальность намного менее романтична. Гонщикам предстоит три месяца тяжелейшего испытания, которое не все способны выдержать. Об это подробнее вы сможете прочитать в статье Vendée Globe — испытание морем нон-стоп.

А здесь мы расскажем: с чего всё зародилось, и как развивались события.

Стоит сразу оговориться, что до Vendée Globe одиночная кругосветка нон-стоп уже организовывалась. Её предтечей можно считать гонку British Golden Globe, состоявшуюся в 1968-69 годах. Тогда из одиннадцати участников, пересечь финишную прямую сумел только один. Сложность такой регаты показалась на тот момент очень высокой. Поэтому о таком варианте соревнований на некоторое время забыли. Хотя не на слишком долго.

Уже в 1982 году идея снова возрождается в виде поэтапного путешествия названного BOC Challenge. Впоследствии эта гонка меняла свои названия. Сначала на Around Alone, а затем на Velux 5 Oceans Race. Расстояние этой регаты достаточно большое (порядка 27 тысяч морских миль), но поэтапное прохождение резко уменьшает его сложность.

Вот этим моментом и был недоволен Филипп Женто, неоднократный победитель всевозможных регат, в частности Grand Prix и BOC Challenge 1986/1987. Его не устраивали условия регаты Around Alone с остановками на промежуточных этапах. Поэтому им был предложен практически такой же дистанции, но намного более сложный по формату вариант.

По его правилам участникам запрещалось в течении всей гонки заходить в любой порт. То есть всё расстояние (24394 морских мили по самому кратчайшему пути и порядка 28 тысячи миль в среднем) проходится без остановок и отдыха.

По словам идейного вдохновителя, если гонка одиночек сравнивается с восхождением на Эверест, то его вариант без остановок можно сравнить разве что с восхождением на Эверест без кислорода.
Благодаря уже имевшимся у Филипп Женто общественному весу (кавалер ордена Почётного легиона) и заслуженно громкому имени, с организацией новой регаты у него особых проблем не возникло. Причём он умудрился в качестве старта и финиша назначить свою родину — небольшой городок — Ле Сабль д’Олон в департаменте Вандее (откуда и пошло название регаты).
Ну и сам организатор лично на собственной яхте принял участие в первой гонке нон-стоп.

Пробежимся кратко по каждой из гонок Vendée Globe.

1989-90

Первая и не всем известная регата. Можно сказать, гонка между «своими». На неё явилось всего 13 яхт, из которых 11 принадлежали французам. К финишу добралось 10 лодок. А три по разным причинам сошли с дистанции. Однако, даже среди финишировавших оказались проблемные, коим не засчитали чистого прохождения дистанции. В результате только семеро официально завершили гонку (кстати, все оказались французами).

Из особенностей данной регаты. Во время неё перевернулась яхта шкипера Филиппа Пупона. Его выручил, а точнее даже спас от гибели Луи Пейрон, который затем продолжил гонку и даже пришёл вторым.

А победителем стал Титуан Ламазу, сумевший пройти дистанцию за 109 дней и 8 часов.

Сам же Филипп Женто занял только четвёртое место.

1992-93

В этой гонке состав участников был разнообразнее, но практически той же численностью. На этот раз было представлено 14 яхт. И опять в большинстве оказались французы — 8 яхтсменов.

Остальные 6 представляли другие страны по одной на страну. А именно, Швейцария, Монако, Великобритания, Италия, Испания и Венгрия. Финишировали только семь участников. Остальным пришлось сойти с дистанции по разным причинам (в основном не подлежащие восстановлению поломки и разрушения, а также оверкиль).

К сожалению, во время этого соревнования погиб один из участников. Причины его гибели установить не удалось.

Да и травм было не мало. Так Бертран де Брок во время гонки в результате удара разорвал себе язык, но сам собственными силами зашил его и продолжил гонку. А его соперник Алан Винн-Томас сломал себе шесть рёбер и три недели вёл яхту до Тасмании. Это к слову о романтике путешествия…

Ну а победил в этот раз Алан Готье (сейчас он является экспертом по безопасности данной кругосветки) без особых рекордных показателей. Его же главный соперник Филипп Пупон всего за полторы тысячи миль до финиша вынужден был резко сдать в скорости из-за поломки мачты и прибыть в порт только третьим. Что говорит о неоднозначности результатов до пересечения финишной прямой.

Стоит отметить, что вторая регата уже приобрела известность. А это сказалось на численности встречающих участников (порядка 200 тысяч человек).

1996-97

Весьма знаменательная гонка. Её особенностью оказалось участие в гонке представительниц слабого пола. Две француженки также решили противостоять невзгодами и сложностям жёсткой, а кое-где жестокой регаты (одну из участниц, а именно Изабель Отиссье, впоследствии дисквалифицировали за заход в порт), так как во время этой гонки один человек пропал без вести, а одного еле спасли.

На этот раз для участия прибыло 23 яхты, но только 16 из этого числа отправилось в кругосветку. 10 участников покинуло гонку по разным причинам — от невозможности выдержать жёсткий темп до разрушения яхты. В их число вошёл пропавший без вести Джерри Руфс (обломки его яхты спустя полгода были обнаружены у чилийских берегов).

Но что выделило эту регату, так это геройское спасение шкипера Рафаэля Динелли британским яхтсменом Питом Госсом. Последний был единственным участником, который шёл на самой короткой 50-ти футовой яхте. Но он не побоялся броситься на ней сквозь шторм к потерпевшему крушение Динелли. И не просто вытащил француза из воды, а фактически достал его с того света, так как Рафаэль уже впадал в кому из-за переохлаждения.

Причём Госс после удивительного спасения продолжил гонку и даже пришёл пятым. За геройский поступок британец удостоился

Ордена Почётного легиона и звания Европейца года от Ридерз Дайджест.

Победителем стал Кристоф Огуин с новым рекордом в 105 дней и 20 часов.

2000-01

На этот раз за регатой следил весь мир, так как она уже стала очень известной. Причём и количество желающих поучаствовать оказалось предостаточно. Поэтому стали вводиться ограничения на приём. А именно:

1. Количество участников — максимум 20 (возможно принятие сверх лимита 1-2 яхты, но с условием выплаты двойного вступительного взноса);

2. Вступительный взнос в размере 60 тысяч французских франков;

3. Участники на старте должны быть ранее 14 октября;

4. Участвовать теперь могли только однокорпусные яхты исключительно длиной в пределах 50-60 футов и осадкой не превышающей 4,5 метров;

5. Возрастной ценз для участников — не ниже 21 года.

На финиш пришло 15 яхт. Победа снова досталась французу — Мишелю Дежуайо. Им же был побит рекорд прохождения дистанции — 93 дня и 3 часа (покорён рубеж в 100 часов). Но что интересно вторым финиширующим лидером оказалась женщина Элен Макартур. Она уступила победителю всего лишь сутки.

Также в этой гонке единственный раз принимал участие россиянин. Им оказался Фёдор Конюхов на яхте «Современный Гуманитарный Университет». Только вот на половине дистанции ему пришлось сойти по состоянию здоровья и техническим причинам. На этом мы остановимся подробнее.

Приключения Конюхова на Vendée Globe

10 тысяч морских миль с момента старта у российского путешественника-яхтсмена всё шло вполне нормально. Однако проблемы начались 14 января в два часа ночи, когда на яхту обрушился сильный шторм. Именно тогда у него сгорает автопилот. Пока яхтсмен пытался подключить запасной, он получил переохлаждение. У него воспалились почки, и поднялась температура до 41 градуса. Но это ещё не конец приключений. 21 января яхта снова попадает в шторм. И сильный ветер кладёт судно на воду. Волны смывают ветроуказатель и заливают буй, передающий точные координаты судна. Помимо этого были порваны паруса, и сломался дизель-генератор. После оценки всех разрушений Конюхов принял решение не продолжать больше гонку, так как устранение всех проблем в море заняло бы недели, а это значит прийти на финиш с очень большим отставанием от всей группы участников.

2004-05

И снова в регате жёсткие изменения в правилах:

1. Участвовать теперь могут только IMOCA 60 (исключение сделали для женщины Карен Лейбовичи с её кечем 91 года постройки);

2. Теперь все участники должны были проходить через «ледовые ворота», дабы не могли сокращать дистанцию, уходя южнее.

В этот раз впервые в гонке участвует один из лидеров нынешней регаты — Алекс Томпсон. Однако в начале декабря он сходит с дистанции из-за поломки вертлюга гика и пробоины в борту.

А вот накал страстей начался у самого финиша. Практически нос к носу шли сразу три яхты.

Лидировал тогда англичанин Майк Голдинг на яхте Ecover. Но на расстоянии в 2000 миль до конца гонки у него начались проблемы. Сначала слетает грота-фал, затем начал барахлить киль. А в 50 милях до гавани Ле Сабль д’Олон яхта теряет фальшкиль. В результате Майк финишировал только третьим.

Победителем же стал француз Винсент Риу с рекордом прохождения дистанции в 84 дня и 10 часов.

Стоит отметить, что именно с данной регаты начались конструктивные усовершенствования яхт-участниц регаты. Так два судна имело модернизированные кормовые скулы.

2008-09

Данная гонка стала одной из самых многочисленных в своей истории. На старт прибыло 30 яхт, не смотря на довольно внушительный вступительный взнос в 150 тысяч евро.

Французы и в этот раз превалировали (21 яхта).

Гонка отметилась героическим спасением французского яхтсмена Ле Кама, в котором принимал участие и победитель нынешней гонки (2016-17 г.) Армель Ле Клек.

В тот год менее 40 процентов яхт смогли успешно финишировать. Тяжёлые погодные условия сильно проредили участников ещё на старте. Кстати, возможность вернуться в течение 10 дней после начала соревнования в порт и снова отправиться в кругосветку, позволила Мишелю Дежуайо подремонтировать свою яхту и через 84 дня и 4 часа финишировать первым. Причём во второй раз за историю регаты.

А вот вторым пересёк финиш Армель Ле Клек.

2012-13

В этот раз зарегистрировалось только 20 участников с превалирующим большинством французов. В том числе в гонке также принимали участие лидеры нынешней регаты Армель Ле Клек и Алекс Томпсон.

На этот раз поломки начались ещё до старта. Всего за 25 минут до сигнала Бертран де Брок вынужден был вернуться к пирсу, дабы восстановить яхту.

А финишную черту пересекло всего 11 участников. Остальные сошли с дистанции по той или иной причине. Были даже довольно уникальные случаи. Например, столкновение яхты Kito de Pavant с траулером. Да и единственной в гонке женщине тоже не повезло. Уже на пятый день у её яхты ломается мачта.

Победителем стал Франсуа Габарт с результатом 78 дней и 2 часа (пройденное за это время расстояние также оказалось рекордным — 28646 морских миль). Причём второе место снова занял Ле Клек (с отставанием от лидера всего на 3 часа), а третье Томпсон.

2016-17

Настоящая регата, которая на момент нашего повествования до сих пор продолжается, хотя победители её уже определены.

В этот раз приняли участие в регате 29 человек (и соответственное количество яхт). Но что интересно, ни одна женщина в гонке не участвует.

На момент написания статьи на дистанции осталось только 18 участников, двое из которых уже финишировали. Остальным же пришлось сойти с дистанции.

На этот раз борьба разворачивалась между Алексом Томпсоном и Армелем Ле Клек. Оба яхтсмена, как мы уже упоминали ранее, участвовали в прошлых гонках и претендовали на роль победителя. Например, французский шкипер два раза занимал второе место.

В результате победа досталась Армелю Ле Клек с рекордным результатом в 74 дня и 3 часа. Второе место занял Томпсон, уступив лидеру всего 16 часов.

В настоящем сезоне рекорды побивались неоднократно. Тот же Алекс Томпсон на своей яхте Hugo Boss только в первой половине гонки сумел официально закрыть три рекордных планки. А фактически у самого финиша покорил вдобавок рекордную суточную дистанцию, пройдя 536,81 морских миль. Впрочем, ему всё же не удалось настичь француза, который уверенно лидировал почти всё время движения.

История продолжается

В результате за все восемь гонок из более, чем 100 участников, стартовавших в Vendée Globe, всегда первое место занимали исключительно французы. И не только из-за того, что они всегда превалировали по численности. Соперников было предостаточно. И сопротивление оказывалось очень мощное. Но упорство, опыт и стремление к победе приводили первыми только достойных её.
Как сложится следующая гонка, и кто победит, мы узнаем только через 4 года.

Хотите узнать подробности регаты Vendée Globe нынешнего сезона (2016-17 г.). Тогда читайте продолжение в будущей статье.

А если желаете сами почувствовать ветер под парусами или же попутешествовать на комфортабельной суперяхте, то вы можете обратиться к нашим специалистам по контактным данным, указанным выше или же через специальную форму.