Новогодняя регата является чисто русским изобретением. В эти праздничные дни в маринах у турецких берегов торжествует по-настоящему русский дух. Именно тут пахнет Русью!
К городскому причалу Бозбуруна невозможно подойти: вся водная гладь как вдоль, так и поперек перетянута вспомогательными швартовыми и шпрингами. Их подвели команды яхт, которые здесь остаются перезимовать, а также турецких гулет, оставшиеся на ночевку, ввиду появления сильного шторма. Так, К. Телегин, капитан суперяхты Филоксен, неоднократно обращался к местному харбор-мастеру в надежде на то, что последний окажет помощь в получении места для швартовки, однако его рация тщетно молчит. Команда недавно пришла с яхтгонки «Дед Мороз», где заняли призовое третье место. Видя маневренность судна, на причале появляются двое, отвязывающие несколько лишних веревок, тем самым освобождая местечко у пристани. Один из встречающих, которого зовут Осман, является владельцем закрытого на зимние праздники ресторанчика, уютно расположенного на морском побережье, активно помогает пришвартоваться, а потом, посматривая на мегаяхту, на бухту, а также на летящие по небосводу облака, улыбаясь сказал: «Вы, русские, по-настоящему сумасшедшие».
Идея яхтгонки «Дед Мороз» возникла случайно, спонтанно, можно сказать, что практически из воздуха.
Основной мотивацией встал остро вопрос: чем себя занять и куда деть на период длительных зимних праздников. Дома сидеть очень скучно, а горные лыжи и сноуборд уже порядком поднадоели. Единственным хорошим вариантом является море! Но лететь на Сейшелы либо Таиланд, где в данное время года можно спокойно походить под парусами, также не с руки. Так, местные ребята уже давным-давно усвоили привлекательную финансовую сторону данного периода, что существенно отобразилось на ценовой политике чартера, а именно в сторону повышения. Да и «гонять» на яхтах просто так, без дела тоже не очень интересно, а регат в теплых краях никогда не проводили.
К тому же, пару лет тому назад, попались на глаза статистические данные разводов в Российской Федерации. Как выяснилось, здесь на развод подают в феврале и марте. И основной причиной указывается длительность новогодних праздников. Таким образом, затянувшееся празднование Нового года превращается в настоящее испытание крепости брачного союза.
Вот тут сразу и подумалось: необходимо найти местечко, где можно в начале января более бюджетно взять в чартерную аренду яхту, чтобы посоревноваться в гонках с друзьями. Одновременно с этим, не подвергая русские семьи яхтсменов никому ненужному погодно-ненастному испытанию.
И такое уютное местечко было успешно найдено! Ним стал величественный и преблагословенный турецкий городок Мармарис и его окрестности. По сути, он является сердцем русского яхтинга.
Любимая жареная картошечка
Дождь все-таки прекратил стучать по рубке. В кают-компании остается по-прежнему тепло и уютно, откуда доноситься великолепный аромат жаренной картошечки с луком. Так как новый год наступил всего два дня назад, то из радиоприемников продолжает звучать знаменитая песня Джингл Беллс. И есть кое-что под ароматную картошечку, но тем не менее, чего-то еще не хватает.
Вчера поздним вечером яхта прибыла в Гечек, сегодня приемка судна была уже окончена и все продукты были куплены. Так, в душе каждого яхтсмена живет ожидания чуда от предстоящих яхтгонок. И вот настал тот волнующий момент, когда картошечка уже была разложена по тарелкам, по транцу мегаяхты кто-то начал громко стучать. Как потом выяснилось, этим человеком оказалась Ю. Кожарская, прибывшая из Киева, которая является одним из членов экипажа. Теперь становится понятно, чего, а точнее кого не хватало.
Преимущества яхтгонок в Турции в начале января
Погодные условия. В январе в данной местности не жарко, но и не холодно. Согласно метеостатистике, а также собственным ощущениям на турецком побережье в это время года воздух прогревается до +20 градусов, а если день солнечный, то все +25. И вода в море еще не успела достаточно остыть после лета. В ночное время здесь довольно-таки свежо, но в российских широтах значительно холоднее. Здесь флис и непромканец не будут лишними, но также лишними не будут и футболки с майками. Это все было проверено на собственном опыте спортсменов.
- Порывы ветра. Тут в начале года с ветровыми порывами всегда по-разному. Но тем не менее, нередко ветра тут немного. И это в ясную солнечную погоду. Однако иногда случается такое, что тут дуют ветра «от души», хотя достаточно недолго. Стоить отметить, что обыкновенные «поддувалова», точнее места, где ветровые порывы обусловлены местными климатическими особенностями, а не глобальными метеоусловиями, зимой, как правило, не работают. Поэтому колоссальный опыт в летних регатах, натасканный российскими спортсменами по парусному виду спорта, в январе не сможет помочь. Это только добавляет некую интригу в соревнования.
- Акватория. Весь морской путь от Бодрума до Фетхие очень сильно изрезано. В тех местах находится немалое количество бухт, заливов, а также островов, которые подсказывают как составить гоночную дистанцию и предоставляют большое количество укрытий на случай внезапного ухудшения метеоусловий.
- Яхтенная инфраструктура. Нет такого человека, который бы смог возразить против того, что тут ходить под парусами в этих краях очень удобно. Здесь существуют множество ультрасовременных марин, оснащенные всем необходимым, а также наличие дружелюбного персонала, который всегда готов оказать помощь в полном объеме. Также тут есть колоссальное количество суперяхт разных калибров, среди которых можно выбрать под свои потребности. Но основной изюминкой является наличие различных вариаций для чартера, в отличие от других стран, где большинство персонала уходит в отпуск до весны.
Регата перед фронтом
Старт открыт уже минут двадцать. Все яхты давным-давно вышли из морских ворот и ориентируются на ветер. Для сегодняшней яхтгонки дистанцию выбрали из Бозбурума в гавань Селимие. Путь составляет всего лишь 17 миль, но необходимо будет обогнуть крупномасштабный мыс, в итоге свернув по основному курсу на двести сорок градусов. До этого яхтсмены два дня гоняли петли и треугольники по небольшим ветрам, однако вчерашний прогноз вынудил покинуть их уютную бухту и искать другое, более надежное убежище. Это связано с тем, что с запада надвигается очень мощный циклон.
В настоящее время светит солнце, однако после определенного поворота становится очевидно, как непосредственно из-за мыса надвигается огромнейшая черная туча. А нужно будет пройти пять миль на запад и потом еще пройти два поворота. Тут у всех спортсменов возникла одна мысль, успеть бы пройти путь, чтоб завернуть на следующий мыс. Спустя 40 минут становится понятно, что пройти данный путь успевают все. Тучи продолжают затягивать небо, шквалы ветра подгоняют лодку на попутном курсе. Г. Семеренко, который идет первым на своей 40-метровой суперяхте Хансе, принял решение установить геннакер, но судно очень быстро сваливается в брочинг и тогда геннакер полностью убирается. Начинается мелкий дождичек, теперь надо крайне быстро дойти до гавани.
Еще каких-то 30 минут и финиш. В бухте ветерок имеет силу в 20 узлов, что является абсолютно безопасным. Далее происходит швартование, где все друг другу помогают. И тут в грозовых тучах появляется просвет и вновь выглядывает солнце в качестве награды для всех участников.
Тем временем, в Мармарисе, даже в марине, ветровые порывы достигали 40 узлов.
Гонки среди любителей является не всегда самоцелью. Львиная доля яхтсменов не выходят на старт, предпочитая спокойно свершать вояж с родными или друзьями. Однако при этом, они являются такими же спортсменами, которые и не представляют себе жизнь без регат. Но сразу пришла мысль, как яхтсмен сможет научиться настраивать стаксель без яхтгонок? Можно читать сколько угодно специализированную литературу и форумы, однако только в гонках можно четко понять, каким образом и в каком положении функционирует парус.
Вот поэтому одной из важных задач регаты «Дед Мороз» была определена обучающая яхтгонка. Организаторы неустанно напоминают о том, что предпочтение отдается молодым участникам. Вместе с тем, и «старикам» вход всегда открыт. Стоит отметить, что негласное наставничество только приветствуется. В рамках данной регаты проводятся мастер-классы по всевозможным гоночным темам, начиная от правил парусных состязаний и заканчивая гоночной тактикой.
Такие соревнования предполагают полную открытость на всех этапах.
Гоночные дистанции, которые планируются для проведения состязаний, заранее обговариваются с капитанами суперяхт и те могут вносить свои коррективы из-за погодных метеоусловий, а также по желанию участников. С самого начала особое внимание уделяется небольшим дистанциям, на которых крайне ярко проявляется спортивный азарт совместно с духом соперничества. Но существуют и относительно длительные переходы, поэтому участники гонок проходят все, что можно найти в яхтинге круизного типа.
За базу гоночной инструкции берут во внимание правила по парусным соревнованиям ИСАФ и российской яхтенной федерации, несмотря на то, что яхтгонка «Дед Мороз» не позиционирует себя как достаточно серьезное состязание по парусному виду спорта. Поскольку принцип открытости до настоящего времени не предполагал активного участия монотипов, да и сами лодки капитаны выбирают самостоятельно, то вводится обязательно требование касательно мерного свидетельства по системе ОРЦ.
Дед Мороз и Санта-Клаус
Наименование регаты «Дед Мороз» было придумано еще четыре года тому назад. На тот момент флотилия регаты базировалась в марине в Фетхие.
В планах первой регаты был включен визит на остров Гемилер, что находится в 12 милях на юг от города. Метеоусловия на тот момент позволяли свершить стоянку на якоре, а также посещение музея, после чего дать старт следующему туру состязания. В старину этот остров носил название Айя-Никола, что в переводе означает Святого Николая, а точнее Санта-Клауса, что по-нашему означает Дед Мороз.
Наименование очень понравилось и зафиксировалось за регатой, невзирая на то, что в настоящее время флотилия не заходит на этот островок. Гонки проводятся в различных местах. Стоянка на данном острове крайне небезопасна при сильном порыве ветра, который господствует в это время года.
Гонки гонками, но именно Новый год является основным, что присутствует в яхтгонке «Дед Мороз». И если так совпало, что такая регата – это первое соревнование по парусному виду спорта, то нет ничего удивительного в том, что именно новогодние праздники определяют ее дух.
Для того, чтобы поддержать праздничную атмосферу на бору, всем участникам выдаются колпаки Деда Мороза, а также к нему подарок «от дедушки».
Тут следует подчеркнуть: главные организаторы общего праздника во время гонок – это сами участники. После регаты каждый вечер проводятся различные мероприятия: вечеринки, дискотеки или карнавалы. В таких мероприятиях принимают участия те, у кого остались хоть какие-то силы на посещение праздника, но для этого силы находят все.
Подготовительные работы к вечеринке начинаются еще задолго до начала самой регаты. Традицией уже стало то, что каждая команда готовит представление «своего» Деда Мороза, выбирая самую разнообразную форму одеяния. На празднике присутствуют много конкурсов, викторин и соревнований.
На Новый год, как правило, все становятся пусть и ненадолго, но детьми. Все загадывают свои сокровенные желания, получают и дарят подарки, а также верят в то, что будущий год будет более счастливым и удачным, нежели прошедший.
Рождественский карнавал
В ресторанчике, который расположен в гавани Волл Бэй шумно не по сезону. И это неудивительно, поскольку все готовятся к празднованию карнавала. Вечером команду будут презентовать различных дедов морозов: турецкого Ноель-баба, узбекского – Корбобо, японского – Фегацу-сан и т.д.
У причала ресторана пришвартовано свыше десятка суперяхт, под краспицами которых виднеются российские знамя, а также еще одна мегаяхта, ходящая под швейцарским знаменем. На этом судне оказались супруги из Швейцарии, которые стали случайными очевидцами предстоящего карнавального действия. У них в планах было в полной тишине и умиротворении провести новогодние каникулы. Они не могли даже подумать о том, что россияне устроят регату, носящую название «Дед Мороз». Это доказывает еще раз то, что русские могут не только соревноваться, но и вместе весело проводить время, отмечая Рождество. Так, вчера представители России устроили гонки на тазиках. Во время таких соревнований им выдавались сырые яйца и командам необходимо было довезти их целыми и невредимыми во рту гребцов. И что удивительно, ни одно из яиц не было раздавлено.
Во время проведения карнавала швейцарцы, которых радушно пригласили к столу, поначалу вели себя довольно-таки скромно, стараясь сохранять серьезное лицо. Однако, когда больше половины времени представления уже прошло, то эмоций уже невозможно было сдержать. На данный момент уже все заливаются от смеха, вне зависимости от государственной принадлежности. Утром, когда флотилия яхгонки уходит, швейцарцы подходят к каждой лодке и прощаются с каждым участником карнавала лично, при этом благодаря их за столь веселое проведенное время. Они поведали о том, что это было ярчайшее и незабываемое их плавание не только на яхте, но и в парусной жизни. На какой-то момент показалось, что супружеская пара сейчас процитирует одного из героев кинофильма «На море»: «У Вас, русских, два Рождества и два Нового года. Вы умеете отдыхать душой и по-настоящему».
Стоит также сказать об организаторе данной регаты. Им выступил русский крейсерский клуб, который состоит из общественного объединения яхтсменов. Слово «русский» в наименовании не является признаком территориальной либо государственной принадлежности. Это простая отсылка языка общения.
Сообщество организует общие парусные странствия в формате регат либо флотилий, которые посвящены русской морской истории.