Яхтинг набирает популярность, и со временем становится все сложнее найти место у причала или даже просто свободный буй. Поэтому иногда приходится просто привозить свою лодку на прицепе и отчаливать от берега.
Как отходить
Когда яхта стоит у берега, а не у причала, воздействие природных сил на нее сильнее, поэтому стоит соблюдать особенную осторожность, и уже при барашках на воде подумать об отдыхе на суше. Т.е., выходить в море лучше только при слабом ветре.
Отход от наветренного берега не сложен – просто идете на полном курсе, и все. Но если ветер дует вам в лицо, сопротивляться потокам воздуха может быть немного сложно, поэтому поверните судно носом в ту сторону, где, по вашему мнению, вы быстрее сможете выйти на хорошую глубину. Для того, чтобы спустить лодку, нужно посадить на борт только рулевого, а остальные члены команды пусть толкают ее до тех пор, пока не появится возможность приспустить шверт и рулевое перо. Пока рулевой подбирает паруса, команда продолжает удерживать яхту против ветра, и лишь как следует толкнув ее, взбирается на борт. Затем рулевой уваливается, чтобы получить импульс, и постепенно опускает шверт по мере того, как увеличивается глубина воды.
Совет: уваливаясь, не берите очень круто к ветру и не натягивайте шкоты слишком туго, иначе паруса могут стать плоскими, а вы попадете в дрейф, и лодку снесет обратно к берегу (да еще и с риском удара корпусом).
Чтобы снизить риски, можно поступить немного иначе: отгрести с помощью весел, встать на якорь, поднять паруса и отойти так же, как от буя.
Как вернуться
Возвращаться против воздушных потоков не так сложно, но к подветренному берегу подходить стоит осторожно, чтобы не удариться бортом. В этом случае желательно выбирать песчаный берег, а не скалистый, и не бетонный пандус, чтобы уберечь корпус от удара. На расстоянии примерно восемь корпусов от линии возьмите круче к ветру, спустите грот и поднимите шверт. Можно идти и с полностью опущенными парусами, на скорости примерно 10 миль в час. По мере приближения постепенно поднимайте шверт и перо руля.
Отходите вы от берега или возвращаетесь к нему, лучше, когда он наветренный: в таких условиях лучше отходить полным курсом, и меньше риска удара при швартовке, т.к. потоки воздуха будут немного придерживать судно. Главное – оценивайте погоду и, главное, свои силы.