Это может показаться странным, но для того, чтобы отправится в путешествие на судне должен быть запас пресной воды, хотя бы пятилитровая бутылка. А вообще, чем больше, тем лучше. Системы водоснабжения выпускаются известными во всем мире производителями таким, как: Marco, Whale. Китайские производители весьма преуспели в деле систем водоснабжения. Чтобы понять как работает система необходимо обозреть всю цепочку водопровода, которая установлена на судне.
Суть водоснабжения
Начало системы в специальной горловине. Именно оттуда вода, проходя по специальной трубе, попадает в бак, предназначенный для пресной воды. На маленьких судах устанавливаются гибкие водяные цистерны. Их не нужно крепить, они устанавливаются в трюме. Недостаток такой системы в ее дороговизне. Бак, изготовленный из пластика, изящен и прочен, но его стоимость высока. Так, столитровый бак стоит примерно столько же, сколько холодильник с двумя камерами. По этой причине многие судоверфи, при постройке алюминиевых судов предпочитают оснащать их сварными баками, которые изготавливают работники верфи. Это гораздо дешевле. Вода попадает в кран из бака, а для того, чтобы вода текла под давлением, бак оснащается насосом. Существуют насосы нескольких видов. Первые – помповые, которые устанавливаются около раковины, а другие электрические.
Электрические насосы делятся на два вида: с принудительным включением и автоматические. Электрический насос первого вида функционирует посредством включения тумблера, а второго – автоматически включается, когда превышен уровень необходимого давления. Разница всех баков в том, что они производятся разными компаниями, с разным объемом. Наилучшими считаются гидрофы, которые объединены маленьким напорным баком и снабжены резиновой диафрагмой. Такой бак поддерживает определенное давление в системе, препятствует работе мотора, когда требуется подать воду в кран. Такая система экономит электричество, напор воды и предотвращает постоянный шум от работы мотора.
Цена самого незатейливого гидрофного бака составляет пятьсот долларов. За комфортное пребывание на судне эта приемлемая плата.
Сложная система водоснабжения на тех судах, которые оснащены гидрофором. Она состоит из раковины на камбузе, душа и умывальника, а также мойки в кокпите и душе, который находится на платформе для купания. Небольшое удовольствие – мыть посуду холодной водой или принимать холодный душ. Для того, чтобы на судне была горячая вода, устанавливают водонагревательные бойлеры. В эти большие баки вода поступает из гидрофа и нагревается. Самый маленький водонагреватель рассчитан на двадцать литров, так как баки меньшего объема изготовлять смысла нет. Бак может работать от напряжения в 220 Вольт, хотя это потребует дополнительного оснащения, а следовательно и расходов. Вода, как холодная, так и горячая подается в разные краны, а потом стекает в раковины. Краны предназначенные для водного транспорта по каким-то причинам по стоимости превышают аналогичные, устанавливаемые в жилищах. Так же обстоит дело и с раковинами.
Приятная экономия
Существует очень удобная вещь – душевой короб, который дополняется смесителем, лейкой для душа и шлангом. Лейку можно закрыть специальной крышкой, когда в ней нет необходимости. Стоимость такой вещи около ста долларов, вполне приемлема для яхт. На небольших судах, длина которых не превышает девяти метров, вода из раковины уходит за борт посредством специального шпигата. Подобным образом отводится и мыльная вода из душевых. Некоторые страны требуют, чтобы эта мыльная вода собиралась в специальный бак, а после сливалась в канализацию во время стоянки в марине. Судовладельцы лодок, которые оснащены морскими гальюнами, нередко сталкиваются с проблемой отвода сточных вод. Наиболее простой системой являются химические туалеты, наподобие Porta Potti или Dometic.
Содержимое туалета собирается в специальном баке, который легко демонтируется, а жидкость сливается в канализацию во время стоянки. Суда, оснащенные прокачными унитазами, делятся на несколько видов. Первые, у которых за борт смывается все при прокачивании, вторые, у которых вмонтирован септический бак, такая система намного сложнее, так как этот бак оснащен горловиной для откачивания сточных вод в канализацию или насосом, который откачивает отходы в океан. В некоторых моделях этот насос укомплектован мацератором, который измельчает в суспензию все содержимое бака. Стоимость такой системы составляет две тысячи долларов.
Выбор остается за судовладельцем: оснащать ли свое судно дополнительной системой отводов сточных вод или пользоваться той, которая уже установлена на яхте.
Продаются яхты и катера в различной комплектации, но судно, которое уже оснащено системой водоснабжения и стока будет по стоимости превышать судно, не имеющее такого оснащения. Многие, желая сэкономить, приобретают яхту без системы водоснабжения, а после дополнительно устанавливают систему. Кажется, что такое приобретение обойдется дешевле, по крайне мере по прайс-листу компании, которая продает системы водоснабжения и канализации. Хотя, если посчитать сколько будет стоит сам бак, шланги, электропроводка и остальные комплектующие и прибавить к этой сумме оплату мастеру за установку все этого великолепия, то сумма получится достаточно кругленькой. Кроме того, высока вероятность потерять гарантию на ремонт судна, ведь нужно будет сверлить корпус для крепления кингстонов. Поэтому вопрос о том, что обойдется дешевле весьма спорный. В любом случае, окончательное решение остается за судовладельцем.