В 1973 году началось первая командная кругосветная регата на парусных судах Whitbread Round the World Race. В период с 2001 по 2019 год имела название Volvo Ocean Race, с 2019 – The Ocean Race.
История появления
В 1969 году Робин Нокс-Джонстон получил звание первого человека, который обогнул планету без напарников и любых остановок на пути. В средствах массовой информации того времени это назвали «гонкой века». Однако с данным наименованием не согласились два англичанина — Гай Пирс и Энтони Черчилль. Конечно, они, как и другие люди того времени, восхищались тем, что Нокс-Джонстон сумел совершить такое непростое дело, однако это нельзя назвать гонкой. Да, во время гонки он пережил немало проблем: Бернар Мутисье отказался возвращаться к берегам Великобритании, Дональд Кроухорст без вести пропал в водах океана и так далее. Однако, в любом случае, это не гонка, а путешествие.
Раздумывая над этим, друзья пришли к необычному выводу: а что, если создать настоящее кругосветное соревнование на парусных яхтах? Каковы его отличия от обычных регат? Гай и Энтони спорили и размышляли об этом на протяжении очень длительного времени. Они заразили этой идеей и некоторых людей, входящих в ассоциацию яхтсменов Королевских ВМС, и даже лично Робина Нокс-Джонстона. Он позже высказался по этому поводу. В его заявлении говорилось, что мировая общественность впервые начала воспринимать Whitbread именно как регату-кругосветку, а не простое кругосветное путешествие одиноких яхтсменов, чья храбрость граничила с безумием.
Обсуждения идеи кругосветной регаты длились очень долго, но вскоре они пришли к результату.
Основные особенности
- Были сформированы особенности проведения регаты:
- В соревновании должны участвовать только суда с полной командой;
- Остановки во время гонки допустимы;
- Дистанцию стоит разделить на несколько этапов, ведь это поможет с рекламой соревнования;
- Соревнование должно начинаться в одном месте и одновременно, чтобы путешествие было настоящей гонкой.
Это кругосветное соревнование на парусных судах могло и не начаться, если бы проектом двух друзей не заинтересовался адмирал Отто Штайнер, который являлся одним из членов Королевского военно-морского союза. Он, услышав про этот проект и заинтересовавшись им, поделился этой идеей с главой компании по производству алкоголя Whitbread Уильямом Уитбредом. Именно он проспонсировал данное необычное соревнование, и именно благодаря его финансовой помощи появилась возможность совершить эту регату.
Организаторы сформировали четкие правила, пригласили самых известных яхтсменов того времени, проинформировали журналистов. Подготовка к соревнованию началось, и оно стало намного популярнее: появились заявки на участие.
И их количество было столь велико, что друзья сразу поняли, что все яхтсмены мира давно ждали подобного масштабного события.
Однако ближе к началу соревнования количество участников заметно уменьшилось: кто-то ушел по причине недостатка финансовых средств, кто-то — из-за того, что сомневался в своих возможностях. Несмотря на это, соревнование все равно началось. Известный в то время судовладелец Алекс Роуз выстрелил из пушки, тем самым ознаменовав начало первой в мире кругосветной гонки с полным экипажем. Восемнадцать судов, которые представляли семь мировых государств, покинули городок Портсмут. Началось соревнование, во время которого участники пройдут двадцать семь тысяч морских миль. Гонка получила название Whitbread Round the World Race.
Первые победители
Сразу же после начала соревнования уроженец Франции Эрик Табарли вырвался вперед. У него было все необходимое оборудование для того, чтобы победить: самое современное на тот момент алюминиевое судно с балластным килем. Помимо того, он обладал гигантским опытом нахождения в море, прекрасным экипажем и другими преимуществами. Однако все пошло не по плану: прошло меньше трех недель с начала соревнования, а новенькая яхта, которую еще не обкатали как следует, получила повреждения – сломалась мачта. Француз не сдался и отправился к столице Бразилии для того, чтобы отремонтировать лодку. Ремонт прошел успешно, и он продолжил соревнование. Однако удача вновь подвела моряка: на третьем этапе мачта опять сломалась, и, отчаявшись, француз решил покинуть гонку. Позже мужчина заявил, что к нему и его команде не была расположена судьба, и он решил не спорить с ней.
После того, как он выбыл из соревнования, судно Great Britain II, которое все время держалось на втором месте, вырвалось вперед. Его вел Чэй Блайт, который уступал в известности выбывшему яхтсмену. Однако он все равно имел достаточный опыт: он прошел безостановочное кругосветное путешествие в одиночку, и шел по одному из самых сложных маршрутов — против ветров, которые постоянно были направлены в противоположную сторону. Однако он не получил звание великого, ведь все посчитали, что ему попросту повезло. Однако не все люди знали, что постоянное везение невозможно, и тут дело не в удаче.
Несмотря на все это, мужчина принял решение о своем участии в соревновании. Раньше он был военным, и его команда полностью состояла из его знакомых — английских десантников. Практически никто из них даже не ступал на борт парусного судна, не говоря уже об управлении им. Однако капитан решил, что главное — отличные отношения между членами команды, а не мастерство. Он снял домик на территории Шотландии, где экипаж судна жил на протяжении трех недель, знакомясь друг с другом. И только после того, как все стали достаточно близкими знакомыми, начались настоящие тренировки на парусных судах. В это же время проходила постройка их судна – Great Britain II. «Окрестила» и приняла участие в церемонии спуска судна на воду лично британская принцесса Анна. Во время церемонии капитан судна заявил, что он и его команда приложат все усилия для того, чтобы оправдать все надежды Ее Высочества.
Несмотря на то, что британское судна автоматически перешло на первое место, в африканском городе Кейптаун, где финишировал первый этап, первым прибыли не англичане. Победило судно Burton Cutter, которым управлял уроженец Новой Зеландии Питер Блейк. Тогда он еще не был известен в кругах любителей яхтенного спорта, но позже он получит немалую известность.
Он поучаствует в этом кругосветном соревновании еще пять раз, а также получит главный приз в известной регате Americas Cup.
Мужчина рассказал о себе после завершения соревнования. Он рассказал, что до этого принимал участие во многих соревнованиях на небольших дистанциях, но его главной мечтой было огромная кругосветная регата, где он сможет показать свои способности шкипера. Сначала он думал, что никогда не сможет поучаствовать в подобного рода соревнованиях, но вскоре обстоятельства сложились так, что он стал одним из участников соревнования и вскоре начал свое путешествие. Он и члены его команды не успели подготовить судно к такому путешествия, и у него было немало проблем. Нормальной работе мешали покрытые ржавчиной элементы судна, постоянно рвущиеся шкоты, дыры в корпусе, из которых судно заливалось водой.
Есть даже необычная деталь: во время установки унитаза на судно слесарь совершил ошибку, и временами его содержимое выливалось не в предназначенное для этого место, а в комнату для хранения продуктов питания. После завершения первого этапа в Кейптауне эта и другие проблемы были исправлены.
В довершение всех навалившихся бед в Атлантическом океане его судно столкнулось с траулером. А после попадания в Индийский океан ситуация еще и ухудшилась: в условиях постоянного шторма было очень трудно управлять судном, волны постоянно бились о борт судна и качали его. Щели, которые были заделаны во время ремонтных работ, из-за постоянных штормовых условий открылись и судно опять периодически заливало водой, которую приходилось постоянно откачивать. Воды было очень много, но, к счастью, судно не пошло на дно.
В довершение всех бед шпангоуты и обшивка разделились, из-за чего корпус перестал быть жестким. Члены команды осознали, что долго с таким состоянием судна они не протянут, и риск крушения постоянно увеличивается, однако непростое решение о выходе из соревнования откладывалось максимально долго. В конце концов экипаж решил, что нужно сойти с дистанции. Они провели ремонт в ближайшем порту и отправились к берегам Новой Зеландии, на родину. Однако впечатления о пережитых соревнованиях не оставляли мужчину на протяжении шести месяцев: его беспокоили сны, где он принимает участие в этом путешествии. Каждые четыре часа он просыпался и некоторое время не мог уснуть. На протяжении полугода у него не было и мыслей об участии не просто в кругосветках, а в любых яхтенных соревнованиях. Однако прошло время, пережитая неудача забылась, и он решил попробовать еще раз.
На судне Чэя Блайта также были проблемы, однако его лодка была просто отлично сконструирована, благодаря чему его десантники-моряки финишировали на первом этапе первыми. Команда уже вышла вперед, и никому не собиралась отдавать свое первое место. Они двигались в сторону юга, и погода с их передвижением все ухудшалась: становилось заметно холоднее, к дождям примешивался снег, размер волн становился все больше, айсберги начали появляться на их пути и нужно было постоянно следить за морем.
Они попали в очень трудное место, и не обошлось без жертв. Во время сильного шторма за борт смыло сразу трех членов экипажа, включая Бенни Хопкинса. У них не было возможности им помочь, ведь шторм продолжал бушевать. Все они знали, что идут на риск.
Узнав о случившейся трагедии, организаторы данной регаты решили прекратить ее, однако, посоветовавшись с участниками, они решили завершить начатое. Все члены экипажа знали о том, что они идут в очень опасное путешествие, и нельзя было отступать.
Мыс Горн первым обогнула команда Чэя Блайта, сразу направившись к столице Бразилии, где и заканчивается маршрут. Они пришли туда первыми, однако организаторы, сделав пересчет по гандикапу, отдали главный приз Sayula II.