Управление зарядкой и питанием
Пока моторная лодка находиться в море, как правило, двигатели постоянно работают. Это будет зависеть только от накопленного электричества или берегового питания, когда судно находиться рядом с берегом или стоит на якоре.
Яхта будет зависеть от батарей в течение большого количества ее жизни.
Чтобы понять требования в управлении питанием, необходимо провести определённые математические расчёты. Таблица ниже дает крайне простое представление касаемо энергоменеджмента.
Ватт | Текущее(A) @12В | Часов использования в сутки | AH
Потребление |
AH
Потребление при 50% работы |
Необходимо часов для зарядки | |
Навигационные огни | 100 | 8.3 | 8 | 66.7 | 133 | |
Автопилот | 1.5 | 14 | 21.0 | 42 | ||
Внутреннее освещение | 100 | 8.3 | 5 | 41.7 | 83 | |
Лебёдка | 600 | 50.0 | 0.1 | 5.0 | 10 | |
Холодильник | 15 | 1.3 | 24 | 30.0 | 60 | |
Инструменты и Электроника | 20 | 1.7 | 14 | 23.3 | 47 | |
ВСЕГО | 187.7 | 375 | ||||
Генератор – 50A | 50.0 | 375 | 7.5 | |||
Генератор – 75A | 75.0 | 375 | 5.0 | |||
Генератор – 100A | 100.0 | 375 | 3.8 |
Для балансировки внутренней нагрузки в течение 24 часов генератор переменного тока на 75А должен работать примерно 5 часов. Если генератор увеличивается до 100А, время уменьшается до чуть меньше 4 часов.
Интересно отметить, что высокий ток в лебёдке практически незначителен в общем потреблении электроэнергии. Наибольшим спросом пользуются светильники и холодильник.
Для сокращения времени зарядки требуется значительное сокращение потребления. Использование светодиодных ламп с потребностью в 10% от нормы снизит потребность в AH на 50% и время зарядки на тот же процент.
Батарея старта двигателя (см. ниже) практически не влияет на время зарядки. Напряжение очень высокое, однако, в течение такого короткого времени, заряд будет заменен задолго до того, как внутренние батареи дойдут до полной зарядки.
Береговое питание
Береговое питание обеспечивает отличное средство зарядки батарей и предоставляет альтернативное питание, чтобы избежать необходимости их зарядки в первую очередь.
Однако есть две области берегового питания, где требуется большая осторожность.
Береговое питание (обычно 240 Ватт в Европе или 115 Ватт в США) опасно. В сочетании с соленой водой оно несёт большую опасность. Важно, чтобы соединения со стороны лодки были правильно спроектированы и установлены, чтобы никакие ошибки на стороне берега не могли повредить лодку. Надлежащее заземление требуется там, где должны использоваться соответствующие разделительные трансформаторы. Береговой кабель должен быть правильно соединен с соответствующими защитными выключателями.
Подключение к береговому питанию может вызвать значительную анодную коррозию (требуется катодная защита). Причал может иметь значительную разность потенциалов по отношению к воде, и это может привести к сильной коррозии металлических объектов на судне. Лодка нередко теряет пропеллер из-за коррозии в середине зимы из-за подключения к береговой сети. (Обратите внимание, что проблема не в силовых проводах, а в проводнике заземления).
Крайне важно получить соответствующий совет от поставщика энергии на берегу и авторитетного консультанта по электрооборудованию в районе пристани для яхт перед тем, как оставить судно на берегу на какое-то время. Это важно, даже если судно было оснащено самыми современными средствами защиты береговой энергии.
Ветровые и буксируемые зарядные устройства
Ввиду высоких требований к зарядке аккумуляторов в современных яхтах привлекательными вариантами являются либо ветрогенераторы, либо буксируемые зарядные устройства.
Отличный список доступных вариантов в этой области можно найти на сайте Ampair: http://www.isomatic.co.uk/Wind_power.htm
Солнечные панели
Раньше говорили, что в течение своего срока службы солнечные панели генерировали меньше энергии, чем было использовано для их производства! К счастью, современные технологии производства улучшили это соотношение.
Важно помнить, что небольшие солнечные батареи, особенно гибкие, обычно устанавливаемые на судах, не очень эффективны и будут обеспечивать только ограниченную мощность. В оптимальных условиях, когда солнечная панель расположена под прямым углом к солнечному свету, она будет обеспечивать порядка 100 Вт на квадратный метр панели. С учетом приведенной выше таблицы, посвященной режиму зарядки, такой выход будет лишь незначительным вкладом в энергопотребление судна.
Это, однако, внесет полезный вклад в пассивную зарядку, пока судно будет находиться без присмотра на якоре или на стоянках. Летом якорный огонь будет пользоваться накопленной энергией от солнечной батареи (особенно со светодиодными лампами).
Зимой солнечная панель (и) может приводить в действие осушитель в течение часа или около того в день. (Теоретически осушитель может работать на около 300 Вт, поэтому один час работы будет приравниваться к 3-4 часам для одной панели солнечных батарей с площадью в 1 м, хотя доступный зимой солнечный свет почти наверняка потребует для этой цели вторую панель, особенно если используется инвертор, для осушителя потребуется примерно 240 Ватт).
Инверторы
Инверторы используются для преобразования постоянного тока от аккумулятора (или в некоторых случаях от генератора) в переменный ток, необходимый для работы определенных бытовых приборов, таких как телевизоры, микроволновые печи или осушители.
Оборудование должно быть профессионально установлено таким образом, чтобы переменный ток инвертора никогда не мог быть подключен к переменному току от берегового источника причала.
Номинальная мощность инвертора (максимальная выходная мощность) должна быть как минимум на 50% больше, чем максимальная мощность, которая вам когда-либо может потребоваться, и в идеале – на 100%.