К сожалению, перевернуться на воде можно в любой момент. Главное, в такой ситуации понимать, что не вы первый, и не вы последний. И не паниковать.

Почему судно может опрокинуться

Если у вашей лодки нет утяжеленного киля, команда должна быть готова к опрокидыванию. Это может произойти из-за непогоды или неудачно выполненного маневра, например, при произвольном повороте фордевинд. И, если у вас типичный легкий дэйселер со швертом, подобного опыта вам не избежать.

Так как большинство лодок, даже 15-футовые яхты, обладают хорошей плавучестью, кроме испорченного настроения или, наоборот, незабываемых приключений, вам ничего не грозит.

Что делать при переворачивании

Первое, что нужно сделать – убедиться, что все члены команды целы и невредимы. И ни в коем случае не покидайте лодку – держась за нее, вы сэкономите силы, а спасательной команде будет найти вас гораздо проще (вы же не забыли надеть яркий спасательный жилет?). Если у вас небольшая лодка, ее можно попробовать вернуть в исходное положение.

Убедитесь, что судно не село на мель. Если нет, то мачта будет под водой.

Выдвините шверт до упора и освободите все шкоты.

После этого нужно развернуть нос лодки на ветер.

Теперь придется приложить немало усилий: заберитесь на перевернутый корпус судна, упритесь ногами в шверт и, как можно сильнее откинувшись назад, переверните яхту.

Если лодка оказалась перевернутой на 180 градусов (или, как говорится, в положении черепахи), и мачта полностью под водой, заберитесь на корпус, упритесь также ногами в шверт и тяните на себя. Второй член команды при этом толкает корпус от себя.

Когда судно встанет на место, не допускайте, чтобы паруса сразу наполнились воздухом. Один член команды сразу же взбирается на яхту, переходит на мидель и вычерпывает воду. После того, как часть воды будет удалена, он помогает остальным членам экипажа вернуться на борт.

Если сначала всем членам команды вернуться на борт, а потом начать вычерпывать воду, устойчивость будет минимальная.

Легко сказать – переверните лодку. Иногда это бывает сделать достаточно трудно из-за сопротивления парусов. Чтобы уменьшить силу сопротивления, попробуйте отвязать фалы, закрепив свободные концы таким образом, чтобы до них можно было легко добраться, а затем убрать паруса.

Бывают ситуации, когда после переворачивания лодка заполнена водой, а верхняя часть колодца находится ниже ее уровня. В таком случае, прежде чем начать вычерпывание, закупорьте колодец.

И последний совет: от опрокидывания не застрахован никто, т.е., как бы вы ни были осторожны, когда-нибудь это все равно произойдет. Поэтому, перед выходом в море, желательно предварительно потренироваться в переворачивании и желательно это делать летом, в теплой воде, чтобы спокойно, без спешки, проработать все этапы операции.