Как стать хорошим яхтсменом, не угробить лодку, выступить в регатах достойно? Пожалуй, это почти самые главные вопросы, на которые ищет ответ каждый любитель морских приключений, яхтенных прогулок на скорости. По мнению легендарного гонщика под парусами Денниса Коннера, судьба дает только два пути: правильный путь яхтсмена и неверно выбранный маршрут, действия. При этом неважно, на какой лодке выступает спортсмен, будь то яхта для участия в гонках под парусами или крейсерские варианты плавания.
Отличная морская практика достигается, когда яхтсмен проявляет характер, добиваясь от транспорта максимальной скорости, усиливая его потенциальные ресурсы. При этом он задает тон для новых идей производителям, является примером для конкурентов и открывает для себя самого новые перспективы роста. Как, с точки зрения конструктора Оливье фон Алена, должна выглядеть лодка будущего и, каковы рецепты удачного плавания?
Формула корректных настроек – экспертное мнение
Допустим, дано снаряжение, лодка, паруса без необходимости кардинальных внедрений. Как тогда «заправить» этот парусник, чтобы выжать максимальный результат? Важно правильно настроить судно. Конструктор считает, что не обязательно при этом яхтсмену вкладывать в конструкцию баснословные деньги. Необходимо лишь выбрать последовательность действий, подобрать гармоничные настройки парусов. Для этого необходимо осознавать ценность угла атаки, под которым расположатся паруса в зависимости от погодных условий.
Неважно дорогое или дешевое парусное снаряжение закуплено на борт. Главную ценность представляют действия шкипера, который настроит лодку так, чтобы идти быстро, гармонично. Плохая настройка парусных полотен – основная ошибка дилетантов, пеняющих потом на «неправильный ветер» в случае фиаско на воде. Достаточно серьезно углубиться в чтение спецлитературы для понимания, как правильно нужно настраивать паруса, рангоут.
Кроме того, необходимо прислушиваться к рекомендациям опытных «морских волков», опробовать их советы на практике для выбора подходящей стратегии.
Если подобные нюансы учесть, яхтсмен будет приятно удивлен результату, горд от собственных действий. Без усилий нереально представить отличный результат, но они того точно стоят! Порой надо пытаться приглашать опытного гонщика даже на борт, чтобы познать до конца эту науку. Это не помешает и для держателей стареньких лодок. Усвоив этот урок, можно приступать ко второму.
Ключи от счастливого плавания
В данном случае речь идет непосредственно об инструментах на пути к успешному плаванию. В случае отсутствия нормального инструментария специалист будет бессилен, несмотря на все усилия по настройке. Чем настроить парус или рангоут? Настройка всецело зависит от наличия блочных систем на шариковых подшипниках, подходящих для транспорта, испытывающего повышенную нагрузку. Помогают в деле стаксель-шкоты, поддающиеся удаленной регулировке. Имеет значение погон гика-шкота.
Для желающих добиться максимальной производительности, функционирования проектировщик рекомендует научиться сбрасывать каретку, после возвращать ее в обратное положение в зависимости от ветрового давления. Этот момент требует от яхтсмена настройки отдельных деталей или наличия специальной лебедки. Будут полезны фалы из дайнимы, позволяющие парусу создать определенное натяжение передней шкаторина. Это фактор успеха, влияющий на сохранение профиля парусного полотна и особенно стакселя.
Хотя без сложностей не обходится. В настоящее время на крейсерских суднах от производителей, занимающихся массовой поставкой яхт на рынок, на первом месте выступают удобства, на втором эффективность. Таковы требования новых рыночных условий, потому рубку делают максимально просторной. При этом монтаж шкотов перемещают с просторных крыш рубки на палубные потопчины. Конечно, за этим следует ухудшение настройки генуи. Нельзя уже настраивать угол атаки, применяя параметры меньше 20 градусов. В этом случае важно понимать, что с увеличением угла атаки в генуе на несколько градусов последуют ухудшения на такую же цифру настройку лавировочного угла.
Пример из жизни. Допустим, есть семейный крейсер с потерями в лавировке. Судно способно развить скорость до 6 узлов. Достигнув этой скорости с ростом угла стаксельной атаки на пять градусов, падают скоростные показатели выхода на ветра на три десятых узла.
Это значит, экипажу придется плавать на семнадцать минут дольше даже с корректными условиями настроек и с правильным управлением лодкой.
В связи с этим лучше было бы поместить на кровле рубке погоны для штаговом парусе. С этой же целью сыграет на руку оттяжка Барбера, но этими вещами нужно уметь воспользоваться.
Повышенного внимания заслуживают автоматические штаговые паруса. По общему представлению яхтсменов проблем с этим не возникает. Однако на практике они сталкиваются с трудностями в их монтаже, избрав конкретный угол атаки. Эта проблема не является критичной, однако неприятна. Решается проблема просто с помощью монтажа крупного радиального погона у мачты. Конечно, страдает внешний вид, затрудняется доступ на носовую часть. Основным минусом стакселей эксперты считают неспособность на слабых ветровых нагрузках тащить транспортное средство. Причем на попутных курсах они сильно открываются в верхней части. Проблематика системного характера осложняется невозможностью изменить тягу стакселя даже при легком ветре. Управление затрудняет установка дополнительных шкотов, создаваемых для открытия задних шкаторин на попутном ветре. По этой причине для оптимизации вопросов с легкими ветрами на борт лучше установить геную №1 либо Код Зеро. Хотя для многих яхтсменов автоматические стаксели представляются выгодным моментом, дабы минимизировать возню с парусами.
Урок Третий. Подробнее о парусах
От мастерского пошива паруса зависит разгон яхты. Речь идет о высококачественных полотнах, несущих за собой соответствующие затраты. Для каждого владельца имеет значение вопрос: на что приходится рассчитывать, вложив существенные деньги? Вряд ли можно получить максимум пользы, задействовав новенький парус, если при этом яхтсмен теряет несколько градусов вследствие невозможности оптимальной настройки. Поэтому необходимо последовать примеру опытных «морских волков», подумать о комплексном снаряжении.
Каков он, новый парус? Разумеется, парусное обновление дарит увеличенные скоростные показатели, наличие оптимального профиля, увеличение аэродинамики, что достигается при правильной установке паруса. Пример: возьмем геную. Полезно дотянуть нижнюю шкаторину плотно к одному корпусу. При полном курсе важна длина паруса, точнее его удлинение. Устанавливая нижнюю кромку, обшитую литкросом, на палубную поверхность, то вода сработает в качестве концевой шайбы вместе с корпусом, ограничивая проникновение потока воздуха на обратную сторону паруса.
Это важный аэродинамический плюс, приводящий спортсмена к выигрышному положению в регатах.
Но важен размер стакселя. В этом случае ценным критерием успеха выступит максимальная внимательность. К примеру, на яхте существуют развитые краспицы-бруски. Не имеет смысла заказывать удлиненные нижние шкаторины. Выгодный момент от такого варианта краспиц состоит в способности уменьшить нагрузку на мачты и вант. Все это выливается в эффективность парусного судового снаряжения и улучшения геометрических показателей. Хотя минус также в этом есть.
Геную затруднительно использовать, если она сильно перекрывает грот. Как решить проблему? Опытные «завсегдатаи» гонок советуют применить небольшие узкие паруса, установленные впереди. Хотя слабый ветер дает почувствовать нехватку их площади. По этой причине тщательно нужно подходить к выбору стакселя, обращая внимание на его размер. Идеальным выходом из ситуации становится установка Кода Зеро.
Сильно отличаются от предыдущих вариантов мачты с укороченными краспицами, генуэзскими стакселями. Нет смысла устанавливать длинную нижнюю шкаторину. Ее польза заключается лишь в полезности на слабых ветрах, недозагрузке парусами. В таком случае выгодные для гонок условия продемонстрирует широкоформатная генуя с отличными тяговыми усилиями на полном курсе. Для яхтсмена выгоднее инвестировать средства в ламинатный парус по сравнению с приобретением большой генуи, ведь она при поворотах доставит немало хлопот.
Необходимо выбрать и оптимальные габариты грота. В последнее время трендом считается парус, оборудованный широкими фалами. Этот формат бесценен для крейсерских плавсредств с отменными скоростными параметрами. Мощность фаловой дощечки определяет мастер совместно с архитектором проекта. Крейсеристу тут не избежать возни с латами при складывании парусов или их постановке. Приходится использовать ручной метод. В море это малоприятное занятие. В слабые ветровые нагрузки яхта порадует высокой скоростью. Если ветер будет сильным, рифы нужно брать раньше. Ключевым фактором для придания максимальной полезности становятся аэродинамические характеристики.
Для мачт, где парус закручивают, обычно шьют паруса с абсолютно прямыми шкаторинами для отказа от лат.
Этот «треугольный» тип парусов характеризуется простотой, как впрочем, и бесполезностью.
Как насчет углепластиковых мачт?
Последним шагом в яхтенной экипировке станет подбор мачты. Экспертами высоко ценятся углетканевые мачты. По отзывам капитанов это наиболее удобный способ управления транспортом при применении стоячего такелажа, созданного из прочного волоконного сырья. Приобретение новой мачты, парусов, остального оборудования для яхтсменов обходится недешево. Приобретателям же яхт, имеющих цель достичь высоких скоростей, приходится приобретать – деваться некуда.
Жизненная ситуация: одному заказчику потребовалось обрести сверхспортивную угольную мачту. В длину эта модель на два метра превосходит стандартные модели и на шесть килограммов обладает меньшим весом. Причем это масса с такелажем. В связи с этим оснащением остойчивость не пострадала. Судовладелец же приобрел судно с улучшенными маневренными показателями при слабых ветровых нагрузках.
Верфи, создающие крейсера, также решают проблему с помощью увеличения парусных габаритов. Проектировщики стремятся создавать условия для команды, чтобы она могла обойтись минимальным числом сотрудников на борту во время прогулок остальных гонщиков на берегу. В продуманной конструкции мачтовая высота, S парусности сохраняют прежние значения, но за счет увеличения легкости вырастает автоматически остойчивость. Наблюдается меньший крен, отмечается высокая скорость, экипаж, без особого напряга, без труда берет рифы.