До Alice в Lürssen не выпускали концепцию суперяхты более десяти лет, и у них никогда не было намерения её создавать. Идея родилась благодаря органичным и несколько комичным обстоятельствам. Когда глава отдела маркетинга и коммуникаций Lürssens узнал, что «Miniatur Wunderland», туристический аттракцион, демонстрирующий модели небольшого размера, собирается построить миниатюрную модель Монако, лампочка зажглась. Lürssen решил связаться с представителями Miniatur Wunderland и сообщить им, что они построят мини-суперяхту для мини-Монако.
Джим Слуйтер, ведущий дизайнер экстерьера Lürssen, получил задание: «Спроектируйте суперяхту для гавани Монако, которая будет настолько возмутительной, что каждый турист в стране чудес захочет сфотографировать её». Она должна была иметь идеальный баланс вау-фактора и реализма. И она также должна быть максимально устойчивой и экологичной.
В итоге Слуйтер разработал 98-метровую моторную яхту, работающую на метаноле, с приподнятой надстройкой, без салона, с извилистым речным бассейном и теннисным кортом. Честно говоря, это звучит немного нелепо, однако Слуйтер утверждает, что это вполне возможно. Хотя ему это и не требовалось, он даже спроектировал все внутренние помещения кабины и зоны для экипажа, чтобы доказать, что это возможно. Слуйтер хотел убедиться, что дизайн стал заявлением для остальной части рынка, демонстрируя, что такое Lürssen.
В каком-то смысле Alice – это способ Lürssen диктовать своё будущее повествование и служить маяком разума и вдохновения в хаотичном медиа-ландшафте. В последние годы издания, работающие в сфере предметов роскоши, заметили тот факт, что людям безумно нравятся концептуальные суперяхты. Что в конечном итоге привело к тому, что нелепые и диковинные концепции стали классическим материалом для приманок. По словам Слуйтера, это немного раздражает дизайнеров.
«У меня есть небольшая группа WhatsApp с некоторыми другими дизайнерами. Каждый раз, когда в сети публикуется какая-то безумная концепция, мы делимся ею в чате, и все мы очень расстраиваемся. Мы такие: «О, посмотрите на этого парня. Это даже отдалённо невозможно».
Слуйтер продолжает: «Благодаря сумасшедшим концепциям, честолюбивые дизайнеры, вероятно, намерены прославить своё имя и получить некоторую известность, верно? А потом СМИ публикуют это, потому что хотят получить больше кликов и лайков». К сожалению, большинство концепций с тем же успехом опорочивается средствами массовой информации. И, несмотря на всю работу, которая проводится в рамках проекта, о ней обычно не пишут. Вместо этого, скорее всего, концепции будут объединены в список, озаглавленный «Самые безумные проекты будущих суперяхт».
Концепция становится ещё более впечатляющей, когда дизайнер проводит вас через процесс её создания. Если вы посмотрите вдоль корпуса, то заметите, что Alice сохраняет традиции, имея те же классические линии Lürssen, которые Джон Банненберг использовал для «Limitless» и «Rising Sun» почти двадцать лет назад. А плавучая надстройка вдохновлена культовым небоскребом Marina Bay Sands в Сингапуре. Идея надстройки возникла такой потому, что Слуйтер признал тот факт, что владельцы любят сидеть на улице, но не любят сидеть на солнце.
Таким образом, с этим дизайном пространство палубы увеличено и оптимизировано, а надстройка действует как естественная тень. Слуйтер решил не добавлять седан, потому что знал, что многие владельцы почти никогда не используют эту площадь. «В основном это было связано с разговорами с клиентами и их мнениями и идеями. Это тоже просто из опыта. Мы проводили анкетирование с клиентами и тому подобное, но, похоже, это общее впечатление».
Большая часть дизайна продиктована чувством экологической ответственности. В Lürssen хотели преобразовать палубное пространство, представив идею парков и прудов на борту. Они даже вообразили, что тик будет заменён быстрорастущей и лёгкой древесиной, выращенной на органических фермах. Alice намерена сохранять климатическую нейтральность с помощью топливных элементов без выбросов, вырабатывающих электроэнергию на основе водорода, преобразованного из зелёного метанола.
Топливный элемент заменяет обычные дизельные генераторы на борту. Для повышения скорости и потребности в энергии добавлен дополнительный двигатель на метаноле. Другие энергосберегающие технологии включают утилизацию отработанного тепла, рекуперацию тепловыделений для использования в системе отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха как для отопления, так и для охлаждения.
Уровень мышления и деталей, которые были вложены в Alice, действительно уникален, и Слуйтер считает, что именно детали делают концепции и будущие проекты по-настоящему ценными: «Все технологии и инженерия Alice были действительно тщательно продуманы». Слуйтер объясняет: «Существует много концепций, в которых просто есть пресс-релиз о топливных элементах, длине, валовой вместимости, но вы знаете, что это просто дизайнер, который что-то нарисовал и визуализировал. Но за этим ничего нет. И всё же журналисты напишут статью со всей этой разрозненной информацией, которая ни на чём не основана».
Слуйтер добавил: «Что касается других дизайнеров или верфей, то для них концепция может быть чем-то, что они делают каждый год. Итак, что бы они ни делали в следующем году, концепция, которую они сделали в этом году, уже в прошлом. Но Alice будет будет в Miniatur Wunderland в течение следующих 15 лет именно тем проектом, на который люди будут смотреть. Так что это должно быть что-то действительно стоящее, предназначенное для далёкого будущего».
Несмотря на разочарование, связанное с концепцией кликбейтов, тяжело наказать ответственного дизайнера, взявшего на себя инициативу разработать концепцию и попытаться раскрыть своё имя. Но, с другой стороны, средства массовой информации должны лучше судить и решать, что стоит опубликовать. Слуйтер показал, что это отрицательно сказывается на бизнесе: «Иногда потенциальные клиенты видят, что кликбейт циркулирует в средствах массовой информации, и спрашивают нас, возможна ли функция дизайна, и когда мы говорим «нет», это явно не идеальная ситуация. Думаю, это показывает, что отрасли нужно больше просвещать, а СМИ должны быть более избирательными».
Слуйтер также отметил, что, возможно, дизайн яхт может быть больше похож на архитектуру, где люди могут стать аккредитованными и утверждёнными дизайнерами яхт, а не просто быть кем-то, кто может рисовать. Независимый бренд, который признаёт определённый уровень ноу-хау или опыта, будет означать, что только определённым людям разрешено называть себя дизайнерами яхт.
Несмотря на все недовольства и разочарования, невероятно приятно видеть, как молодой дизайнер на крупной верфи решает настоящую проблему отрасли. Что сделало бы Alice ещё более успешной – если бы она вдохновила другие верфи сделать то же самое. Alice – это не просто реклама или маркетинг. Это Lürssen, выходящий за пределы реального мира с помощью чего-то, что показывает остальную часть рынка, и то, насколько они хороши на самом деле.