Вступление
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) устанавливает минимальные стандарты для конструкции и оборудования судов в интересах безопасности человеческой жизни. Первоначально эти стандарты применялись только к пассажирским судам (любое судно, перевозящее более 12 пассажиров), но постепенно были расширены для применения ко всем судам с некоторыми исключениями. Эта разрозненность отражается в типе и количестве сертификатов, которые суда должны иметь в качестве доказательства того, что они соответствуют применимым требованиям конвенции.
Конвенция исключает из своей эксплуатации любое судно (кроме пассажирского) валовой вместимостью менее 500 единиц, а также парусные суда, рыболовные суда и прогулочные яхты, не занимающиеся торговлей. Что подразумевает собой термин “участие в торговле” для Конвенции, не совсем ясно, но многие государства рассматривают яхту, участвующую в любой форме коммерческого предприятия, как ”участвующую в торговле”. В 1993 году Соединенное Королевство уточнило положение судов, используемых в коммерческих целях для спорта или развлечений (см. SI 1993 № 1072), в отношении законодательства и юрисдикции Соединенного Королевства. Любое такое судно, которое по определению не является прогулочным судном, подпадает под действие требований правил по охране человеческой жизни на море, касающихся осуществления Конвенции СОЛАС.
Введение Кодекса практики для коммерческих парусных и моторных судов позволяет таким судам обращаться в MCA для получения сертификата о том, что судно соответствует требованиям соответствующего Кодекса практики. Наличие такого сертификата освобождает судно от соблюдения определенных аспектов правил безопасности, НО, если судно является “конвенционным судном” (см. Выше), оно должно быть освидетельствовано и получить соответствующий сертификат безопасности, изложенный ниже.
В соответствии с Конвенцией каждое государство флага несет ответственность за ее выполнение в отношении своих собственных судов. В рамках Конвенции существуют значительные возможности для разных толкований различными государствами флага. Таким образом, передача реестра судна из одного государства в другое поставит вопрос о действительности любых сертификатов, выданных предыдущим государством флага. Многие государства флага делегируют признанным классификационным обществам полномочия по обследованию и выдаче соответствующих сертификатов Конвенции. В других странах государственные органы являются единственным уполномоченным органом, выдающим документы (т.е. MCA).
Сертификаты СОЛАС
Свидетельство о безопасности пассажирского судна
Пассажирские суда, то есть суда, перевозящие более двенадцати пассажиров, требуют только одного сертификата, то есть Сертификата пассажира и безопасности (P&S) (фактически это Пассажирское свидетельство и Сертификат безопасности, включенные в один документ). Этот сертификат действителен в течение двенадцати месяцев. В разделе Пассажирского свидетельства указывается количество пассажиров, которое может перевозить судно, а со стороны Сертификата безопасности указывается, что судно было надлежащим образом обследовано и соответствует требованиям Конвенции о безопасности в следующих отношениях:
- i) Конструкция корпуса, главные и вспомогательные котельные установки и машинное оборудование.
- ii) Водонепроницаемые конструкции подразделений механизмов, включая подробную информацию о любых подразделах линий нагрузки.
iii) Радиоустановки, включая установки для спасательных шлюпок и портативной радиотехнической аппаратуры.
- iv) Спасательные средства.
- v) Противопожарная техника.
- vi) Навигационное оборудование – эхолот, пеленгатор, радиолокационная установка, гироскопический компас.
vii) Сигнальные огни, звуковые сигналы сигналов бедствия, лоцманские трапы и подъемники.
Считается преступлением, если пассажирское судно принимает на борт большее число пассажиров, чем это предусмотрено его пассажирским свидетельством. Владелец или хозяин несет ответственность в случае осуждение в порядке суммарного производства ведущего к максимальному штрафу в размере 50 000 фунтов стерлингов, а при обвинительном заключении-к неограниченному штрафу. Кроме того, если владелец или капитан судна не демонстрируют на видном месте дубликат Сертификат о пассажирах и безопасности, то это квалифицируется как уголовное преступление.
Обратите внимание на новые и измененные требования Кодекса пассажирской яхты, упомянутые ранее.
Сертификаты безопасности – суда, не являющиеся пассажирскими кораблями
Для судов, отличных от пассажирских (то есть коммерческих яхт), существует три основных сертификата, а именно:
- i) Свидетельство о безопасности по оборудованию и снабжению
Требуется для судов (кроме освобожденных от соблюдения) валовой вместимостью свыше 500 единиц, занимающихся международными рейсами. Он действителен в течение максимум 24 месяцев при условии удовлетворительного завершения ежегодного обследования и утверждения сертификата.
В этом сертификате указано, что судно было осмотрено и нижеописанные пункты соответствующие различным требованиям Конвенции были соблюдены:
а. Спасательные средства, в том числе линемёт.
- Противопожарное оборудование и планы пожарного надзора.
с. Навигационное оборудование, эхолот, пеленгатор, радиолокационные установки и гирокомпас.
- Сигнальные огни, звуковой сигнал, сигналы бедствия, лоцманские трапы / подъемники и наличие портативного радиооборудования для спасательной шлюпки / спасательного плота.
- ii) Свидетельство о безопасности конструкции
Требуется для всех кораблей (кроме освобожденных от соблюдения) валовой вместимостью свыше 500 единиц, занимающихся международными рейсами. Он действителен в течение максимум 5 лет при условии удовлетворительного завершения указанных периодических обследований и ежегодных обследований, при этом сертификат подтверждается соответствующим образом.
Периодические обследования, упомянутые выше, охватывают такие вещи, как:
- Крепление корпуса на морских отверстиях, включая бортовые выпускные клапаны, должны быть осмотрены в сухом доке с интервалами не более шести месяцев до и не позднее шести месяцев после половины срока действия
- Котлы и парогенераторы, подлежат внутреннему и внешнему обследованию с интервалом не более двух лет до восьми лет, а затем ежегодно
- В дополнение к периодическим освидетельствованиям каждое судно, в отношении которого был выдан сертификат безопасности конструкции, должно проходить ежегодные обследования. Такие обследования должны проводиться в течение трех месяцев по обе даты от годовщины выдачи сертификата. Для того чтобы утвердить проведение проверки сертификат должен быть утверждён и подписан геодезистом
iii) Сертификат безопасности радиооборудования
Требуется для всех судов (кроме освобожденных от соблюдения) валовой вместимостью свыше 300 единиц, занимающихся международными рейсами. Он действителен в течение максимум 12 месяцев.
За исключением Свидетельства о безопасности конструкции, освидетельствование зарегистрированных судов в Великобритании и выдача Свидетельств о безопасности находятся под абсолютным контролем DfT (MCA), классификационного общества Ллойда и британских комитетов некоторых иностранных классификационных обществ уполномоченных DfT на проведение освидетельствования судов и выдачу сертификатов безопасности конструкции.
Копия каждого действующего сертификата о безопасности, выданного судну, должна быть размещена в какой-либо заметной части судна и храниться в таком виде, пока она остаётся в силе.
Зарегистрированное в Соединенном Королевстве судно совершает нарушение, если выходит в море или пытается это сделать без наличия такого сертификата на видном месте.
Всякий раз, когда на судне происходит авария или обнаруживается дефект, который влияет на безопасность судна, эффективность или полноту его оборудования, на которое распространяются сертификаты Конвенции о безопасности, об этом следует сообщать при первой же возможности в DfT (MCA) или консулу. Если судно находится в порту за пределами Великобритании, об этом также сообщается соответствующим властям страны, в которой расположен порт. MCA или Консул должны провести расследование, чтобы определить, необходим ли осмотр.
Владелец или капитан должен сообщать MCA полную информацию о любых обновлениях или изменениях корпуса судна, механизмов или оборудования, на которые распространяется Конвенция о безопасности. Департамент может потребовать обследования судна в той мере, в какой это будет сочтено необходимым, и может аннулировать соответствующий сертификат, если это требование не будет выполнено.
Если срок действия сертификата Конвенции о безопасности истек или он был аннулирован, сертификат должен быть предоставлен MCA. В целях Конвенции о безопасности под пассажиром понимается любое лицо, перевозимое на судне, за исключением:
- i) Лица, работающего или выполняющего любые функции на борту судна в связи с деятельностью судна.
- ii) Лица, находящегося на борту судна, либо в соответствии с возложенным на него обязанностями штурмана по перевозке потерпевших кораблекрушение, бедствие или других лиц, либо в силу каких-либо обстоятельств, которые ни штурман, ни владельцы, ни фрахтователи (если таковые имеются) не могли предотвратить или упредить.
iii) Ребёнка в возрасте до одного года.