К обычному списку проблем, с которыми сталкиваются трансатлантические моряки — слишком много ветра, слишком мало ветра, неисправность снастей — нужно добавить новую трудность: морские водоросли. В частности, речь идёт о саргассуме.
Сэм Фортескью, опытный моряк говорит: «Желтовато-коричневые соломинки саргасса в воде традиционно считались признаком того, что лодки приближаются к тропикам, но рекордное цветение сорняков в последние годы создало обширный плот, простирающийся по Атлантике и получивший название «Большой Атлантический пояс Саргасса».
Первое массовое цветение было отмечено в 2011 году, в то время как рекордное цветение, зафиксированное в 2018 году, было в десять раз больше — саргасс является растущей проблемой. Сообщения участников трансатлантического ралли ARC (Atlantic Rally for Cruisers) свидетельствуют о том, что трава может стать настоящей помехой на переправе.
Камилла Люнгберг описывает видение «больших оранжевых ковров» шириной в несколько километров во время своего пересечения Атлантики в 2015 году. «Это очень странная вещь, с текстурой измельченной капусты», – добавляет Грант Джеймисон-Хеск, пересекший траву в 2017 году.
«Более толстые комки водоросли значительно замедлили ход парусника», – объясняет Марк Локер, который в 2017 году плавал в ARC на яхте Hanse 505. «Я боялся, что нас остановят и мы не сможем двигаться дальше, предполагая, что трава будет также под корпусом и вокруг винта. Я слышал, что огромные ковры с травой могут быть сжаты до глубины 2-3 метра».
Во второй половине 2018 года ещё один моряк Дэйв Моринг столкнулся с проблемой саргассума. «Вы можете избежать этого в течение дня путём слаломирования между полями», – говорит он. «Тем не менее, мы специально проплыли через одно поле саргассовой травы, и это была не самая лучшая идея. Скорость снизилась с 6 узлов до всего 1,5 узла в конце поля. Мы не могли ни управлять, ни включать двигатель, мы чуть не застряли».
«Самая большая проблема заключается в том, что трава зацепилась за рули лопаты и кили колбы и создала перетаскивание. Нам приходилось чистить руль каждые два-три часа, потому что лодка теряла скорость, а управление было невозможно из-за вибрации», – говорит Мигель Нетто д’Альмейда, который пересек Пого в 2018 году.
Для многих шкиперов первым признаком присутствия травы было снижение скорости лодки. В то время, как обычно её можно было стряхнуть несколькими быстрыми поворотами штурвала, другим приходилось нырять, чтобы очистить пропеллер или перевернуть свою яхту, чтобы сбить траву.
Йорген Веннберг был предупреждён об этой проблеме тревожной вибрацией, когда они плыли по ветру на Elan 410 во время трансатлантического ралли ARC 2014 года.
«Первой проверкой была установка киля изнутри. Затем мы посмотрели на крепление руля, чтобы убедиться, что вибрации исходят от приклада руля — всё выглядело нормально. Следующей проверкой была камера GoPro, установленная на длинном валу. На ней мы увидели водоросли вокруг киля, винта и руля».
«Если вы попытаетесь использовать двигатель, когда он запутается водорослями, вы можете сделать ещё хуже. Каждый раз, когда мы включали двигатель, он издавал ужасный шум. Звучало так, будто реквизит вот-вот отвалится», – говорит Роз Смит, которая совершила кругосветное плавание в переоборудованном судне Oyster 56.
«Всё было настолько плохо, что супруг Рик решил самостоятельно проверить и убедиться в том, что это всего лишь водоросли. Это был единственный раз за всю поездку пока мы были в море, когда он зашёл в воду».
Другие моряки также предупреждают, что сорняки засоряют сквозные воздухозаборники для двигателей, генераторов и даже водопроводчиков. «Здесь, в Гренадинах, вымыто много саргасса», – сообщает участник ралли Русс Уайтхаус после отплытия ARC+ на своём Allures 45. «Достаточно того, что он полностью перекрыл поступление охлаждающей воды в генератор, заставив его отключиться, к счастью, до того, как был нанесён какой-либо ущерб».
Сорняки одинаково эффективны при засорении самоустанавливающихся шестерён и меньших крыльчаток, вращающихся в гидрогенераторах. Ник Фаббри, участвующийв ралли на своей Southerly 38 Ruby Ros говорит: «Мы всегда знаем, когда находимся в траве, потому что гидрофлюгер перестаёт работать».
Было много сообщений о том, что установки Watt & Sea или Duogen становятся непригодными к использованию из-за сорняков. Участник ARC Дэйв Моринг размышляет: «Зарядка батарей гидрогенератором была невозможна. В конце концов, нам пришлось выключить холодильник и использовать вместо электрического автопилота ветровой двигатель, чтобы снизить потребление энергии». Другие участники сообщили, что сопротивление от травы сорвало пропеллер на их гидрогенераторах.
Саргассум также делает невозможной и рыбалку. Хотя саргасс обеспечивает богатую и важную среду обитания для мелких рыб, крабов и других морских обитателей, которые, в свою очередь, привлекают более крупные виды хищников, негабаритные циновки сорняков также могут оказывать пагубное воздействие, ловя морских существ, таких как черепахи и кораллы.
Саргассум оказывает ещё более разрушительный эффект при выходе на берег, засорении пляжей, загрязнении рифов и закрытии туристической инфраструктуры, так как он создаёт неприятный запах тухлых яиц по мере того, как водоросли разлагаются. Особенно сильно Карибы пострадали в 2018 году, когда лучшие курорты, такие как клуб Святого Джеймса на Антигуа, закрылись на три месяца летом. В этом сезоне сильно пострадало карибское побережье Мексики.
С учётом экономических последствий выращивания сорняков, научные исследования были сосредоточены на объяснении чумных пропорций цветения саргасса, наблюдаемых с 2011 года. Исследование, проведённое Университетом Южной Флориды (USF), отслеживало рост с помощью спутников НАСА. Они обнаружили, что цветение происходит гораздо дальше на юг, вдоль экватора.
Команда USF считает, что коренной причиной могут быть новые модели обогащения питательными веществами. Некоторые обвиняют вырубку лесов в бассейне Амазонки и растущее использование синтетических удобрений по обе стороны Атлантики для увеличения количества питательных веществ, но ни одно исследование ещё не подтвердило это.
«Химия океана, должно быть, изменилась, из-за чего цветение вышло из-под контроля», – сказал доктор Чуанмин Ху из Колледжа морских наук США, который руководил исследованием.
Пик цветения обычно наблюдается в июле. Как правило, коврики начинают рассеиваться ко времени открытия сезона пересечения пассатов в ноябре, что объясняет, почему некоторые моряки сталкиваются не более чем с длинными, извилистыми полосами сорняков, которые сопровождали их на протяжении веков.
Тем не менее, нет сомнений в том, что саргассум, скорее всего, будет становиться всё более серьёзной проблемой для моряков. По имеющимся данным, цветение сорняков происходит в течение двух-трёх лет, прежде чем бедный год для семенной популяции снова уменьшит количество сорняков. Они также свидетельствуют о неуклонном увеличении размеров цветения.
Последний пик пришелся на июль 2018 года, когда спутниковые данные показали непрерывный пояс саргасса, простирающийся от Бразилии до Африки и обратно в Мексиканский залив. По оценкам, общий вес биомассы составляет 20 млн. тонн. И как предупреждает доктор Ху: «Основываясь на данных за последние 20 лет, я могу сказать, что пояс, скорее всего, станет новой нормой».