Нельзя назвать жизнь матроса на парусном судне веселой и легкой. В средние века в Англии про судьбы матросов говорили, что их жизнь хуже, чем каторга. Это было причиной недостатка матросов во флоте, кто ж захочет добровольно отправиться на каторгу.
А флот разрастался, соответственно матросов требовалось все большее количество. Так появились люди, которые вербовали парней на флот. Вербовщикам была дана неограниченная власть, в плане их деятельности. Главное, чтобы была достигнута цель, а способы и методы не важны. Никого не интересовало то, каким способом вербовщик добьется росчерка пера или хотя бы отпечатка пальца парня под контрактом. В каком виде его потом доставят на судно – связанным или пьяным, тоже значения не имело. Основная цель – привлечь на флот как можно больше матросов. Это и стало причиной того, что на кораблях было большое количество бандитов, нищих попрошаек, дебоширов-пьяниц. Всей этой веселой компанией необходимо было каким-то образом управлять. Наилучшим средством управления в те годы считалось телесное наказание. Мировоззрение людей того времени было таково: насилием можно решить любую проблему. Люди считали, что воспитать человека можно только силовыми методами.
Физические наказания на английском флоте
Протягивание человека под днищем корабля было самым жестким наказанием под названием килевание. Англичане утверждают, что этот способ наказания они подсмотрели у голландцев. В одном из голландских указов, действительно зафиксирован такой вид наказания как килевание.
Подвергать данному телесному наказанию следует того, кто говорит скабрезности, играет, отдыхает на вахте. Однако, живопись на амфорах древности доказывают, что килеванию подвергали еще в античные времена. Но, англичане применяли протаскивание под днищем корабля человека чаще других, а также дополнили наказание своими правилами и обычаями.
Процесс экзекуции довольно прост. Суть его в привязывании провинившегося к тросу, который перетягивался под килем корабля от одного борта до другого. Если трос заедало, то человек захлебывался водой и умирал, что случалось нечасто.
Чаще всего, приговоренные к этому наказанию умирали от порезов ракушек, которых было бесчисленное количество под килем корабля и от ударов о борта килевой части судна.
Впрочем, существовали и другие способы физически наказать провинившегося человека. Например, «наблюдение за звездами», суть наказания заключалась в привязывание штрафника к верхней части мачты и оставление так на ночь или на целый день, а могли оставить на сутки. Было наказание при котором привязанного бечевками к огромному бревну матроса погружали в воду. Трос привязывался к одному концу бревна, а к противоположному крепили любую тяжесть. Бревно бросали за борт и оно то погружалось в воду, то показывалось на поверхности, это было похоже на гигантский поплавок. А дальше бревно затягивали поближе к концу реи и опять бросали в воду. «Буксировка» – это наказание, когда осужденного к возмездию человека отправляли в дырявую шлюпку, привязанную к судну, а для того, чтобы он мог вычерпывать воду из шлюпки давали половник или чашку.
Другим телесным наказания было провести через строй. Эта экзекуция существовала и на суше, где проштрафившегося пропускали через строй солдат с ивовыми прутьями. На флоте вместо прутьев использовали линьки – короткие веревки с узлом на конце. Каждый обязан был ударить посильнее, чтобы самому не угодить в число штрафников. Все-таки чаще всего, применяли бичевание.
Популярный вид телесной экзекуции
Очень распространенным в те далекие средние века было бичевание. Это было телесное наказание плеткой. Плеть привязывали к рукоятке, которая была длиной тридцать сантиметров. Плеть делали из веревок или кожаных ремней. Чтобы наносимые удары были более болезненными на концах веревок или ремней завязывали узелки. Ханке Хельмут в своем произведении живописно описывает этот процесс.
Весь процесс наказания происходил неподалеку от грот-мачты. На спардеке поодаль от низших чинов, стояли офицеры. Человек, которому присудили наказание, подводился к мачте парой матросов, капитан громко зачитывал причину телесного наказания. Штрафнику, перед поркой, разрешали высказаться в свою защиту, хотя рассчитывать на то, что порку отменят вовсе или на смягчение наказания ему не приходилось. Дальше следовала команда раздеться, после которой осужденный оголялся сверху до пояса. Его ставили на деревянную решетчатую раму, которая служила крышкой люка. Ноги прочно фиксировались к решетке. Руки, поднятые вверх, привязывались к тросу.
В действие приговор приводил боцман, который должен был стегать как следует, если не хотел заполучить такое же наказание для себя.
Такие представления происходили практически каждый день. Гораздо реже пропускали через строй. Еще одна, описанная Хельмутом сцена бичевания: «Капитан судна вместе с офицерами смотрели с палубы на полубаркас, который двигался к ним, отдаляясь от флотилии военных судов, которые были пришвартованы в порту Плимута. Когда корабль подошел поближе, они увидели в центре палубы, стоящего на коленях матроса в кандалах. По обеим сторонам от него стояли стражники в яркой одежде красного цвета с обнаженными саблями. Со спины матроса, которая была исполосована плетью, капали капли алой крови. Неожиданно полубаркас пошел рядом с корабельным бортом. Боцман вынул плеть из чехла, бегом спустился в полубаркас. Далее, раздалась барабанная дробь, после чего последовал десяток крепких ударов по спине несчастного. После того, как лодочка с бедолагой прошла рядом с каждым из пяти кораблей, замученный матрос свалился без чувств. Медик, находящийся неподалеку знаком показал о прекращении казни. Это была отсрочка наказания на пару недель. Если засеченный матрос останется в живых, то экзекуция продолжится».
Регламент наказаний
Нормы наказаний зависели от величины проступка. Например, за незначительные огрехи можно было получить десять ударов. Данное количество ударов плетью было минимальным. Дальше по нарастающей: чем серьезней проступок, тем больше ударов. Число ударов могло дойти до сотни. Такое количество ударов являлось смертельным для провинившегося. Степень серьезности и опасности проступка определял офицер.
Чтобы поубавить офицерский пыл в 1844 году английское Адмиралтейство издало указ, по которому запрещалось приговаривать виновных больше, чем на сорок восемь ударов. Но положение матросов эта мера не улучшила. Офицеры стали чаще назначать наказание. По имеющимся статистическим данным в 1858 году, в общем объеме число ударов было 32 тысячи, на британских судах. За пятнадцать лет это количество уменьшилось лишь на шестую часть, то есть с 32-ух тысяч до 23 тысяч ударов.
Английское Адмиралтейство стало размышлять о том, как изменить ситуацию, но оставить данное наказание в силе. Тогда оно снова выпустило указ, в соответствии с которым чины первого ранга будут подвержены наказанию только в том случае, если такой приговор вынесет суд. Чины второго ранга должны подвергаться экзекуции только на серьезные нарушения, к которым относились бунтарские действия, драки, побег с корабля, пьянство, кражи, неподчинение офицерским приказам, азартные игры. Перечень нарушений настолько большой, что наказание получить мог каждый. Кроме этого, морякам младшего командного состава не запрещалось иметь при себе пеньковые концы. Этими шнурами они могли бить матросов сколько угодно, без разрешения офицера.
Ко всему прочему, указ Адмиралтейства не касался кораблей с преступниками-каторжниками на борту, которых вывозили в Австралию для освоения новых земель. Матрос такого корабля запросто мог стать заключенным за существенную провинность, с легкой руки капитана. Этих преступников нельзя было задействовать в качестве матросов и освобождать из-под стражи тоже было запрещено.
«Каторжные корабли» стали образцом экзекуций. Посоревноваться с ними могли лишь суда, выполнявшие функцию тюрьмы, а таких было много на рубеже веков. Во время одной из войн на английских кораблях-тюрьмах умерло американцев большее количество, чем в битвах. На одиннадцати кораблях – почти 12 тысяч человек. Матросы-надзиратели тоже долго не задерживались, по причине того, что их также подвергали телесным наказаниям.
Наказания для них были предусмотрены не только за нарушение морского регламента, но и за нарушение тюремного распорядка.
Понемногу телесные экзекуции канули в лету. Офицеры старшего ранга и капитаны кораблей стали находить другие методы воздействия на непослушных матросов: сажали под стражу, заковывали в кандалы, не разрешали уходить на берег в увольнение и многое другое. Телесные экзекуции были присущи всем государствам.
Британский флот является ярким примером того, какая тяжкая жизнь была у простого матроса. Долгие столетия англичане властвовали на морях. Франция была первой страной, которая отказалась от данного вида наказаний. Произошло это событие в 1791 году, спустя сорок лет ее примеру последовал бельгийский флот. Затем, итальянский, прусский, австро-венгерский. Позже всех от телесных наказаний отказались американцы и англичане—за десять лет до наступления XIX века.
На отечественном же флоте, телесные экзекуции были законными до лета 1904 года. Через год все газеты писали о вопиющем случае: морской офицер, в звании лейтенанта, Мордвинов ударил по лицу машиниста Щербакова. Лейтенанта посадили под стражу на пять суток. К каюте, где он находился, был приставлен часовой. Газеты освещали это дело как постыдное, но с надеждой на то, что этот случай будет последним проявлением телесных наказаний на флоте.
Устав и неуставные отношения в жизни моряков
Отношения, возникающие вне устава являются тем камнем преткновения, с которым моряки борются долгие годы. К слову сказать, борьба эта дает свои плоды. Такое положение вещей изменяется в лучшую сторону. Подтвердить этот факт могут те, кто проходил службу на флоте или на суше лет тридцать назад. На рассказы нынешних срочников, отслуживший пару десятилетий назад человек, скажет, что сейчас неуставные отношения гораздо демократичнее, чем в годы его юности. Рассказы бывалых солдат поистине завораживают. Конечно, и в нынешнее время случаются кулачные отношения. Куда ж без этого. Единственное, что утешает: случаи, когда офицеры прикладывают руки к срочникам являются редкостью.
Офицер, дающий волю рукам имеет все шансы попасть под самый настоящий суд – трибунал, с реальным сроком лишения свободы и всеми вытекающими последствиями. Помимо этого, все также процветает в армии и на флоте дедовщина. То есть рукоприкладство и унижение среди младших чинов. Разбирательство в подобных ситуациях осложняется «заговором молчания», который является своеобразной формой корпоративной этики.
Частенько случается так, что офицер стоит перед трудным выбором, когда нужно наказать матроса, но если это сделать по уставу, то можно сломать жизнь человеку. Вот раньше все было легко и просто: одна зуботычина и матрос встал на истинный путь исправления. Сейчас нельзя, есть риск загреметь в тюрьму. Тогда офицер включает свою фантазию.
В результате чего на свет появляются самые чудаковатые наказания.
Вот один из ярких примеров офицерской фантазии: на сторожевом корабле «Иркутский комсомолец», находящийся в составе Тихоокеанского флота, в почете было интересное наказание. Нарушителя устава привязывали к стволу орудия, чтобы проветрился и поразмыслил над своим поведением пару часов. Нарушителей-рецидивистов опять-таки привязывали к орудию, но уже давали холостой одиночный выстрел из пушки. Эффект от такого воспитательного момента – колоссальный. Нарушителю впечатлений хватает на всю жизнь, чтобы он больше никогда не пренебрегал уставом. Подобные экзекуции проводились с молчаливого согласия самих матросов, думавших о том, что уж лучше такое наказание, чем служба в дисциплинарном батальоне.
Немаловажный факт в том, что проблема отношений вне устава существует не только в родном отечестве, но и во всем мире. Например, американцы, провинившихся матросов заставляют голышом драить палубу. Пока те моют, другие подшучивают над ними. Потому что это армия, а в ней свои законы. Оригинальными наказаниями славится и британский флот, где наказаний никому не удается избежать. Заслужил – получи.
Например, принц Уильям во время своей службы на Королевской военно-морской службе, в чине младшего лейтенанта, провинился практически в первый же день. Он не справился с отдачей якоря. За такую провинность, принц должен был какое-то время лупить по нему кувалдой. Такое наказание у британцев сродни нашему, когда матросу дают напильник для того, чтобы заточить якорь, что бессмысленно. В общем, принц Уильям откупился от наказания ящиком пива.
На нашем флоте за такой поступок вполне возможно получить еще одно наказание.