Стать капитаном судна, на самом деле, не очень трудно. Главное — найти свободное время на обучение.
После прохождения курсов шкипера выдается специальный сертификат. Он дает право на управление как собственными, так и чартерными яхтами. Договориться о прохождении обучения можно достаточно просто — достаточно позвонить или написать электронное сообщение в компанию, которая предоставляет услуги обучения. Рассказать о своем желании стать капитаном. Многие организации позволяют посетить место будущего обучения, расспросить об особенностях и так далее. Обучение в яхтенной школе могут проходить даже люди, никогда не посещавшие судна. Главное — сделать первый шаг на пути к яхтенным путешествиям.
Как приходят к яхтингу
Многие люди, никогда не путешествовавшие в море, решаются начать занятия яхтингом из-за прочитанных литературных произведений. Также многие решаются сделать это после посещения различных яхтенных выставок и выслушивания рассказов друзей и знакомых о путешествиях в море. Например, один яхтенный путешественник, который занимается яхтингом достаточно давно, начал с посещения яхты «Полонез», владелец которой, капитан Кшиштоф Барановский, совершил кругосветное путешествие без экипажа. Судно выглядело очень красиво и на момент своего создания являлось весьма современным.
Любовь к морю может появится даже из-за таких мелочей, как увиденное на выставке судно. После этого начинается заполнение книжной полки произведениями об увлекательных морских путешествиях. Хейердал, Войтов, известный во времена Советского Союза журнал «Катера и яхты». Путешественник, который начинал свой путь с посещения яхты «Полонез», так увлекся морской тематикой, что в выпускном произведении на тему любимого героя литературных произведений описал характер и приключения Джошуа Слокама, книги о котором не входили в школьную программу.
Многие не решаются начать заниматься парусным спортом из-за того, что количество школ весьма ограничено, а сами они располагаются только возле крупных рек, озер и водохранилищ, и не всегда доступны жителям городов. Во времена Советского Союза парусный спорт хоть и достаточно интенсивно развивался в сравнении с современным и был доступнее, но все равно большая часть населения им не увлекалась. Кроме того, совершить длительное путешествие по другим государствам, как, например, Юрий Сенкевич, было практически невозможно. Школы моряков находятся только в крупных портовых городах вроде Санкт-Петербурга и Одессы.
Помимо этого, люди даже с несерьезными заболеваниями не могли обучаться управлению судном по медицинским причинам.
Дети, прочитав огромное количество приключенческих книг про морские путешествия, начинают мечтать о море, но до исполнения мечты доходят только единицы из миллионов. Многие идут в военный или гражданский флот, а яхтсменов и вовсе немного. Нередко люди вспоминают о своих давно забытых детских мечтах во взрослом возрасте и решаются на морские путешествия, проходя обучение в разного рода парусных школах для новичков.
Борис Денисов, обыкновенный яхтсмен, начал увлекаться парусными путешествиями только в девяностых, хотя прожил большую часть жизни в СССР. Однако он был вынужден прекратить свое увлечение из-за трудной ситуации, сложившейся в государстве. Он потратил достаточно много времени на то, чтобы найти постоянный источник дохода и вернуться к старой мечте. Сначала он думал, что путешествия на яхтах не для него — слишком большая стоимость и огромное количество вкладываемых усилий. Даже положительные примеры таких известных путешественников как Конюхов, Языков, Гвоздев и так далее не прибавляли ему оптимизма, ведь он понимал, что в сравнении с этими личностями просто ничтожен, и не сможет вытянуть такие трудные испытания. Такое мнение о яхтинге имеет огромное количество людей, и оно довольно распространено.
Однако мужчина встречался с примерами своих друзей, которые закончили обучение в яхтенной школе, прошли практику, получили право на управление судном и начали путешествовать. Он решил поступить так же — разузнал об особенностях парусных путешествий, необходимых документах, стоимости судна и так далее. Мужчина собрал достаточно большое количество информации и понял, что нужно заняться парусом. Как выяснилось, это достаточно просто, и у него хватит и сил, и денег на это.
Конечно, стоимость достаточно велика, однако она практически идентична со стоимостью отдыха в Турции или других государствах, но затраченные средства принесут гораздо большее количество положительных эмоций и впечатлений.
После поверхностного изучения темы мужчина решил заняться нюансами, связанными с обучением. Он принял решение — нужно начинать обучение в парусной школе. В российской столице, которая находится на значительном удалении от моря, находится огромное количество капитанских школ. Выбор достаточно богат, и каждый может выбрать желаемое место обучения. Однако стоит отметить, что существует некоторое количество нюансов, на которые стоит обратить внимание при выборе учебного заведения.
Особенности выбора парусной школы
Программа обучения
Большая часть школ на территории России обучает яхтсменов по стандартам ITY (Международная система обучения яхтингу) и RYA. Они примерно равносильны, однако в кругах яхтсменов достаточно давно ведутся споры о достоинствах и недостатках той или иной системы обучения. Принципиальная разница практически отсутствует, отличия можно обнаружить только при весьма детальном изучении программ, и они совсем незначительны.
Язык
Лучший вариант языка обучения — русский. Конечно, российские моряки очень часто используют термины, имеющие английское происхождение, и знание этого языка окажет существенную пользу, но, все равно, желательно начать учебу именно на русском. Если вас обучают на английском, то вы даже при самых лучших знаниях языка не сможете полностью отдаться изучению, тратя время и силы на перевод. Морская версия английского очень проста, и ей можно овладеть без особого труда, но на начальных этапах обучения она не нужна.
Совмещение теории и практики
Если яхтенная школа предлагает совмещать теорию и практику, то, скорее всего, она не очень хорошая. Это относится к тем городам, у которых нет выхода к морю. Обычно обучение проходит, например, на территории Москвы, учителя рассказывают обо всех теоретических тонкостях, а уж потом ученики отправляются к морю, продолжают практическое обучение уже там. Стоит отметить, что обстановка помещений, где ведется процесс обучения, немало помогает в определении добросовестности и качества обучения. Если это простой арендованный класс в школе, то, скорее всего, организация не сможет предоставить качественного обучения. Необходимо обустроить все качественно, подготовить презентации, приспособления вроде лазерных указок и проекторов.
Преподаватели
Учитель искусства управления судном должен быть не только профессиональным путешественником, но и обладать опытом обучения. Желательно, чтобы был опыт преподавания больше десяти лет, однако четырех-пяти тоже будет вполне достаточно для получения знаний.
Обучение
Именно по обещаниям, связанным с программой обучения, можно определить недобросовестные организации. Если школа обещает дать абсолютно все знания, необходимые для морских путешествий, то верить ей не стоит. Всему научить практически невозможно.
Отзывы
Отзывы курсантов, которые начинали свой яхтенный путь в этих школах — самый главный источник информации. Конечно, большинство отзывов — простые благодарности, однако следует читать и негативные — из них можно узнать огромное количество полезной информации, узнать о недостатках программы обучения. Стоит отметить, что позитивные отзывы могут подделывать, а негативные иногда специально пишут конкуренты, так что полностью доверять им нельзя.
Стоит проверять сразу несколько ресурсов с отзывами, чтобы создать более верное впечатление и не наткнуться на недобросовестную организацию.
Флот и место обучения
Перед началом обучения всегда необходимо узнавать о том, какое количество яхт находится в распоряжении организации. Кроме того, нужно, как минимум, два инструктора, ведь один может заболеть, получить травму и так далее, и у него не будет замены.
Количество курсантов
Организации, которое берутся за обучение сразу большого количества курсантов, чаще всего обучают некачественно. С уменьшением количества обучаемых каждому из них достается гораздо больше внимания, соответственно получаемые знания становятся более ценными. По стандартам International Yacht Training количество обучаемых не должно превышать пять человек. Дальше обучение становится не таким эффективным.
Сдача экзаменов
Многие недобросовестные организации гарантируют получение сертификата яхтенного капитана. Гарантий, разумеется, в реальности не существует, и в большинстве случаев такие заверения — простой обман.
Договор
Желательно заключать договор с организацией, в которой вы проходите обучения. Так вы сразу же поймете, за что платите и чего можно ожидать в результате учебы.
Даже соблюдая все эти критерии можно ошибиться с яхтенной школой, однако шанс существенно снижается. Эти вопросы — основные, но в реальности стоит учитывать гораздо большее количество факторов. Все учесть попросту невозможно, так что стоит ориентироваться на отзывы. Если негативных отзывов относительно мало, то организации, скорее всего, можно доверять.