Тихий океан включает в себя целый ряд экстремальных погодных, климатических и географических условий: от ледяных и враждебных морских пейзажей Северо-Западного прохода до тропического рая Французской Полинезии. Диапазон элементов, с которыми можно столкнуться во время круиза по просторам Тихого океана, представляет собой уникальную проблему для любой яхты, и поэтому при постройке яхты, способной путешествовать по региону, необходимо многое учитывать.
Хотя универсального определения исследовательской или экспедиционной яхты не существует, существуют определённые технические особенности, которые при включении на этапе проектирования и постройки могут сделать исследование Тихого океана на суперяхте намного безопаснее, проще и приятнее. Одним из наиболее важных соображений при путешествии по Тихому океану является необходимость быть автономным, что означает возможность проводить длительные периоды в море, не имея поблизости средств для дозаправки, снабжения или выгрузки отходов.
Ник Катлер — капитан 39-метрового теплохода «Бродяга», ветеран Северо-Западного прохода, совершивший круиз по региону, когда он был капитаном 46-метрового теплохода «Пионер». За это время он узнал, что полный диапазон является «абсолютной необходимостью» для любого судна, желающего исследовать регион. «На восточном побережье Гренландии есть хорошие возможности для дозаправки, но когда вы попадёте в Северо-Западный проход, совершенно необходимо обеспечить себя топливом», – вспоминает он.
«Очень важным дополнением к этому является осознание того, что главные двигатели и генераторы редко останавливались. Расстояния огромны, поэтому было приятно знать, что у нас есть диапазон, и в первые недели нашего приключения мы быстро поняли, что традиционная постановка на якорь на ночь в подходящей на вид бухте была недолгой. Лёд и небольшие айсберги быстро движутся по течению, и нам часто приходилось поднимать якорь в самое неудобное время ночи, чтобы избежать прихода льда. Мы также обнаружили, что погода и направление ветра могут мгновенно меняться. Поэтому мы проводили вечера, когда главные двигатели работали на холостом ходу, а мостик укомплектован и готов к манёврам».
EYOS Expeditions организовывает поездки для суперяхт по всему Тихому океану на различных судах и слишком хорошо знает, как можно встретить все возможные условия. Понимая, что большинство яхт, которые предназначены только для круизов по Средиземному морю и Карибскому морю, могут оказаться непрактичными в более сложных местах, EYOS работает с верфями, чтобы включить функции для экспедиционных операций на этапе проектирования, а также увеличить возможности яхты.
Недавно EYOS работала с Damen Yachting, чтобы предоставить рекомендации по линейке SeaXplorer, включая «список желаний» функций, основанный на её опыте перевозки яхт в регионы по всему Тихому океану. «Мы рассмотрели каждый аспект того, что могло бы сделать суперяхту более функциональной и удобной в удалённых районах, и выдвинули 150 критериев проектирования», – говорит Тим Сопер, соучредитель EYOS Expeditions, соглашаясь с тем, что дальность плавания является одним из наиболее важных требований для любого судна, курсирующего по Тихому океану. «Есть несколько больших расстояний, которые нужно преодолеть, если вы не хотите ограничиваться наиболее популярными маршрутами между островами».
Однако Сопер предупреждает, что автономия — это не только запас топлива. «Многие исследовательские яхты рекламируются с диапазонами 5 000 или 10 000 морских миль, но это может вводить в заблуждение», – добавляет он. «Это не только рассчитано на определённую экономическую скорость, но также необходимо учитывать дальность с точки зрения выносливости для всего остального. Чтобы преодолевать большие расстояния в Тихом океане, вам понадобится много места для хранения провизии, мусора и всего прочего, поскольку запасы могут быть ограничены вдали от более крупных островов и портов. Мы замечаем, что многим яхтам действительно не хватает места для хранения, особенно это касается традиционных яхт Карибского бассейна, которые адаптируются к исследовательским яхтам, просто добавляя немного топлива и меняя обводы».
Ещё один важный фактор для круизов по Тихому океану — это оптимизация внутренней планировки яхты с учётом конкретных особенностей в зависимости от региона. «При 24-часовом дневном свете и очень долгом времени перехода (в Северо-Западном проходе) мы обнаружили, что многие из наших гостей встают в неурочные часы, некоторые хотят посетить мост, чтобы поболтать, а другие просто дезориентируются при свете», – добавляет Катлер. «Если бы я строил лодку, то была бы обязательной специальная библиотека или смотровая комната — общественное пространство, где гости, гиды и старшая команда могут проводить время, любуясь панорамным видом, слушая беседы о безопасности или лекции о природе, или просто болтая выпить кофе и повторить дневную съёмку с дрона».
Дополнительное спальное пространство для специального персонала, отправляющегося в круиз в отдалённый район, также является важным соображением. «Если вы собираетесь совершить круиз по внутреннему проходу и Аляске, вам понадобятся пилоты на борту, особенно если они будут работать определённое количество часов», – советует Сопер. «Часто яхты берут на борт гида на день, и вы собираетесь в действительно отдалённые районы, вам может понадобиться один или несколько гидов на борту на всё время путешествия. Таким образом, у вас всегда будет необходимость в дополнительных спальных местах».
Если гости собираются как следует исследовать все регионы Тихого океана, им также потребуется доступ к целому ряду оборудования. И один из важнейших элементов оборудования, который необходимо учитывать на этапе проектирования яхты, – это тендер. Уинстон Джойс-Кларк, капитан M/Y Seawolf, имеет большой опыт круизов по Тихому океану и понимает, насколько важен тендер для работы яхты в этих районах.
«Самым очевидным с точки зрения технического проектирования является доступ к воде через судовые тендеры», – отмечает он. «Я не сторонник буксировки тендеров через открытый океан, поэтому судно должно иметь возможность разместить их на борту. Если на яхте нет вертолёта, то это полностью зависит от тендерной программы, которая должна быть действительно универсальной. Вам нужен тендер, способный работать в открытой воде, а также гибкий — это должен быть водолазный катер, рыбацкий катер и судно для пополнения запасов – с основным судном, выступающим в качестве гостиничного корабля, а тендер используется для большей части исследования».
Различные погодные условия также могут повлиять на судно с эксплуатационной точки зрения. «Лёд, а также ручная работа по удалению отложений льда сказываются на глянце яхты», – говорит Катлер. «Несмотря на то, что мы постоянно поддерживаем судно в форме, с владельцами или без них, нужно реалистично относиться к своим ожиданиям относительно сохранения блеска и лакокрасочного покрытия для обслуживания палубы. Снег и лёд довольно песчаные, и мы обнаружили, что много пемзы и камня возвращаются на борт».
Джойс-Кларк рекомендовала бы свести к минимуму количество ярких украшений, которые есть на лодке, и предпочитает светлую внешнюю отделку. «Можно много чего сказать о том, чтобы покрасить лодку в бледный оттенок серого, а не в тёмно-синий, но даже чистый белый цвет в конечном итоге вызывает проблемы с обслуживанием», – объясняет он. «Кроме того, необходимо рассмотреть элементы конструкции, которые помогут свести к минимуму время, затрачиваемое командой на эстетику, и позволят им сосредоточиться только на базовой уборке и обслуживании».
Джойс-Кларк добавляет, что экстремальные температурные и погодные условия также могут повлиять на систему обогрева и охлаждения на борту. «Иметь исчерпывающее представление о том, как охлаждение, кондиционирование и отопление будут работать при экстремальных температурах, важно, потому что системы охлаждающей воды HVAC испытывают трудности, когда температура окружающей морской воды опускается ниже 4 градусов по Цельсию или поднимается выше 28 градусов. Так что для круизов по разным регионам на яхте должна быть соответствующая система отопления и охлаждения».
Для круизов в ледяных регионах Тихого океана некоторые могут также рассмотреть ледовый класс или усиленный льдом корпус. Для Сопера потребность в ледовом классе зависит от намерений клиента. «Если вы строите экспедиционную яхту, чтобы путешествовать повсюду, то корпус ледового класса имеет смысл, но мы всегда учитываем миссию и то, что хочет делать клиент», – говорит он. «О ледовом классе много говорят, но для частного судна этот класс является второстепенным по сравнению с реальными возможностями яхты. Что более важно, так это укрепление льда без ледового класса, позволяющее вам делать то, что в ином случае вы просто не смогли бы».
Однако важно отметить, что корпус ледового класса может ухудшить характеристики в незамерзающих водах. Правильная форма и конструкция корпуса с учётом защиты стабилизаторов и гребных винтов могут обеспечить достаточные возможности для того, что клиент хочет делать во льду, даже если это технически не соответствует ледовому классу.
Джойс-Кларк соглашается: «Создание ледового класса высокого уровня для круглогодичных операций в полярных регионах, когда яхта, скорее всего, отправится в круиз на высоких широтах только в летний сезон, не является необходимым. Яхта должна учитывать, что большая часть времени будет проведена в тропиках, и в течение тех нескольких недель она сможет легко передвигаться по холодным местам, которые действительно заторможены льдом. Было бы предпочтительнее иметь убирающиеся стабилизирующие плавники, но большинство опытных пилотов на льду будут учитывать открытые плавники при маневрировании в непосредственной близости от льда».
На другом конце спектра, путешествуя по Французской Полинезии, яхты встретят множество атоллов с неглубокими лагунами, многие из которых нуждаются в относительно небольшой осадке, чтобы попасть в них. Но, как отмечает Сопер, мелкая осадка ставит под угрозу комфорт судна при переходах через открытый океан. «Если вы собираетесь исследовать весь Тихий океан, предпочтительнее более глубокая осадка, чтобы судно было комфортно для дальних путешествий», – говорит он. «И хотя он может не иметь возможности войти в некоторые из небольших лагун, у вас могут быть тендеры или вертолёт на борту, чтобы яхта могла остановиться снаружи в то время, как вы будете использовать эти инструменты для исследования лагуны».
Рынок новостроек наводнён проектами, обозначенными как экспедиционные или исследовательские яхты, многие из которых включают некоторые или все вышеупомянутые функции, а другие просто имеют неровные линии, что может вызвать замешательство у потенциальных покупателей. Однако факт в том, что исследование является субъективным, и с точки зрения круиза по Тихому океану практически любая яхта может быть исследователем. Важно то, что яхта может делать по прибытии, и есть ли у неё правильный дизайн и инструменты, позволяющие гостям в полной мере насладиться этим местом.