Практически 85 лет миновало с момента крушения французского знаменитого судна «Сен-Филибера». Только сегодня виновников крушения все же удалось установить!
Таинственная бумага
Много дней надо провести за вырезками старых газет, литературой для изучения развития ткацкого сектора Франции. Историки не упустили это время, решив копнуть глубже, чтобы сделать открытие мирового уровня. Известно, что Антуан Жербье, амбициозный молодой ученый, не был знаком с историей ткачества. Однако грант мотивировал ученого заняться этим вопросом. Жербье в начале «погружения» в архивы даже не мог себе представить, к чему приведет его эта затея.
Однажды ученому в руки попал интересный документ-копия платежной квитанции. По этой бумаге очевидность выплаты текстильных королей городка Нант большой суммы денег Нантской судоходной верфи трудно отрицать. Сумма составила 80 тыс. франков. Солидный куш по тем временам. Вероятно, текстильщики выплачивали многократно такие суммы. Антуана насторожил сей факт. Дело в том, что 15 июня того года, когда совершилась эта выплата, произошло крушение. Ученый задался вопросом: зачем фабриканты платили верфи? На самом деле дело должно было обстоять наоборот. Ученого заинтриговали документы 1931 г. Сделав запрос, ученый получил доступ к бумагам текстильщиков французского города.
В документах Жербье столкнулся с секретной перепиской, шокировавшей Францию XXI века.
Судьба корабля предрешена?
В 1931 г. собственники текстильного предприятия обратились к судовладельцам. Им понадобился пароход в аренду для воскресного путешествия на Нуамуртье. Это островная территория с красочными природными пейзажами, расположившаяся на расстоянии нескольких миль от устья реки Луара. Местечко известно красотой дубовых рощиц, цветущими мимозами. В итоге пароход «Сен-Филибер» был выбран в качестве судна, предоставленного фабрикантам.
Яхту экскурсионного характера верфь Сен-Назера выстроила в 1923 г. Практически плоскодонное суденышко инженеры рассчитывали для путешествий по рекам. Главную палубу корабля занимали пассажирские салоны. Над ними размещалась палуба под открытым небом для туристов. Мощность паровой турбины рассчитана лишь на 23 «лошадки», хотя трубой инженеры гордились. Конструкция имела высоту 8 метров над палубной поверхностью. Корабль в длину составил 32 м. В ширину тоже был не менее впечатляющим – всего 6 м, при этом судну разрешалось перевозить 500 человек! Ученые сделали вывод, что это банальная человеческая алчность. Судовладельцы не намеревались заботиться о безопасности пассажиров, для них приоритетом выступали деньги. «Бюро Веритас» было в сговоре с хозяевами компании, спокойно выдав свидетельство.
«Сен-Филибер» отчаливал, пассажиры собрались на борту, полные надежд на великолепное путешествие. Никого не заботил крен у причала в 10 градусов. Закрыв глаза на сей факт, люди надеялись «на авось» целых 8 лет, переплавляясь по Луаре. Обслуживание пассажирской линии приносило судовладельцу неплохие доходы. На сей раз поступил большой заказ. «Крупную рыбу» в виде текстильщиков судовладельческая фирма не хотела упускать.
Не учли лишь самую малость: маршрут пролегал не через привычные мелкие воды Луары, сам Бискай ожидал с нетерпением лодку ради испытаний.
15 июня погода выдалась ужасной, лил дождь, словно указывая людям на тщетность затеи. К обеду солнце выглянуло, пытаясь обогреть усталый персонал лодки. Речной причал наполнился пассажирами в количестве 3 000 человек, среди которых были и провожающие. В 7 утра «Сен-Филибер» отчалил, гордо отсвечивая белоснежными бортами. Через три часа пароход причалил в Сен-Назере. Далее путь его лежал вниз по течению. Ветер нагнал приличные волны, от чего суденышко качало в стороны, пытаясь перевернуть. У пассажиров, детей и женщин, началась морская болезнь.
Экскурсии проводились для пассажиров разных возрастов. Среди них были те, кто отправлялся с семьей. Спустя два часа лодку прибило к берегам Нуамуртье, небольшого острова. Пассажиры, наконец, ощутили твердую землю под ногами. К обеду капитан принял решение двигаться обратно из-за усилившегося ветра. Туристам не хотелось отплывать, ведь они заплатили деньги за путешествие. Люди даже не догадывались о злонамерениях капитана. Неужели опытный моряк не ведал о предстоящем шторме и не знал о крене? Кэп оставался непреклонен, хотя не смог заставить подняться на борт всех пассажиров. Оставшиеся 28 туристов из-за морской болезни приняли решение возвращаться домой по дамбе после шторма.
Ветер усиливал позиции, устье Луары «кипело» от бушующих волн. Лодка отошла от берегов. Белоснежная пена отчаянно билась о стекла иллюминаторов. Судно раскачивало, словно спичечный коробок. Небольшая осадка, внушительная высота палубной надстройки послужили причиной большого крена парохода. В итоге рулевому приходилось прилагать неимоверные усилия для удержания на курсе. Осталось обогнуть мыс Сен-Жильда, дальше ожидало спокойствие устья луарских вод. Вопреки ожиданиям, эта часть маршрута показалась пассажирам, персоналу самой длинной.
Ветер врезался в левый бок суденышка, пытаясь его опрокинуть. «Сен-Филибер» двигался практически в лежачем положении. Крупная волна 9 вала выбила иллюминаторы салона. Люди испугались, бросившись к противоположному участку борта. Суматоха, паника привела к большему крену. Новая волна сделала пагубное дело, перевернув конструкцию.
Позже наблюдатель со станции Сен-Жильда давал показания на суде, указывая на следующие факты. Мужчина наблюдал катастрофу в бинокль. Он рассказал, что во время причаливания к бую отмели Шателье пароход мгновенно исчез из виду. Наблюдатель решил, что пена брызг спрятала корабль. На самом деле судно уже отправилось ко дну…
В катастрофе выжило семь человек. Из них шестеро плавали на скамейке, сорвавшейся с открытой палубы. Один из туристов оказался у буя.
Вечером офис Нантской судоходной фирмы подверглась натиску со стороны родственников, друзей, соседей погибших. Полицейские с трудом сдерживали разъяренную толпу. Ответ должна была держать верфь. Почему пароход, предназначенный для речных круизов, оказался в Бискайском заливе? Зачем капитан не позаботился о наличии спасательных шлюпок, жилетов? Какова причина, мотивировавшая капитана управлять судном в обратную сторону от острова в шторм?
На следующее утро после катастрофы министр судоходства винил шторм в случившемся. Количество жертв, по его словам, составляло «всего 342 человека». Обе фразы привели народ в негодование, министр откровенно лгал. Шторм отрицали немногие, но количество жертв явно было занижено. С какой целью? Билеты продали в кассе на пароход ровно 500, причем на детей билеты не распространялись. Шторм утих лишь несколько дней спустя, подтвердив сей факт. К островам Олерон, Фэ, к мысу Сен-Жильда волны прибили сто трупов детей. Море продолжало выбрасывать на берег трупы взрослых утопленников. В результате по официальным данным в море затонуло 462 пассажира, хотя цифры снова чиновники взяли «с потолка». Следствие не утруждало себя, пытаясь отыскать виновных кораблекрушения.
Аргументированные подозрения
Историк, ученый Антуан Жербье понял очевидность. Он не мог поверить в очевидность: пароход затопили специально или отнеслись к крушению цинично. Фабриканты боялись радикализации руководства профсоюзной организации текстильщиков. В 1931г. весной между собственниками текстильного предприятия и профсоюзом отношения сильно испортились. Фактически они накалились до предела. К власти в профсоюзной организации пришли коммунисты, защищавшие простых граждан. Несмотря на оставшуюся горстку анархо-синдикалистов, влияние их было ничтожным.
Руководство профсоюза выступало активно за увеличение заработных плат ткачей. Они требовали прибавки к зарплате рабочим на 12%. Собственникам предприятия требование не нравилось, они не хотели раскошеливаться. В таком случае им грозило прямое столкновение с рабочими, намеревавшимися организовать забастовку. Фабриканты рисковали не выполнить заказы. Профсоюзные работники в качестве доводов приводили повышенный спрос на продукцию, рост доходов собственников. При этом заработок мастеров оставался на прежнем уровне.
Владельцы фабрик не собирались уступать позиции, мечтая лишить профсоюз лидерской «кучки». Аристократы, привыкшие к денежным потокам, организовывали собрания, решая вопрос с уничтожением профсоюзных лидеров. Данную тему они озвучивали в личной переписке, обнаруженной Антуаном-историком. В одном из посланий Жербье встретил фразу, в которой судовладельцы и фабриканты договаривались о сумме. Очевидно, неслучайно руководство профсоюза в злополучный июньский день оказалось на «Сен-Филибере». После крушения люди не думали о забастовках, коллективных договорах.
Владельцы ткаческого предприятия потихоньку назначили на должность глав профсоюза людей тихих, незаметных из робкого десятка, католиков, боявшихся Бога.
Из вышесказанного напрашивается вывод: катастрофа стала выгодным инструментом в руках хозяев фабрики. По мнению Антуана Жербье, руководству Нантской судоходной организации сговор с фабрикантами оказался на руку. К сожалению, аргументы, приведенные ученым, считаются косвенными уликами, не объективными в плане вынесения судебного решения. Хотя историк пока не намеревается останавливаться. Он продолжит исследование громкого дела, доказав факт существования сговора. При успешном исходе дела наследники текстильных магнатов озаботятся выплатами потомкам пострадавших.