Бретань — один из самых необычных и самобытных регионов Французской Республики. По всему побережью разбросано множество небольших городков и рыбацких деревень. Здесь смешалось несколько культур: кроме французов здесь проживает достаточно большое количество потомков кельтских племен, когда-то населявших эту местность, и немалая часть населения продолжает говорить на бретонском языке. Перед посещением Бретани стоит изучить особенности местности.
В заливе Moulin Huet Bay расположился остров Гернси. Эта местность отличается достаточно скалистым побережьем. Погода в этом регионе не всегда благоприятна — очень часто идет дождь, и туман является нередким явлением. В большей части крупных населенных пунктов этой части Бретани есть чартерные компании. Благодаря этому появляется возможность арендовать судно практически любого типа и размера. В некоторых гаванях периодически исчезает вода, из-за чего яхты просто опускаются на песок. Это явление достаточно распространено в этой области и не удивляет местных жителей.
Местные чартерные компании предлагают достаточно широкий выбор яхт. Отличным вариантом для яхтенного путешествия по Бретани является SynOdyssey 40.3. Путешествие начинается в Сен-Мало. Покинув его, яхта направляется вдоль Северной Бретани, идя к Бресту. По пути встречается огромное количество живописных мест — уютные бухты, небольшие острова, стоянки для судов, огромное количество маяков и так далее. На исследование этой акватории уходит немало времени, но пройти маршрут можно буквально за неделю.
Перед началом путешествия стоит вспомнить азы навигации.
Подготовка к путешествию
Строить подробный план путешествие — достаточно тяжелая и длительная задача. Многие обходятся без него, составляя лишь основной маршрут. Для того, чтобы совершить путешествие максимально безопасно и эффективно, нужно изучить лоции, просмотреть календарь приливов и изучить карты. Маршрут путешествия можно менять в зависимости от обстоятельств. Погода в этой местности нередко становится недоброжелательной — высокие волны бьются о скалы, приливы и отливы серьезно изменяет уровень воды около берега. Желательно изучить справочники об этой местности.
Подготовка к путешествию по Бретани проходит достаточно трудно. Дело в том, что эта местность отличается очень большим количеством различных навигационных особенностей. Нужно изучить время приливов и отливов, узнать о нулевой отметке, посмотреть карты мелей и так далее. Объем данных, которые необходимо обработать для начала путешествия, достаточно большой — время рассвета и заката, особенности течений, глубины, скорость ветра и так далее. Выбор основного маршрута — достаточно простая задача, а вот подготовка к нему и изучение деталей занимает немало времени. Одна из главных особенностей путешествий вдоль Северной Бретани — периодическое высыхание бухт. Кроме того, в многих из них очень низкий уровень воды, и не все яхты могут безопасно там становиться. В большую часть гаваней можно зайти только во время прилива. Ветер может задержать путешественников в бухте на несколько дней.
В Сен-Мало, начальной точке путешествия, есть немало интересных достопримечательностей. Старый город находится неподалеку от гавани. Он отличается наличием старинной крепости достаточно больших размеров. На небольшом острове около нее находится Fort National. В городе находится яркий представитель готической архитектуры — католический Кафедральный собор Святого Викентия. Кроме того, город получил огромную известность среди туристов благодаря тому, что в нем расположен один из самых больших аквариумов на территории Европы.
Из этого места на яхте можно без особого труда добраться до Сен-Сюльяка. Это — достаточно небольшая коммуна с населением меньше тысячи человек. Она прекрасна защищена от неблагоприятной погоды, и здесь можно без особого труда укрыться. Несмотря на небольшие размеры населенного пункта, в нем находится несколько хороших ресторанов, старинная рыбацкая таверна и магазин, где продаются сувениры, связанные с морской тематикой. Большая часть путешественников, идя по этому маршруту, отдает предпочтение посещению островов, а побережье посещает лишь небольшая группа яхтсменов.
Большая часть клиентов местных чартерных компаний — англичане, французы и швейцарцы.
В данной местности английский язык достаточно широко распространен, ведь Бретань находится неподалеку от Великобритании, но знание французского все равно остается важным. Неподалеку от этой точки маршрута находится циклопическая электростанция — одна из самых больших приливных электростанций на планете. Она расположилась неподалеку от реки Ранс. Войти в реку можно только с помощью шлюза, который открывается нечасто.
И снова о погоде
Покинув шлюз, можно раскрывать паруса. С помощью попутного ветра судно без особого труда идет против течения. Во время путешествия желательно надевать непромокаемые сапоги и одежду, предназначенную для яхтинга. Эта местность отличается достаточно живописными пейзажами — по пути встречаются красивейшие леса, луга, небольшие деревни и отдельные дома, пляжи и так далее. Перед коммуной Сан-Сюльяк расположилась достаточно большая стоянка для якорей. Также там находится немало бочек для швартовки. Обычно суда становятся на муринг, а непосредственно в деревню попадают с помощью туза.
Путешествие в этой местности может сорваться из-за неблагоприятных погодных условий, которые срывают продуманные планы. Многие отказываются от глубокого изучения местности, в которой проходит маршрут (это занимает слишком много времени), а потом осознают, что некоторые его части практически непроходимы. Удобные гавани вроде Сен-Ке можно посещать вне зависимости от прилива или отлива, но они не отличаются удобством, а пейзажи там не очень живописны. А вот красивейшие места маршрута вроде Дауэ можно посещать только во время, когда уровень воды поднимаются. Из-за этого маршрут существенно растягивается, ведь в каждом месте приходится задерживаться на сутки. Остается два выхода — или пропускать некоторые этапы, или растягивать путешествие.
В этом регионе есть также немало мест, в которые на килевой яхте попасть попросту невозможно — например, в этот список входит известная на весь мир крепость-город Мон-Сен-Мишель. В этом месте есть уникальные для европейского региона приливы и отливы. В бухте неподалеку от Сен-Мало присутствуют сильнейшие приливы на территории всей Европы — уровень моря во время приливов/отливов изменяется вплоть до четырнадцати метров. Небольшой островок на Ваттовом море неподалеку отличается тем, что на нем построен бенедиктинский монастырь, который основали еще в 1022 году. Сейчас он получил огромную популярность и его посещает больше трех миллионов человек в год.
Следующая точка маршрута — остров Джерси. По пути к нему находится достаточно красивый маяк Le Grand Jardin, а также двадцатиметровая изобата. На острове находится примечательная гавань Сент-Хельер. Эта гавань выделяется на фоне подобных мест благодаря местным особенностям приливов и отливов.
Путь к острову перекрывает группа остров и скал Менкье. Желательно обходить ее, ведь путешествовать там очень опасно. Обход прибавляет лишнюю морскую милю к маршруту, но при этом избавляет путешественников от встречи с мелями и осыхающими камнями. Обход удобен как с восточной, так и с западной стороны, так что выбирать маршрут нужно в зависимости от обстоятельств. Отлив в этой местности достаточно сильно влияет на уровень воды и открывает почти четыреста островов, однако после прилива большая часть их затапливается.
Самый крупный остров — Гран-Иль — отличается от остальных наличием на нем небольшой деревни и популярной яхтенной стоянки на якорях.
Подойти к гавани Сент-Хельер можно только в определенное время — после того, как вода достигнет высокого уровня. Даже при высокой воде на пути встречается достаточно большое количество мелей и подводных камней, так что стоит быть внимательным во время путешествия. Скорость течения в этой местности разнится в зависимости от времени года и погодных условий, и в некоторых случаях оно может мешать удержанию створных огней. Неподалеку от входа во внутреннюю гавань находится большая цифровая табличка, на которой написано лишь одно число. Оно обозначает глубину над защитной стенкой около входа. Благодаря этому путешественники могут выбрать идеальный момент для выхода из гавани и не сесть на мель. Пришвартоваться внутри можно без особого труда.
Кусочек Британской империи
Острова, находящиеся в данной местности, не входят в состав Великобритании или Европейского союза. Например, Джерси является коронным владением Англии и является одним из самых необычных мест британской короны. Здесь сохранились все особенности Великобритании — в качестве валюты используются фунты, движение остается правосторонним и так далее. Этот остров имеет собственный парламент, при этом Великобритания обязана его защищать в случае военного конфликта. В честь этого острова был назван тип ткани и американский штат Нью-Джерси.
Погода ближе к концу весны в Бретани достаточно холодная, и при себе желательно иметь теплую одежду или обогреватель. Обязательно нужно иметь непромокаемую одежду. Следующим пунктом путешествия стал остров Гернси.
Между точками маршрута приходится проходить достаточно внушительное расстояние в двадцать пять морских миль. Около острова Гернси находятся высокие мысы, которые плавно погружаются в морские воды. Погода в этой местности достаточно хмурая — солнце может не выходить из-за туч неделю. С появлением солнца вода меняет свой цвет. Вода в это время года не успевает прогреться и ее температура находится в пределах пятнадцати градусов.
В этом регионе очень часто встречаются песчаные пляжи, многие из которых растягиваются на 100-200 метров. Песок в них достаточно чистый. Для попадания на острова практически никогда не получается использовать яхту из-за мелководья. Из-за этого приходится идти к суше с помощью туза. Данный остров в какой-то мере уникален, ведь на нем практически никогда не бывает морозов — неподалеку проходит теплое течение.
Здесь растет огромное количество разнообразных цветов и иногда встречаются пальмы с кактусами.
Северо-западный ветер позволяет быстро пройти вдоль берега острова. Самый крупный город коронного владения Гернси — Сент-Питер-Порт. Он сравнительно небольшой — в городе проживает всего шестнадцать тысяч человек. Там находится аванпорт, где расположились сотрудники береговой службы. Гавань находится около жилых домов и торговой улицы. В гавани присутствует большое количество бассейнов, в некоторых осушаются лодки. Неподалеку от города находится крупный волнорез, неподалеку от которого расположился огромный маяк, который строили очень давно, используя натуральный камень. Главная достопримечательность города — старинный замок Coronet. Это место достаточно живописно и пользуется большой популярностью среди путешественников.
В гавани расположился ресторан Boathouse, который специализируется, в первую очередь, на морепродуктах и алкогольных напитках. На острове неподалеку расположилась гавань Дикскарт-Бэй. Ее можно посещать не всегда — во время отлива она осушается.
Относительно холодные зимы влияют на количество путешественников — их даже в конце весны очень мало, и яхты встречаются нечасто. В этой местности проходят тренировочные сборы Морского корпуса кадетов. Целью этой организации является совершенствования молодого населения страны посредством исполнения различных морских программ и популяризации парусного спорта.
Стоянка в бухте Дискарт-Бэй не отличается удобством — вокруг очень шумно, лодку качает. Путешественников в этой бухте можно встретить нечасто. Это место очень красиво — вода настолько прозрачна, что легко проглядывается дно, скалы, освещаемые солнечным светом, окрашиваются в светло-зеленый цвет. В бухте находится достаточно красивый пляж, на который можно попасть с помощью туза. Также здесь находится маленький водопад, который расположился непосредственно на побережье. Ручеек, создаваемый им, впадает в море. Здесь расположилась известная «тропа скалолазов», по которой можно попасть к Enge La Coupee. В этй местности ширина острова достигает всего двух местов, и тропа проходит прямо около обрыва.
Следующая точка маршрута — Сен-Мало, расположившийся в пятидесяти милях от этого острова. При попутном течении это расстояние можно пройти достаточно быстро. Волны в этой местности могут становиться очень высокими, достигая показателей Атлантического океана. Некоторые гребни бьются о судно, заливая его брызгами.
Ближе к Сен-Марино глубины становится меньше, и приходится находиться в постоянном напряжении. При сильном волнении находится на мелководье очень опасно. В таких случаях по судну проводятся многочисленные линии для страховки, экипаж пристегивается.
Желательно иметь на судне карт-плоттер, который существенно упрощает навигацию.
Как добраться
Попасть в Сен-Мало можно без особых проблем, ведь в городе расположен международный аэропорт. В него можно попасть из Лондона и Парижа.
Акватория
Маршрут можно пройти в относительно короткие сроки. Расстояние между островами Джерси и Сен-Мало — тридцать пять морских миль. До Гернси — пятьдесят, а до Олдерни — семьдесят. Все эти места входят в Ла-Манш, а за ними начинается Атлантический океан.
Навигация
Главная трудность для яхтсменов в этой местности — амплитуда приливов, достигающая двенадцати метров. Скорость приливных течений — до трех с половиной узлов, в некоторых местах она достигает десяти. При составлении плана каждого перехода между точками маршрута нужно учитывать приливы и отливы, ведь если не рассчитать времени прибытия в гавань, то можно в нее попросту не попасть. Также в регионе есть огромное количество подводных камней и мелководных мест, в том числе неподалеку от гаваней. Волны в этой местности достаточно высокие, а если ветер дует против течения, то они становятся еще выше.
Чартер
Арендовать судно в данном регионе можно без особых проблем. Одна из крупнейших чартерных компаний — Naviloc. Она имеет почти десятилетний опыт работы в регионе и предлагает клиентам тридцать два судна разных типов. В состав флота входят самые разнообразные яхты — начиная с французских килевых крейсеров и заканчивая кечами. Также стоит выделить SunOdyssey 40.3 и X-Yacht. Эти суда идеально подходят для путешествия в Северной Бретани благодаря особенностям конструкции. Стоимость аренды варьируется в пределе от 1 700 до 2 200 евро. Стоит учитывать, что в арендованных яхтах нет постельного белья, одеял и так далее. Их можно приобрести дополнительно, заплатив двадцать пять евро на каждого члена экипажа.
Погодные условия
Большую часть времени ветра дуют с западной и северо-западной сторон. Начиная с лета и заканчивая началом сентября температура воздуха держится на достаточно комфортном уровне — выше +20 градусов. Вода здесь достаточно холодная — даже в самом разгаре лета не прогревается больше шестнадцати градусов.
Гавани
Мест для стоянок в Бретани достаточно много. Практически в каждой гавани есть защитные стенки, которые помогают избежать полного отхода воды во время отлива. Гавань можно покинуть только в определенное время, когда уровень воды поднимается. Из-за этого во многих местах приходится останавливаться на сутки.