Когда кто-то говорит о миллиардерах, олигархах, богатейших людях, владеющих суперяхтами, какой образ возникает перед глазами прежде всего? В лучшем случае, ассоциация будет с Абрамовичем. Чаще всего люди представляют себе некоего надменного лентяя, капризничающего по поводу и без, вокруг которого все суетятся и выполняют его «хотелки»…
Большой фурор в Штатах произвел сериал «Who is America?» с Сашей Бароном Коэном в роли ведущего. Выразительная особенность сериала заключается в том, что главными героями, которые служат объектами для насмешек ведущего, там являются реальные лица – из политики, бизнеса, просто граждане, прославившиеся своей активной гражданской позицией.
Как сделать «бум» из ничего
Четвертый эпизод был посвящен суперяхтам, и связанному с ними бизнесу. И в качестве гостя был приглашен Эрик Пирсон, один из известнейших брокеров, отметившийся многолетней продуктивной работой в компании Fraser – одной из самых влиятельных в сфере маркетинга и менеджмента суперяхт.
Перед ним Коэн предстал в образе эксцентричного, сумасбродного миллиардера, который решил построить суперяхту для своего партнера по бизнесу. Белоснежная борода, многочисленные кольца и таинственность вокруг личности заказчика. Впрочем, из пространных намеков можно понять, что речь идет о весьма влиятельном и высокопоставленном человеке из Сирии (кое-кто посчитал, что портрет похож на Башар аль-Асада, сирийского президента).
Впрочем, несмотря на явную абсурдность пожеланий, на лице брокера не промелькнула даже тень смущения. Что называется, любой каприз за ваши деньги! Заказчик желает установить мощную электроудочку? Не вопрос! Даже если она вам в Средиземном море нужна для того, чтобы поразить разрядом тока беженцев. Просто вообразите себе свою мечту, и лучшие инженеры сумеют ее воплотить в реальности. Нужен вместительный трюм? Не вопрос!
Разумеется, он будет достаточным для перевозки большого числа европейских пленниц – кого, в конце концов, интересует ваша торговля людьми…
Коэн всегда считался мастером эпатажности, не подвел он и в этот раз – абсурдность требований и рассуждений просто зашкаливала. Хотя все это – не плод фантазии талантливого актера, а концентрация фактов и слухов, которые крутятся в данной сфере.
Задача некоторых компаний – изготовление военных «игрушек», с помощью которых богатые владельцы яхт защищают свои суда от пиратских набегов. Известны случаи оснащения акустическими пушками (акустическими устройствами LRAD), а кое-кто утверждает, что яхта Абрамовича, благодаря установленной на ней системе, может противостоять даже ракетной атаке. По заверениям капитана Пола Кука, у его российского работодателя есть даже тайная комната, которая является, по сути, укрепленным бункером, оснащенным едой, водой, телефоном и радио. В нем можно укрыться в случае возникновения опасности.
Кроме различных конструкционных и технических нововведений, широко обсуждаются и роскошные излишества. Так, например, поговаривают об одном малазийском бизнесмене, который заказал для себя суперяхту за 4 800 000 000 долларов, и покрыл ее сотней тысяч килограмм золота и платины. Якобы, на ее борту установили даже статую, сделанную из костей тиранозавра. Впрочем, знатокам уже давно известно, что вся эта история – не больше, чем пиар дизайнера Стюарта Хьюза, который выдал за свои (сплагиатил?) рендеры, размещенные на сайте одной итальянской верфи. Вся красивая история была им от начала до конца выдумана. Так что, многим журналистам стоило бы внимательнее изучать информацию и консультироваться с экспертами, прежде чем распространять безумные вымыслы.
Вот и нашумевший сюжет шоу можно считать таким же фейком, что и «золотая яхта» – все ради привлечения внимания. И все бы ничего, но у этой медали обратная сторона вовсе не сияет – для индустрии суперяхт подобное мифотворчество имеет самые негативные последствия. Ведь простые люди считают, что наличие больших денег делает из судостроителей и бизнесменов алчных негодяев, закрывающих глаза на все сумасбродства заказчиков.
Вся индустрия невероятно красива, в ней работают честные, трудолюбивые и талантливые люди. Такие «выдумки» крайне неприятны. Более того – адекватные брокеры никогда не примут участия в чем-то подобном. Одним из основных достоинств профессионализма всегда считалось умение отказывать в чем-то, что не соответствует политике компании, ее моральным принципам, традициям и моровоззрению. Люди, заработавшие репутацию тяжелым трудом, не станут размениваться на неэтичные, незаконные поступки. Все равно нельзя заработать всех денег, а вот проданную душу вернуть уже будет невозможно.
Что остается «за кадром»?
Да, многие владельцы суперяхт способны не размениваться на сиюминутные желания, но ведь это неинтересно обсуждать, не правда ли? Мало кому известно, что именно благодаря возможностям богатых людей финансируются уникальные, сложные в техническом плане проекты, которые дают возможность существовать всему судостроению, как отрасли.
Например, «Черная Жемчужина» (Black Pearl) Олега Бурлакова стала первой парусной суперяхтой, на которую установили альтернативные источники энергии. И это только начало очень полезного и масштабного проекта, направленного на создание целого флота судов, включая грузовые, – экологичного и технически совершенного.
А вот другой проект – не менее масштабный: передвижная лаборатория на основе суперяхты-эксплорера для исследования мирового океана. Эту сложную воплощает в жизнь бизнесмен из Норвегии Хьелль Инге Рекке – в его планах вкладывать все деньги от чартера в проекты, целью которых является поиск инноваций для решения проблем, существующих в мировом океане.
В прессе довольно часто можно встретить «горячие» новости – такие скандалы привлекают внимание именно из-за своей малочисленности. И на фоне того, что о ежедневной, продуктивной и основательной работе говорят только специалисты, в глазах общества среднестатистический владелец суперяхты – это своего рода «злодей». Жаль, что так мало внимания уделяется благородным историям: об энтузиастах, которые не жалея времени и денег, занимаются восстановлением исторических яхт, созданием уникальных судов для экспедиций и экспериментов, решением экологических проблем мирового океана. И уж совсем не посплетничаешь о тех, для кого большое судно – возможность собирать на борту друзей и членов большого семейства, кто обеспечивает работой десятки людей, для кого его экипаж – близкие по духу люди, отношения с которыми строятся на доверии и дружбе.
Попробуйте вспомнить, насколько широко освещали СМИ новость о том, что к островам Карибского моря, которые пострадали от буйства урагана Ирма, было доставлено в общей сложности сто тонн гуманитарной помощи на суперяхтах? Это осталось практически незамеченным. Между тем, участие в организации снабжения медикаментами и питанием сорока миллионов человек приняло участие 43 супер-судна.
Как правило, большинство профессионалов, работающих непосредственно с клиентами, отмечают, что с таких людей не стыдно брать пример. Да, среди них есть порой довольно сложные и требовательные личности, но все они они целеустремленные, высокообразованные, с четкими моральными устоями.
Так что, можно с уверенностью утверждать, что судостроительство – это не про эгоистов с неадекватными капризами, а про творческий полет, смелые мечты и продуктивное созидание.