Для некоторых криптовалюта рассматривается как ценный актив с почти безграничными ограничениями, для других это гомогенизированная глобальная валюта будущего, а для правительств и различных недоброжелателей она рассматривается как нерегулируемый пузырь, который должен лопнуть. Тогда с такой неопределённостью, почему покупатели и продавцы на рынке суперяхт могут быть заинтересованы в транзакциях с криптовалютой?
«Мотивы на самом деле довольно просты. Криптовалюта по-прежнему остаётся валютой в конце концов. Совершенно очевидно, что многие страны не приняли или не признали это должным образом, но есть ещё много вещей, которые вы можете приобрести за биткойны», – начинает Дэниел Уэйд, выступая от имени команды, предлагающей U Boat Navigator для чартера за биткойн через West Nautical. «Это не значит, что он не имеет ценности, он имеет большую ценность. Люди часто говорят о волатильности как о риске, но если это вас беспокоит, вы можете просто использовать другую валюту или конвертировать криптовалюту после покупки».
Действительно, проблема волатильности неизбежна, когда речь идёт о транзакциях с использованием биткойнов или других криптовалют. Верно то, что более традиционные валюты, такие как доллар, евро или фунт, также могут быть волатильными, но, за исключением отдельных драматических случаев гиперинфляции, традиционная валюта не так волатильна, как биткойн. Например, 13 апреля 2020 года биткойн достиг рекордного уровня, поскольку один биткойн стоил 63000 долларов, с тех пор эта цифра сократилась почти вдвое, когда биткойн оценивался в 34 830 долларов на момент написания.
Хотя Биткойн в последнее время упал в цене, следует отметить, что в течение своей жизни он рос в геометрической прогрессии, и как владельцу, продающему чартер или суперяхту в биткойне, ясно, в чём его привлекательность. Почему бы не продать услугу или обесценивающийся актив за валюту, которая в целом выросла в цене?
Слухов о конечной позиции биткойна ходит очень много. Некоторые ожидают, что произойдёт надвигающийся обвал стоимости, поскольку правительства и защитники окружающей среды выступят против криптовалюты, в то время как другие считают, что биткойн может в конечном итоге быть оценён примерно в 300000 долларов и стать глобальной валютой будущего. Если биткойн не приведёт нас к гомогенизированной денежной системе будущего, то его место вполне может занять другая криптовалюта, которых сейчас много. По крайней мере, так считают некоторые эксперты. Президент Сальвадора недавно объявил, что он планирует принять закон, который сделает его первой суверенной страной в мире, принявшей биткойн в качестве законного платёжного средства. Однако единственное, что можно сказать наверняка, – это то, что будущее биткойна скрыто даже от самых проницательных инвесторов и рыночных комментаторов.
«С точки зрения покупателя, есть много богатых людей с обширными портфелями, частью которых является биткойн. Также есть много людей, которые стали невероятно богатыми благодаря биткойнам. Из-за того, насколько дорогостоящим стал биткойн, и в свете волатильности и неопределённости, обсуждавшихся ранее, покупатели могут просто захотеть добавить в свой портфель ещё один ценный актив, который, по их мнению, менее волатильный, например суперяхта», – объясняет Уэйд. «Волатильность всегда была проблемой, но беспокойство возросло из-за того, насколько сильны колебания, и готовность совершать транзакции на большие суммы (со стороны покупателя) с биткойном может возрасти по мере роста его волатильности и сомнений в его будущем».
Хотя люди обычно ассоциируют мир суперяхт с дорогостоящими изношенными активами, он зарекомендовал себя как чрезвычайно популярный и устойчивый рынок. В условиях конкуренции за новые места для строительства на желаемых верфях с надбавкой после 2008 года некоторые люди могут захотеть использовать то, что они считают валютой с высоким риском, для инвестирования в отрасль, которая всё больше привлекает сообразительных оппортунистов.
Однако неверно предполагать, что возможности существуют только в секторе нового строительства. Хотя это правда, что суперяхты обычно быстро обесцениваются после того, как они были поставлены, после определённого возраста, в зависимости от того, насколько хорошо они содержатся, их стоимость часто стабилизируется. Следовательно, если кто-то пытался избавиться от нестабильного актива в пользу, казалось бы, более стабильного, суперяхта вполне может соответствовать всем требованиям, а также, возможно, быть одним из самых приятных активов для владения (при правильном управлении и эксплуатации).
Однако в отношении транзакций с криптовалютой есть опасения, что не все предприятия на рынке суперяхт оборудованы для проведения таких транзакций. Поскольку брокерские рынки (строительство новых судов, продажа и чартер) зависят от комиссионных моделей, то как криптовалютные транзакции повлияют на брокеров? Могут ли такие транзакции использоваться как средство избавления от посредника?
«Это одна из причин, по которой посредники не согласны с транзакциями с криптовалютой», – говорит Уэйд. «Однако вы должны помнить, что эта отрасль основана на доверии и хороших отношениях. Отношения между покупателем или продавцом и брокером не всегда заканчиваются после одной транзакции. Вам понадобится этот бизнес, его опыт и контакты для следующего чартера, продажи или чего-то ещё. Возможно, они также управляют вашей яхтой?».
«Исключение брокера из сделки просто вызовет проблемы в дальнейшем, и вы быстро заработаете репутацию человека, с которым плохо вести переговоры. Да, центральный агент предназначен для обработки платежа, и это предусмотрено контрактом, но есть способы сделать исключения. Итак, если бы мы собирались это сделать, мы бы фактически взяли средства, потому что мы лучше приспособлены для завершения транзакции и распределения средств там, где это необходимо, и в любой валюте, которую они предпочитают, потому что у нас есть подходящие контакты для этого».
Сегодня ясно, что транзакции с криптовалютой будут доступны не всем. Во-первых, многие люди просто не разбираются в криптовалютах, и многие не заинтересованы в добавлении криптовалюты в свой портфель. Однако важно помнить — маловероятно, что суда или чартеры будут продаваться исключительно за криптовалюту, это просто ещё один возможный вариант для тех, кто активно занимается криптовалютой как классом активов.