Децентрализованный мир финансов никуда не денется, а криптовалютные транзакции становятся всё более частыми. Даже индустрия суперяхт, которую традиционно называют консервативной, ухватилась за эту тенденцию обеими руками. Давайте проведём исследование дальнейшего развития криптовалюты, и рассмотрим влияние токенизации и смарт-контрактов на индустрию суперяхт.
«В Quantum мы используем технологию блокчейна для токенизации традиционного класса активов (суперяхт), чтобы сделать актив ликвидным», — начинает Ник Джеймс, генеральный директор Quantum Luxury Yacht Ownership. Токенизация активов — это процесс, посредством которого эмитент создаёт цифровые токены в распределённом реестре или блокчейне, которые представляют собой либо цифровые, либо физические активы. Блокчейн гарантирует, что после того, как вы купите токены, представляющие актив, ни один орган власти не сможет стереть или изменить ваше право собственности на этот актив, оно остаётся полностью неизменным.
«Блокчейн и технология смарт-контрактов — это то, как мир начинает переходить к физическому или виртуальному владению активами, и именно здесь вступает в действие токенизация. В случае с суперяхтой, судно принадлежит компании и, подобно традиционным акциям, эти акции оцифровываются в блокчейне в виде токена. Эти токены могут быть множественными и обеспечивать совместное владение судном, или они могут быть единичными, как NFT, для частной собственности», — продолжает Джеймс.
Поскольку актив становится «ликвидным», Джеймс объясняет, что метод токенизированного блокчейна позволяет владельцу продавать свои токены (акции) быстрее и с меньшей волокитой, чем если бы они следовали традиционным методам фиата. «Это избавляет от многих посредников с точки зрения документации и так далее», — говорит Джеймс. Токен, по сути, является средством сбережения, цифровой акцией, которой можно торговать.
Для обработки таких транзакций Джеймс создал то, что Quantum называет «биржей крипто-яхт», мультивалютную платформу обмена яхтами, которая позволяет владельцам и верфям токенизировать суперяхту либо для единоличного, либо для совместного владения. Токены хранятся вместе в смарт-контракте. Смарт-контракты — это просто программы, хранящиеся в блокчейне, которые запускаются при выполнении заранее определённых условий. Обычно они используются для автоматизации выполнения соглашения, чтобы все участники могли сразу быть уверены в результате.
«Смарт-контракты — это форма цифрового контракта, которая регулируется набором правил», — объясняет Джеймс. «Как только в этом контракте запускается депозит, платёж или другой процесс, он становится очень безопасной и прозрачной формой транзакции. Здесь нет серых линий, и он невероятно открыт. Мы увидим множество смарт-контрактов на рынке, будь то финансы, децентрализованные финансы, операции с ценными активами или что-то ещё».
Токенизация на блокчейне позволяет владельцу иметь ликвидность, а через платформу обмена владельцы и покупатели могут покупать и продавать токены с минимальной волокитой или необходимыми ограничениями. Однако, если владелец токенизирует свою суперяхту и решает продать 50 процентов своих токенов, создавая ликвидность и модель совместного владения, все традиционные аргументы о моделях совместного владения становятся действительными. Как вы договариваетесь о сроках использования? Как сделать судно достаточно личным, когда вы находитесь на борту? Эти вопросы обсуждаются уже много лет, и решения можно найти в другом месте.
«С точки зрения работы с покупателями это будет похоже на любую другую традиционную передачу права собственности. Это не публичная биржа на открытом рынке, покупатели должны будут пройти процесс проверки. Но на самом деле этот процесс работает в обоих направлениях, потому что в цифровом токене будет храниться вся история обслуживания суперяхты, а также данные о местоположении и так далее. В этом смысле система способна генерировать большую уверенность», — продолжает Джеймс.
Хотя всё это звучит одновременно и чрезвычайно сложно, и странно просто, возникает вопрос, готов ли рынок суперяхт к такой системе. На данном этапе следует сказать, что крипто-транзакции для суперяхт не являются чем-то новым: несколько громких продаж были завершены в криптографии, и многие чартеры были оплачены таким же образом. Это концепция токенизации, которая в меньшей степени исследована в яхтенном пространстве. Откровенно говоря, на самом деле не имеет значения, готов ли рынок суперяхт к такому развитию, нас должно волновать то, готовы ли к этому покупатели.
«Недавно мы видели, как яхта стоимостью 40 миллионов долларов была продана за биткойны. Криптовалютный рынок вырос на 30% за последние два года, в период с 2018 по 2021 год количество криптокошельков и пользователей увеличилось на 190%. В настоящее время 300 миллионов пользователей по всему миру владеют криптовалютой. Рыночная капитализация между криптографией и NFT составляет около 3 триллионов долларов, золото, для сравнения, составляет от 9 до 11 триллионов долларов», — говорит Джеймс.
«Мы ожидаем, что рыночная капитализация криптовалюты и NFT вырастет в 10 раз к 2028 году. Криптовалюта и NFT принесли много богатства, и есть много людей, которые хотят кристаллизовать своё богатство или реализовать его ценность через физические активы. До сих пор между цифровыми и физическими активами существовали барьеры, но эти барьеры исчезают. Существует огромный рост рынка, и именно здесь вступают в игру Quantum и биржа яхт. Мы являемся связующим звеном между верфями, дилерами и покупателями криптовалют. Многие верфи становятся очень опытными в криптографии, и они также хотят попасть в экономику совместного использования».
По словам Джеймса, Quantum совершила 14 сделок по покупке суперяхт на сумму от 5 до 12 миллионов евро, причём все они были подержанными. Тем не менее в настоящее время Quantum сосредотачивает свою энергию на новых транзакциях. Действительно, известная итальянская верфь Dynamiq недавно объявила о стратегическом партнёрстве с Qunatum, чтобы начать принимать криптовалюты в качестве способов оплаты для всего спектра своих яхт с возможностью токенизации. Следует также отметить, что Quantum теперь также сдаёт свою платформу в аренду верфям, чтобы они могли напрямую завершить сделку.
В настоящее время вряд ли возможно писать о криптовалютах, не делая хотя бы мимолётной ссылки на NFT, и эта статья ничем не отличается. Джеймс объясняет, что текущий рынок NFT составляет около 41 миллиарда долларов и ожидается, что к 2025 году он почти удвоится до 80 миллиардов фунтов стерлингов.
«NFT зародились в мире цифрового искусства, но теперь мы видим, как они перемещаются в физические активы. Например, если бы один владелец токенизировал свою суперяхту, этот токен мог бы быть NFT. Право собственности на NFT — это право собственности на сам актив», — говорит Джеймс. «В этом смысле NFT — это, по сути, цифровая квитанция, доказательство права собственности, и наша платформа поддерживает оцифровку физических активов в NFT».
Нельзя отрицать, что идея токенизации актива или владения суперяхтой через NFT понравится не каждому владельцу суперяхты. Маловероятно также, что каждая верфь захочет в ближайшем будущем участвовать в обмене криптояхтами. Тем не менее технология есть, и индустрия суперяхт неизменно будет стремиться предоставить то, что хотят покупатели. Вполне вероятно, что такие сделки будут становиться всё более частыми.