Волнами-убийцами (блуждающими волнами, войнами-монстрами и т.д.) называют огромные волны, которые, как правило, являются одиночными и появляются в океане. Их высота достигает тридцати метров, в некоторых случаях — больше.
Джой Кери однажды встречалась с этой стихией. Она описала ощущения во время встречи с волной-убийцей. Джой, которая лежала в каюте четырнадцатиметровой яхты, неожиданно почувствовала крайне сильный удар, который можно сравнить только с тем, который получает человек, столкнувшись с идущем на полном ходу поездом. Муж Кери, Джим, в это время находился на судне и управлял судном из кокпита. В 2018 году супруги отдыхали на Гавайских островах, а на обратном пути они встретились с этим стихийным бедствием. До ближайшего населенного пункта оставалось более двухсот морских миль.
Мужчина даже не успел посмотреть на этот гигантский водяной вал, но сразу же ощутил то, что к судну приближается что-то огромное и разрушительное. Спустя небольшой отрезок времени судно поднялось ввысь, оседлав гигантский водный вал, и его гребень вскоре опустился на палубу судна, которое чуть не опрокинулось. Необычно, но мачта практически не получила никаких повреждений: единственная проблема — смыло навигационное устройство. Однако судно получило достаточно серьезные повреждения: надувная шлюпка вместе со спасательным плотом забрало море, кокпит залило огромным количеством воды, а после того, как супруги зашли в салон, они были поражены: все было разбросано, некоторые предметы повреждены. И судно получило все эти повреждения всего за несколько секунд.
После столкновения с волной-убийцей экипаж судна на протяжении четырех часов откачивал воду и пытался восстановить работу запасного передатчика. В конце концов на вертолете прибыли спасатели, работающие в береговой охране. Кстати, супругам повезло и во второй раз: их судно, которое пришлось бросить ради спасения, на протяжении месяца качало по буйствовавшему морю, но оно все же смогло уцелеть. Сотрудники береговой охраны обнаружили данную лодку на значительном отдалении от места покидания – в четырехстах морских милях. Об этом сообщили владельцам и передали яхту в их руки.
Однако стоит отметить, что при столкновении с «волной-убийцей» шанс на такой исход мал, и вышеописанный случай является исключением.
В качестве примера можно привести крушение восемнадцатиметровой яхты Clyde Challenger на отдалении от Азорских островов. В результате столкновения с водным валом судно потеряло мачту и четырех членов экипажа, которых, к счастью, удалось спасти спустя несколько минут нахождения в холодной воде. Однако на протяжении двадцати часов четырнадцать членов экипажа находились на практически полностью затопленном судне, которое только чудом удавалось удерживать на воде. В итоге все обошлось благополучно, и их спас английский корабль.
Еще раньше – в 2012 году — недалеко от американского города Сан-Франциско тридцативосьмифутовое судно Low Speed Chase столкнулось с волной-убийцей. Результат оказался более плачевным, чем в предыдущих случаях: одного члена экипажа убило практически сразу, еще четверых смыло за борт. Их так и не удалось обнаружить.
Это необычное морское явление называют многими именами: блуждающей волной, белой волной, разбойничьей, безумной, монструозной. Французские моряки, которые славятся своим остроумием, называют ее проще – «дурная шутка».
Однако эта «дурная шутка» не вызывает даже улыбки — при встрече с подобными волнами владелец судна и весь экипаж может запросто погибнуть. Это стихийное бедствие затопляет не только маленькие суда, которые легко сносятся волнами: нередко волны-убийцы переворачивают самые современные модели контейнеровозов и супертанкеров, которые славятся своей «непотопляемостью». Судно Low Speed Chase волной выкинуло на скалы, где его и обнаружили сотрудники береговой службы.
История волн-убийц
Судя по всему, первым моряком, который управлял парусным судном и сумел задокументировать подобный случай был известный испанский исследователь и первооткрыватель американского континента Христофор Колумб.
Он не только пережил встречу с этим ужасающим бедствием, но и сумел сделать даже вполне подробное описание случившегося, которое дошло до наших дней.
Данное столкновение произошло во время третьего перехода океана известного первооткрывателя – в самом конце пятнадцатого века. Шесть каравелл, которые считались самыми современными и лучшими судами того времени, шли неподалеку от карибского острова Тринидад и готовы были войти в залив Пария. Вдруг все люди, находящиеся на каравеллах, услышали очень громкий звук, и вдруг на горизонте появилась волна невиданных размеров, которая стремительно приближалась к судам и готова была их уничтожить. Люди, находящиеся на этих судах и наблюдающие за стихийным бедствием, позже рассказали, что высота волны была сравнима с высотой мачт судов. Благодаря этому исследователи смогли узнать точную высоту волны, с которой встретились испанские исследователи – восемьдесят футов, то есть, примерно 27 м.
Члены экипажа исследовательского судна испугались и пережили очень много эмоций, но все же волнение оказалось напрасным: ужасающее стихийное бедствие прошло мимо судов, и эскадра продолжила исследовать новые земли, которые считались «Западной Индией» (в результате более детального исследования выяснилось, что это вовсе не Индия, а Америка).
Прошло много времени, но парусные суда все еще продолжали пользоваться огромной популярностью (даже те, которые необходимы для прохождения огромного расстояния). Если встретится с убийственной волной даже в девятнадцатом веке, то судно могло запросто быть уничтожено.
В 1884 году четырнадцатиметровая яхта проходила по маршруту Саутгемптон-Мельбурн, однако недалеко от африканского берега начался шторм. На протяжении трех суток экипаж судна пытался выжить под действием морской стихии, и, когда шторм завершился и экипаж облегченно вздохнул, началось новое бедствие: судно встретилось с убийственной волной, высота которой достигла двенадцати метров. Капитан и трое членов экипажа остались единственными выжившими после крушения судна: они спустились на четырехметровый ялик.
До ближайшего населенного пункта (да и просто наземной поверхности) оставалось более восьмисот морских миль. Они дрейфовали при полном отсутствии пищевых продуктов и воды на протяжении девятнадцати дней, и в последний день капитан судна был вынужден убить семнадцатилетнего юношу Ричарда Паркера. Это была вынужденная мера для спасения остальных трех человек. К счастью, люди, находящиеся на плоту, выжили: их спасло небольшая пассажирская лодка, которая проходила недалеко от потерпевших бедствие.
С появлением пароходов и их массовым распространением количество людей и судов, пострадавших от убийственных волн, не только не уменьшилось, но даже увеличилось.
В качестве примера можно привести случай, произошедший в 1905 году. Судно размером в шестьдесят пять футов пережило столкновение с двадцатиметровой волной-убийцей. Оно направлялось в Новый Орлеан и перевозило угольные запасы. Волна ударила в максимально невозможный момент: в это время судно поворачивалось, и волна сместила груз. Из-за отсутствия противовеса судно начало крениться и быстро затонуло. Среди членов экипажа было двадцать два человека, выжило только двое.
Танкер Ramapo, который тоже перевозил груз, оказался гораздо более везучим. В 1933 году во время тихоокеанского перехода он встретился с тридцатитрехметровой волной, но, благодаря удивительному стечению обстоятельств судно осталось цело. Также стоит отметить, что высота данной убийственной волны определялось благодаря тому, что волна достигла наблюдательного поста — самого высокого места судна.
Несмотря на огромное количество случаев столкновения, до середины двадцатого века все случаи столкновения с убийственными волнами научное общество считало выдумкой, которая не имеет под собой научного основания. Гигантские размеры волн, которые описывали очевидцы, попросту считались плодом страха, у которого, согласно народной пословице, «глаза велики». Подтвердить существование подобных бедствий никто не мог, ведь после столкновения с волнами выживали лишь немногие. Хотя первый фотоснимок большой волны был сделан еще в сороковых годах.
Все изменилось в декабря 1942 года. Двадцатитрехметровую волну увидело достаточное количество людей: пятнадцать тысяч военнослужащих Соединенных Штатов Америки, и все члены экипажа, находящиеся на британском лайнере. На этом судне, которое называлось Queen Mary, перевозились военнослужащие из Нью-Йорка в Британию.
Удар был необычный силы, и гигантское пассажирское судно (его длина составляла 310 метров, а водоизмещение — восемьдесят одну тысячу тонн) было на грани гибели: угол крена составил пятьдесят два градуса. Эксперты, занимающиеся исследованием данного происшествия, провели математические расчеты и выяснили, что если бы судно накренилось еще на три градуса, то крушение было бы неизбежным.
По окончанию Второй Мировой Войны научное сообщество вспомнило о произошедшем, и началось активное изучение данного природного явления. Многие моряки стали намного осторожнее. Однако, несмотря на все предосторожности, столкновения не прекратились. В качестве примера можно привести случай, произошедший в 1966 году на территории Атлантического океана. Волна, высота которой достигала двадцати одного метра, встретилась с итальянским судном. Пострадала только ходовая рубка и две каюты первого класса. В результате столкновения погибло три человека: два пассажира и один член команды.
Другой необычный случай столкновения со стихией произошел в 1984 году. В результате встречи с гигантской волной-убийцей недалеко от Бермудских островов трехмачтовая бригантина затонула. Крушение произошло в максимально короткие сроки: судно ушло под воду за сорок пять секунд. Выжило только девять моряков, при том что на лодке находилось двадцать восемь человек.
Подобных случаев было немало, но детальное описание данного бедствия удалось сделать относительно недавно — зимой 1995 года.
Прямо на новый год на территории Северного моря (раскинулось между Британией и Скандинавией) был крайне сильный ураган, и волны неподалеку от буровой установки, добывающей нефть, были достаточно высокими: достигали одиннадцати метров в высоту. Но вдруг сотрудники буровой установки обнаружили ранее невиданную по размерам волну: позже выяснилось, что она достигла высота в 26,6 метра. Данную информацию удалось выяснить благодаря тому, что платформа была оснащена максимально точным лазерным измерителем.
Существование такой волны было шоком для мировой общественности, и на данный случай обратили внимание не только средства массовой информации, но и представители научного сообщества. Все они были заинтересованы случившимся, и все оставшееся время, вплоть до наших дней, ученые продолжают исследовать природу данного стихийного бедствия. Проходит изучение условий, необходимых для появления волн такой необычайной высоты и возможности спрогнозировать появление такого убийственного бедствия.
Исследования ученых
Первую международную конференцию, связанную с проблемой наличия в океане гигантских волн-убийц, провели на территории Французской Республики, в городе Брест. Это событие произошло в 2000 году, и с тех пор собрание проводится каждый год. В декабря 2000-го года на территории Европейского союза начала действовать программа MaxWave, в рамках которой проводится обнаружение и исследования волн подобных размеров.
В исследовании участвовали научно-исследовательские лодки, радиобуи, работающие без экипажа и записывающие окружающее на видеокамеру, снимки и видео со спутника, телеметрия. Создание программы дало свои плоды уже спустя относительно короткий срок: через три недели специалисты MaxWave, вместе со своими коллегами, работающими в Европейском космическом агентстве, обнаружили в самых разных местах океана примерно десять волн, высота которых, по предварительным данным, достигала двадцати пяти метров.
Английское научно-исследовательское судно недалеко от берегов Шотландии обнаружило гигантскую волну, высота которой достигла 29 метров, и несколько меньших волн — по 18 метров.
В 2012 году исследование подобных явлений существенно продвинулось. Дело в том, что ученые, работающие в австралийском национальном университете, смогли образовать убийственную войну в условиях лаборатории и провели соответствующие наблюдения. В экспериментальном бассейне была искусственно создана убийственная волна, которая накрыла и затопила полноразмерную модель грузовой лодки. А еще спустя несколько лет, в Оксфордском университете, учеными была создана волна меньших размеров. Ее удалось зафиксировать.
Ежегодно появляются новые стационарные пункты, целью существования которых является слежка за районами, где потенциально могут появиться убийственные волны. Во всех станциях установлены самые современные технологии. В качестве примера можно привести то, что в 2017 году на буровой платформе, которой владеет нефтедобывающая компания, начал свою работу современный комплекс по измерению различных показаний. Комплекс обладает всеми необходимыми приборами для определения высоты волны с максимальной точностью (разрыв — около десяти сантиметров). Кроме того, устройство моментально анализирует внешний вид волны и создает трехмерную модель прямо во время наблюдения, записывая ее на специально установленный жесткий диск.
Стоит отметить, что с увеличением масштаба исследовательских работ (и увеличением вкладываемых в исследования средств) повышается и количество зафиксированных крушений судов в результате столкновения с такими волнами. И это при том, что еще каких-то пятьдесят лет до создания общества по исследованию этого явления существования волн-убийц вообще не признавалось.
Специалисты Европейского космического агентства заявили, что в связи со столкновением с волнами-убийцами потерпело крушение около двухсот крупных судов, специализирующихся на перевозке грузов. Эта цифра — статистика за последнее двадцатилетие.
Ежегодно в исследование данного стихийного явления вкладываются сотни тысяч долларов, и при таких вложениях, казалось бы, давно можно было получить всю необходимую информацию об устройстве этого необычного явления, но, как выяснилось, это мнение ложно.
Несмотря на вкладываемые силы, создание современных технологий и постоянное наблюдение, волны-убийцы скрывают за собой еще много тайн.
Неизвестное
При исследовании волн-убийц ответ на один вопрос порождает несколько новых вопросов. Сейчас ученые уже знают, что в мире есть несколько видов подобных гигантских волн. Первый — классический пример одиночной волны. Это явление может появится даже в том случае, если море полностью спокойно, так что опасность столкновения есть практически всегда, хотя шанс появления волны и повышается при небольших штормах. Она быстро появляется, сталкивается с судном и моментально исчезает.
Второй вид — три гигантские волны, идущие друг за другом. Первая и третья волны примерно одинаковой высоты, средняя — самая большая. Моряки прозвали это явление «три сестры». В конце концов стоит отметить одиночные волны-убийцы, которые появляются в течение нескольких дней после того, как очень мощные шторма завершаются. Существует еще одна опасность для моряков, связанная с волнами — так называемые «океанические дыры». Это очень глубокие впадины, которые образуются между двумя волнами среднего размера.
Если судно встретится с подобным явлением носовой или кормовой частью, то судно моментально окажется под водой и затонет за несколько секунд. Если судно будет касаться кормовой частью одной волны, а носовой — другой, то его попросту переломит на две части.
Глубину подобных дыр выяснить очень трудно, однако такой случай все же был. Британский легкий крейсер Бэкингем в 1944 году передвигался по Тихому океану, и встретился с такой дырой. В результате вода добралась до верхнего мостика военного судна (а это — восемнадцать метров высоты).
Ученые выслушали отчеты моряков, сравнили их с собственными данными и поняли, что волны-убийцы и подобные дыры — вовсе не миф и не игра воображения пострадавших, а настоящие природные явления, которых стоит опасаться.
Все эти стихийные бедствия имеют некоторые общие черты: высота у них одинакова (в случае с подводными ямами – и глубина тоже) и составляет от пятнадцати до тридцати метров (был зафиксирован случай волны высотой в 35 метров, но подобные явления крайне редки), при появлении волны-убийцы моряки слышат очень сильный гул. Волны перемещаются с крайне высокой скоростью и уйти от них невозможно — около ста километров в час. Все они живут на протяжении 20-40 секунд, некоторые случаи — до двух минут. Это единственные свойства, о которых можно говорить со стопроцентной гарантией.
Основные особенности данных стихийных явлений так и не были выяснены учеными.
Возникновение
Главная версия, которая сейчас принята в научном сообществе – поверхностные потоки постоянных течений воды в море сталкиваются с ветром, который дует им навстречу. Это больше всего заметно в местах, где встречаются океаны, то есть на территории около мыса Доброй Надежды в Африке и мыса Горн в Южной Америке. Моряки даже дали необычное названия этим блуждающим волнам, которое подтверждает вышеуказанную теорию — кейпроллер, то есть огибающий мыс. Также высока вероятность создания подобного бедствия в местности, где встречается холодное и теплое течение.
Однако если все действительно так, то почему подобные вещи случаются, к примеру, в Средиземном Море?
Многие ученые считают, что они появляются из-за того, что волны накладываются друг на друга, то есть соединяются в одну. Так и появляется гигантская волна. Однако у этой теории есть и недостатки: к примеру, ее противники утверждают, что практически такие волны встречаются крайне редко, а на спутниковых снимках прекрасно видно, что в этих местах достаточно часто появляются такие волны-убийцы.
Есть и еще одна теория появления подобных волн — так называемый вампиризм. Ее приверженцы считают, что если размеры волн сложатся, то все равно появление гигантов очень маловероятно, и тут дело в другом. Ученые считают, что при соблюдении некоторых условий морские волны могут передавать кинетическую энергию друг другу.
Волна занимается вампиризмом, то есть высасыванием кинетической энергии из соседей. Именно из-за этого явления размеры волны увеличиваются с такой необычной скоростью, со стороны это выглядит так, будто она появляется из ниоткуда, и наблюдатели очень удивляются при виде данного явления.
Когда волна-вампир достигает определенной высоты, то есть своего максимума, вся накопленная энергия в максимально короткие сроки сбрасывается. Именно этим и объясняется то, что волна существует недлительное время, а ее сила удара очень велика.