Каждый влюбленный в паруса прекрасно знает имя Питера Блейка, великой легенды яхтинга и науки. Этот человек помогал строить яхтенный вид спорта, демонстрируя пример, как следует вести себя настоящему капитану в суровых условиях. Ему останутся благодарны потомки, чьи судьбы тесно переплетены с парусом.
Для Новой Зеландии шкипер с большой буквы тоже стал лидером, которого знают, уважают, гордятся им. Отношения этого суперяхтсмена к делу, к яхтам, к исследованиям только вызывает истинное восхищение. На пике славы, оставив гонки, не гонясь за деньгами и трофеями, Блейк переменил направление работы и ушел защищать Мировой океан.
Интересные биографические факты
В 1948 г. в октябре появился на свет хорошенький мальчуган в семье Блейков. У них уже подрастал первый ребенок, но судьба подарила им еще одного малыша. Родители Брайан и Джойс позже подарили первенцам братика Тони и сестренку Элизабет. Семейство проживало в деревянной избушке в Бейсватере. Это местечко располагается близ Окленда, недалеко от пристани. Лето было время для наслаждения красотами залива Майраджи-Бэй. Там проживали бабушка с дедушкой.
Глава семьи во время ВОВ защищал землю от фашизма в должности капитана на артиллерийском катере и всегда мечтал передать наследникам непоколебимую любовь к морю. Это удалось, любовь – в крови у детей Блейков родилась, сохранилась. Отец всегда брал ребятишек с собой в море. Питер с братьями и сестрами полюбили всем сердцем океан. Детские воспоминания о лодках из банановых коробок навсегда останутся в памяти. Тогда ребята называли своими именами игрушечные лодки, сооружали прямоугольные паруса, мачты, играли и мечтали о больших странствиях в будущей жизни.
Дети хотели научиться водить лодку, представляя себя великими штурманами, справляющимися с акулами, ветрами, штормами. По традиции в Новой Зеландии люди занимались крикетом, регби и футболом, но для Питера эти были пустые звуки. Он был влюблен в паруса по уши, практически на генетическом уровне, и вместе с братишкой они с упоением читали яхтенные печатные издания. Постепенно увлечение из теории перетекло в более детальное изучение лодок, основ и правил яхтостроения, производственных течений в этом направлении. Все знания Питер черпал из печатных изданий, моментально практикуя их в реальной жизни, прибегая на берег после учебы в школе. Позже в автобиографическом произведении моряк с удовольствием и теплом описывал эти увлекательные деньки детства и юношества.
По его словам, парнишкой он обожал прибегать на побережье, любоваться солнцем, опускающимся за горизонт.
Окружающий бренный мир с его тяготами, заботами переставал существовать: только дыхание послушной лодки и свобода ветра звенели приятной мелодией в ушах, наливая теплом сердце.
Знакомое чувство безмятежности вновь его посещало во время кругосветных плаваний во взрослой жизни. В то время когда сверстники рисовали брендовые машины, братьям Блейк на ум приходили только яхты.
Мечты сбылись!
На день рождения, когда мальчишка перешагнул рубеж восьмилетнего мальчугана, родитель смастерил сыну маленькую шлюпку P-Class Yacht. Динги стала дебютным катером, на котором можно было участвовать в серьезной гонке. Парнишка назвал лодочку Pee Bee, торжественно спустив с домочадцами ее на воду, и поднимая с восторженным воплем фужеры с лимонадом.
Братья старались участвовать в гонках, почти не пропуская соревнований. Частенько прогулки их завершались прибытием в чащобы мангр, в направлении которых нес их смелые паруса ветер-забияка. Братья обожали непредсказуемость приключений, и скоро близ дома ни одной марины не осталось, где бы ни погостил их тяжелый якорь.
Спустя некоторое время будущий моряк, гордость страны, вырос из первой динги, ему хотелось большего, более крупного масштаба лодки. Да и коленки задевали челюсть, когда он занимался сменой галса, нагибаясь от удара гика. Лодка вскоре появилась: вот молодой капитан уже стоит за рулем штурвала лодки Z. Швертботу парень дал романтичное название «Танго».
У этого судна все было необычное, даже покраска черного оттенка. Поверхность грота яхтсмен покрасил в ярко-оранжевый тон. Спинакер тоже включал темный и яркий апельсиновый оттенок. Внезапно родители подростка продали участок, купили яхту с одной мачтой в 30 футов, названную «Нгаранги» (перевод с маори – «небеса»). Питеру исполнилось 13.
Только в скором времени семейство разочаровалось в поспешном, невнимательном приобретении, ведь судно не порадовало устойчивостью. Главное – в направлении «круто к ветру» лодка отказывалась идти! Через 18 месяцев семья выкупила другой борт «Ladybird». Кэч длиной в три десятка футов обладал рангоутом, покрытым красиво лаком, вентиляторами с медным отблеском. Шик и аристократический дизайн сыграли большую роль в судьбе Питера и семейства. На этой яхте они отправились в дальнее странствие, отойдя от Окленда до Фиджи и обратно. Во время путешествия Питер впервые узнал, что такое шторм.
Фантастические чувства вызвало ненастье, врезавшееся в память на долгие годы. Этот момент он описал в книге, покорив океаны всего мира к этому времени. Яхтой Блейки владели на протяжении 35 лет. Теперь ее владелец – Мартин Фостер, друживший с Блейками. Новый хозяин с большой нежностью относится к лодке друзей.
Подаренный богом для победы
Первое плавание стало для Питера уроком, когда он по-настоящему учился достойно выступать в первых рядах среди гонщиков. С того момента он всегда стремился оказаться на пьедестале почета. Старшая сестренка Джанет отмечала, что братишка всегда был скрупулезен даже в мелочах. Он думал о круизном плавании слишком много, просчитывал временные отрезки, размышлял о скоростных показателях. Питеру нравилась скорость, и больше ничего не волновало. В гонках спортсмен оказывался на пьедестале, ведь четко осознавал алгоритм построения пути, ведущего к победе.
Не тщеславием Питер был движим.
Амбициозный шкипер не стремился к славе, в большей степени ему мечталось обогнать время. После школы Блейк отправился осваивать технические науки в институте Окленда. Только учеба в «политехе» не помешала ему взращивать привязанность к парусу.
Любовь не тлела, а разгоралась в его сердце бурным огнем. Во время семейного совета близкие люди одобрили возведение личного парусника. При этом Питер сказал, что ему потребуется весь внутренний дворик, практически под окошками родительской комнаты. Мать пожертвовала цветами, но ради эллинга сына – чего не сделаешь!
Питеру удалось добыть проект 23-футовика с килем голландской фирмы Van der Stadt. Работа велась в ночное время, но родные терпели шум, как и соседи. Питер смастерил, наконец, парусник к радости окружения. Яхту он назвал «Бандитом». Нетривиальная лодка тоже красовалась на воде оранжево-черной палитрой спинакера и корпуса. Вот уже дебютный сезон гонки в Junior Offshore Championship. Парусник не особо спешил впечатлить габаритами, но его опасались. Каждая гонка для братьев оканчивалась удачей, показывая мастерство ребят в управлении парусником. Им не были страшны ветра, волны, и скоростные показатели в 15 узлов – привычное дело для яхтсменов.
Постепенно Питер стал уважаемым лидером среди яхтсменов местного масштаба. Соперники ценили дружбу с капитаном за его отвагу, смелость, интересные, умелые управленческие маневры. В итоге его пригласили в экипаж для участия в соревнованиях на воде в Новой Зеландии, включая престижные гонки, к примеру, Round North Island Race. Также они участвовали и в «Тон Кап». Матрос особым образом демонстрировал мастерство, дальше логично ему поступило предложение участвовать в Red Faether.
Тони не обижался, что немного остается в тени брата. По его мнению, Питер действительно был лучше, рожденный для побед, относясь к регатам более ответственно. Эта ответственность нарастала с каждым спортивным состязанием. Только на сей раз в «Ред Фезер» командой Питер не был доволен. Экипаж, казалось, просто резвится на волнах. Команда додумалась захватить апельсины, предварительно прокачав их ромовым напитком. В результате вместо слаженной твердой команды Питер получил тусовку. Один из матросов, будучи подшофе, даже упал в носовой люк, по счастливой случайности не сломав себе кости. Штурман Блейк держал вахту, вел лодку к финишу изо всех сил.
Тогда впервые Питера посетила мысль о яхтсменах-профессионалах. Только для обучения нужно было время. Мужчина продал «Бандита» и посвятил себя строительству новой яхты (26 футов), назвав детище «Оливером Твистом». Проектом занималась судостроительная компания Holman & Pye. Только работу пришлось отложить, поскольку Питер решил учиться яхтингу в Европе, для чего понадобился капитал на покупку билета на самолет и учебные курсы.
В то время молодежь ехала из Новой Зеландии в Европу на обучение. В 1969 г. Блейк прибыл на Мальту, где познакомился с яхтсменом Лесли Уильямсом из Англии. Эта встреча стала жизненно важной для новичка Питера, ставшая «окном» в новый, профессиональный яхтинг. Уильямс был поглощен подготовкой судна «Оушн Спирит», купив его в паре с Ноксом-Джонстоном, ставшим первым в мире человеком, обойдя на судне вокруг света без остановок.
Теперь партнеры объединили усилия, собираясь показать мастер-класс в гонке, устроенной в Рио. Парни как раз ждали подходящего ответственного яхтсмена, и Питер им понравился сразу. Лесли вспоминал, что «молоденький киви» (прозвище островитян) вскарабкался весело на судно, заявив о готовности выдвинуться в путь с мореплавателями.
Моряки сразу высоко оценили готовность новичка к странствию. Да и приветливость, крепкое здоровье, уверенность в себе – важные качества борту!
Мореплаватели сразу взяли его в экипаж, открыв дверь в мир дальних странствий под парусами. В скором времени его ждала борьба в Whitbread Round the World Race…
Попытка номер пять
Питер Блейк боролся за кубок в вышеуказанной гонке в 1973 г. Сначала он выполнял на борту обязанности начальника вахтенной службы. Только в третьих гонках Питер уже стал шкипером. Сначала его ждал провал, что закономерно для новичков. Катер Burton Cutter был плохо подготовлен, и экипаж с Лесли тоже подвел.
Парусник вышел из Портсмута, только члены команды медлили вступить в спортивную борьбу, заправляя койки в подпалубных каютах. Не оказалось достаточно места для хранения продуктов, пришлось свалить их в гамак, наскоро сооруженный из теннисной сетки, которую команда натянула посреди рубки… К тому же, в качестве сиденья для штурмана взяли пивную коробку, развалившуюся при первой же волне.
Палуба протекала. В регате до Сиднея (со стартом из Кейптауна) экипаж сошел с дистанции по причине повреждений на борту в шторм. Кое-как, непрофессионально люди починили борт, «доползя» до берегов ЮАР. Хотя на борту они все же умудрились перейти через Атлантику. Затем у берегов Бразилии катер вернулся на дистанцию регаты, попытавшись реабилитироваться в глазах жюри и поклонников. Следующие регаты оканчивались фиаско к разочарованию Питера. На лодке «Кондор», управляемой новичком-шкипером, вышла из строя мачта. Третья гонка тоже оказалась неудачной: «Керамко» лишилась мачтовой опоры. Четвертая шла с самого начала из рук вон плохо, хотя шкиперу удалось прийти седьмым. Каждая неудача – опыт, из которого надо делать вывод и идти дальше. Решительный Блейк не опускал руки.
В 1989 г. началась его пятая попытка преодолеть расстояние в регате Whitbread Round the World Race.
Судьба, наконец, улыбнулась его кэчу Steinlager II, спроектированному Брюсом Фарром. Соперники остались позади, вдохновляя Питера. Даже советской лодке «Фазиси» не удалось обогнать яхтсмена. Опытный шкипер и хорошо подобранный экипаж – вот рецепт удачного завершения дня. Причем состязались тогда 23 яхты из 13 государств. Кэч все этапы выиграл. Оставался один переход через Атлантический океан от американских берегов до Саутгемптона с выходом из Форт-Лодердейла. Казалось, неприятности отстали, победа близка. Да только ночью треснула обшивка борта с глухим шумом на участке вант-путенсов с правой стороны. Штурман моментально отреагировал, повернув борт с перераспределением нагрузки (фордевинд). Мачта была спасена, и этот финишный этап команда преодолела успешно.
Победа, к которой Питер шел годами, наконец, очутилась в его руках. Теперь Блейк мог с чувством полного удовлетворения обратиться к новым странствиям, закрыв главу первого жизненного этапа в качестве профессионального яхтсмена.
Эти сутки лучше б забыть!
В 90-е годы яхтсмен решил обойти вокруг света, потратив 80 суток. Цель поставлена в теории, пора приниматься за дело! Эту цель – заслужить Кубок Жюля Верна – Питер поставил и уверенно приступил к осуществлению задуманного, то есть немедля, в темпе привычных для него скоростей. Особенно мечтали о победе в этой регате французы, ходившие на многокорпусных судах. Однако надо понимать – рекорд доступен для катамарана или тримарана. В 1992 г. осенью Блейк приехал в столицу Франции для сотрудничества с Робином Нокс-Джонсоном в гонке за трофей. Мужчины обзавелись спонсором из Новой Зеландии (фирмой «Энза»). Компания занималась продажей груш, яблок и выкупила для себя старенький катамаран. Лодку переименовали по названию фирмы.
Британский и новозеландский моряки решили посоперничать с коллегами из Франции. Этот вызов решительно принял на себя Бруно Пейрон. В январе 1993 г. катамаран «Энза» соперничал с Commodore Explorer (Франция), проверяя, реально ли поставить рекорд – за 80 суток пройти вокруг света.
Соперничество началось, лодки вышли из порта, проследовав 26 дней. Судно Питера и его партнера дошло до 41-й широты близ Кейптауна. В этот момент в береговую службу поступил звонок, что им придется отказаться от дальнейшего участия. Причиной команда назвала столкновение с подводным объектом, образовавшим пробоину в боку. Команда отчаянно черпала воду с борта, потратив 16 дней для прихода в Кейптаун.
Только моряки от судна не отказались, всеми силами пытаясь спасти верного друга. Команда соперников гнала под парусами, приближаясь к рекордной отметке-мечте. В итоге им удалось пройти заветное расстояние за 79 дней с «хвостиком». Питер потом не собирался участвовать повторно в этой регате, нацелившись на Кубок «Америки». Да только взыграла гордость, дело принципа, и пришлось дело довести до конца. Блейк отложил проекты, вступив в борьбу за Кубок Ж. Верна.
Яхтсмен удлинил «Энзу» на 3 м., обновил рубку, установив ее в центре, сшил новые паруса. Итог – модернизированный борт с теоретически хорошей скоростью, улучшенной на 15%. В 1994 г. в шторм лодка перешла через границу между французским маяком Creac’h и маяком Лизард с другой стороны пролива Ла-Манш. За штурвалом стоял Питер. Нокс-Джонстон исполнял обязанности второго шкипера, и им помогало 6 членов команды. Борьба с ненастьем, временем выдалась нелегкой. Добавляло трудностей соперничество с сильным противником Оливье Керсасоном (на тримаране Lyonnaise des Eaux Dumez). Новозеландцы шли впереди, и через 20 суток они огибали Мыс Доброй Надежды. Ура, четверть пути вокруг Земли пройдена! Яхтсмены радовались, вкушая сладость каждой минуты. Радиостанции с радостью трубили эту новость.
Только через четверо суток настроение двух капитанов кардинально поменялось. Катамаран врезался в гигантскую стену-волну. Форштевень разбился, Питер отлетел в сторону, перелетев рулевую колонку, повредив ребра и спину. Тяжелые восемь дней он провел в кровати в каюте. Тогда команда собиралась вызывать вертолет для отправки штурмана в Австралию. Только катер продолжил путь, обогнав французов. Блейк отказался сходить с борта, продолжив терпеть боли.
Метеорологи трубили о западных ветрах, направляющихся в эти места. Штурманы прогнозировали, что ветер унесет катер к берегам мыса Горн, южнее Австралии. Но ветер пришел с востока. Питер решился на отчаянный шаг – спуститься к югу от 60-й широты. В душе теплилась надежда на хорошие погодные условия. Вновь разочарование! Погода со знаком «минус», да еще и куча айсбергов мешала проходить лодке. Даже многокорпусники не приходили в эти места. Яхтсмены дежурили сутками на вахте, члены экипажа всматривались вдаль в качестве впередсмотрящих. Выбившимся из сил мужчинам приходилось сменять друг друга через каждые полчаса.
Участники перехода вспоминали этот многочасовой этап как жуткий ад. Подходя к Горну, лодка снова встретилась с трудностями: шторм вытеснил судно на юг. Нависла угроза дойти до Антарктиды. О таком команда даже в страшных мыслях не мечтала. В таких условиях Блейк поставил цель – выжить! Здесь уже было не до гонки, не до скоростей, прочих мыслей о соперничестве. Хотя Питер помнил о французе, ушедшем в отрыв, вырвавшись из плена природного ненастья.
Важный факт! Дойдя до Атлантики, лодка повернула на север, поддерживая высокие скоростные показатели. В итоге в душе загорелся фитилек надежды на установку рекорда.
Тяжкие испытания на этом не кончились, и самые жуткие моменты поджидали команду впереди. Вновь грянул шторм. Французские власти закрыли порты на Атлантике, корабли стояли «на привязи» в маринах. Валы волн пытались стереть с лица Земли бедную лодку, угрожая белоснежной пеной. Паруса давно покоились внизу мачты, но катер несся, как угорелый. Команда пыталась сдержать его бешеную жажду скорости, выпустив парашютный якорь. Моряки обратились к длинным тросам, завязав на концах петли. По словам Питера, эти сутки в пути были худшими в его судьбе.
Однако 1.04.1994 г. «Энза» пересекла-таки финишную воображаемую ленточку, справившись с трудностями. Франция радушно встречала членов экипажа, аплодируя храбрым мужчинам, которым удалось опередить Де Керсасона, несмотря на штормовые будни.
Питер пережил много перипетий, только спустя годы именно этот жуткий шторм, страшный переход, граничащий с безумием, он вспоминал долго. Просматривая видеозапись с этого перехода, яхтсмен не мог спокойно наблюдать за картиной, на глаза наворачивались слезы. Ходьба по острию бритвы не для всех. Шкиперы встречаются с такими версиями событий, но не часто – раз или два в жизни. Тогда моряки не знали, будет ли завтра.
Впереди новые курсы
После этого чудовищного путешествия, но победоносного и отважного, яхтсмена ожидали новые регаты на лодке «Блэк Мэджик». На этом судне он участвовал в Кубке «Америки» (1995), и его ждал долгожданный, заслуженный триумф. После победы Питера наградили статусом рыцаря, а также удостоили почетного звания «Яхтсмен года Великобритании». Только поклонники немного разочаровались, ведь Блейк уже меньше времени уделял спорту. Больше он стал заниматься исследовательской деятельностью.
В 1997 г. ушел в мир иной Жак-Ив-Кусто, после чего Питера Блейка назвали продолжателем его дела. Яхтсмен стал руководить «Обществом Кусто».
Почему этот человек?
Ответ заключался во мнении Жака Кусто, посмотревшего однажды регату с участием Блейка (Vendee Globe). Тогда исследователь восхитился спортсменом, бесстрашным, отчаянным, самоотверженным. Такой гонщик способен выполнять роль настоящего капитана на специальном паруснике, построенном для изучения суровых антарктических земель «Антарктик Эксплорер».
Наступил май 1998 г. В Нью-Йорке состоялась встреча жены Кусто с капитаном Блейка. Две легенды (одна – в пространстве яхтинга, другая – в исследовании океана) встретились для беседы. Теперь два человека решили объединить усилия, защитить Мировой океан по завещанию Кусто.
Важно! Блейк участвовал в 2000 г. в составе команды «Тим Нью Зиланд» за Кубок «Америки». Эта победа стала значимой в судьбе шкипера.
Через год он организовал собственную экспедицию, чтобы изучить и продумать меры защиты территорий с первостепенным смыслом для экосистемы мира. Кроме того, Блейка назначили на должность посла ООН по вопросам защиты природы.
Выдающийся спортсмен, легендарный мореход, таким образом, перешагнул в новый интересный, крайне важный виток жизни. Коллеги-яхтсмены недоумевали, почему успешный спортсмен на пике популярности, не задумываясь, оставляет яхтинг. Питер же улыбался, отвечая, что без защиты океана яхтинг погибнет на корню. Паруса предполагают не только личное соперничество, это еще и путешествия с детьми, близкими. Лодка может идти под мотором, с разными скоростями. Пока же он планировал отправиться в круиз с семейством, чтобы показать близким свои традиции яхтинга. Парус учит детей многому. Его мечтой было достичь берегов Амазонки.
Блейк дал новое имя «Антарктик Эксплореру», обозначив его как Seamaster. Стояла зима 2001 г., когда яхтсмен поднял паруса на этом судне, чтобы направиться к Амазонке. Матрос не мог жить без воды, словно рыба, и спешил покинуть берега, чтобы изучать новые места. Миссия экспедиции – исследование вод в устье Амазонки. Поначалу лодка пришвартовалась в Бразилии, в Макапу. Гавань известна мало, но имеет значение для исследователей, поскольку в этом месте встречаются волны Атлантики и Амазонки. Якорь брошен у деревни Сантана, в южной стороне от Макапу. Матросы не подумали, что лодка пристала к берегам, где царствуют, диктуя свои законы бразильские пираты. Разбойники нападали на корабли, запрыгивая по цепям якорей. Завидев парусник, пираты отнесли его к торговым лодкам. На побережье уже готовились к краже несколько бандитских групп.
Блейк знал о небезопасности мест от полиции Бразилии. Капитан решил убрать лодку подальше от деревушки. Да только бесполезно, ведь эти «крысы» уже следили за судном и 6 декабря вечером напали на «Си Мастер». Разбойники прибыли к паруснику на катере. Шесть-восемь разбойников были вооружены, стреляли.
Блейк пытался защитить матросов и схватил ружье, единственное на борту, ранив бандита в руку. Только винтовка дала осечку, и ответный выстрел поразил его в спину. Два матроса были ранены ножом, не сумев выжить в этой схватке.
Питер Блэйк «Блэк Экспедишн» до сих пор курсирует по волнам океанов, занимаясь исследовательской работой. В июне 2004 г. вдова Питера Пиппа основала Фонд памяти великого супруга. Правительство пожертвовало 3,8 млн. долларов на поддержку организации. Ключевая миссия Фонда заключается в придумывании защитных мер для оберегания окружающей среды. К тому же, организация заинтересована привлечь молодых профессионалов, волонтерские бригады из разных стран, включая Новую Зеландию, для помощи в реализации проектов. Лодка легендарного спортсмена до сих пор ходит в регатах, является приятным воспоминанием об удивительном человеке…