Наиболее популярным и любимым местом яхтсменов является греческое побережье Средиземного моря. У такой невероятности славы имеется обратная сторона и заключается она в том, что в этой акватории пролегает много чартерных путей. Поэтому, почувствовать себя уединенно не получится. Многим, ищущим покоя и единения с природой это обстоятельство совсем не по душе.
Действительно, какое может быть уединение, когда идешь в сопровождении целой флотилии кораблей. Но, в этом районе все-таки есть тихое укромное место – полуостров Пелопоннес, скалистый берег которого отталкивает многих. Особенно великолепен в этих краях переход ночью, под яркой луной. Когда идешь по лунной дорожке, то поначалу можно разглядеть вдалеке тусклый свет портовых фонарей, но потом они вовсе исчезают и воцаряется тьма. Только Млечный путь над головой. Даже самому зоркому глазу не удастся рассмотреть берег. Поблизости нет ни одного судна и это прекрасно, только тишина и еле слышный плеск воды за бортом. В легком тумане постепенно исчезает и Млечный путь.
Ночной переход
Судно Bavaria 45 неторопливо плывет в темноту. Помещение кокпита залито алым свечением от компаса и плоттера. Порывы ветра становятся все тише, он как-будто силится толкать лодку вперед в эту пустую тьму. Большинство из членов команды мирно спят в своих каютах, а другие несут вахту. Беседа вахтенных постепенно утихает и все замолкают. Как только восходит солнце вахтенные чувствуют усталость. На воде полный штиль.
Подобный переход ждет каждый экипаж, который решился сделать круг вокруг чудного Пелопоннеса. Надо отметить, что путь от Левкаса до греческой столицы долгий, примерно 450 миль. Здесь необходимо быть проворнее, чтобы не выбиться из графика. Поэтому ночью, вдоль западного берега, который ничем не примечателен, мы шли быстро. Если же свой маршрут проложить из Афин, то есть возможность оставить ночной переход напоследок.
С началом рассвета появляются новые силы, энергия прибывает в тело. Позавтракав в ближайшей гавани, путешествие по таинственному и загадочному Пелопоннесу возобновляется. Этот полуостров по своему строению схож с ладонью, но только с четырьмя пальцами. Некоторые из них как-будто впились в Эгейское море. Акватории «между пальцами» мало изучены, поскольку здесь почти не бывает путешествующих.
Даже бывалые моряки много не расскажут о Пелопоннесе, поскольку эта область не изучена. Весьма скудная информация о данном полуострове, а ведь он тесно связан с культурной и исторической жизнью западного мира. На этом загадочном острове расположена Олимпия – Родина первых в мире знаменитых игр.
Величественные возвышенности Пелопоннеса когда-то служили надежной защитой обитавшим здесь спартанцам.
Полуостров одиночества
Холмистый ареал Аркадии когда-то, много веков назад прославил Вергилий. В Средневековье здесь находилось несколько итальянских колоний и были построены крепости, защищавшие часть полуострова от нападений. Что сейчас находится на полуострове и стоит ли ехать в эти края? Главное отличие этого полуострова от других греческих островов заключается в том, что здесь есть возможность насладиться одиночеством. Когда Bavaria 45 следовала по Ионическому морю, то различные суда шныряли одно за другим. Когда же прошли Закинф, то ни одной лодки навстречу не было, а ведь сейчас сезон в самом разгаре.
Только подойдя к Метони, на горизонте становятся видны очертания судов. Оградительное сооружение из камней защищает это место от сильных волн. Наверху сооружения красуется башня некогда защищавшая от нашествия непрошенных гостей. Теперь же это оградительное сооружение – идеальное место для рыбаков. Здесь они раскладывают рыбу, которую удалось поймать в этих водах. Небольшая группа туристов наслаждается солнечными лучами.
Расположившийся здесь городок Метони вызывает противоречивые версии. Наличие здесь венецианского заграждения дает основания полагать, что в этих местах было большое поселение. В наше время здесь небольшой городок, больше похожий на деревушку с аккуратными маленькими домиками и улочками, напоминающими лабиринт. Местных обитателей здесь мало. Когда прогуливаешься по остатками крепостного заграждения, понимаешь, что именно в этих местах и кипела когда-жизнь, поскольку эта местность отлично защищена от сторонних вторжений.
Владелица местного ресторанчика Pala Istoria, по имени Лилика рассказала как и чем сейчас живет Метони. Она прибыла на полуостров вместе со своим мужем, когда начался кризис. Жизнь в Метоне очень отличается от жизни в столице, где она прожила несколько лет. В Афинах жизнь кипит, а в Метони тихо, спокойно, жизнь протекает размеренно и неторопливо. Заведение Лилики пользуется популярностью, особенно у англичан и швейцарцев. Большинство, побывавших в этих местах туристов, возвращаются сюда снова. Есть и такие, которые приобретают здесь домики для сезонного отдыха.
Этому поспособствовала кризисная ситуация. Во всяком случае, ресторанчик Pala Istoria не испытывает нужды в посетителях. Хозяйка ресторана поведала много интересного о плодородной земле полуострова. Здесь растет множество культурных растений, принося богатый урожай. Рассказала об отдаленных районах, где люди живут как отшельники, есть там уникальные древние башни, которые были частью крепостной стены когда-то. В наше время их великолепно отреставрировали и Лилика посоветовали сходить туда. Потом она принесла чудесное стифадо, которое готовится из говядины и курицы с овощами. А еще великолепную печень, приготовленную на гриле.
Погодные условия
Купаться у берегов Пелопоннеса лучше всего утром, когда нет ветра и приятная теплая вода. Погодные условия здесь напоминают вояжи в водах Ионического моря. В утренние часы у берегов полуострова полный штиль, а затем солнечные лучи прогревают морские воды и поднимается ветер, но теплый. К солнечному закату ветер усиливается до пяти баллов по шкале Бофорта. У одного из берегов острова дует, в основном, ветер с западной стороны. Стихает ветер около семи часов вечера, и так каждый день. Обойдя один из «пальцев» Пелопоннеса при сильном ветре, пришедшем с плоскогорья, судно движется в сторону Корони. Небольшой городок в котором также имеется венецианская крепость.
Гавани здесь нет, только мол, где швартуются рыбацкие лодки.
Пришвартоваться негде, около мола все места заняты, да и Bavaria не смогла бы из-за мелководья. Нашлось спокойное тихое место за косой. Правда, ветер здесь тоже сильный, порывистый. Якорь удается бросить только со второго раза, тяжелая цепь исчезает под водой. Под порывами ветра судно шатается, но якорь прочно удерживает яхту на плаву и команда сходит на берег.
Витиеватые улочки Корони, пронизывают городок, здесь ветер не такой сильный. Совершив экскурсию по небольшим улицам, команда отправилась к развалинам крепости, вокруг которых идет узенькая тропка. Посредине этих руин стоит маленький дом. Хозяин домика, мужчина в годах, медленно окрашивает стены. Солнце уже клонится к закату. Заметив нашу группу, мужчина помахал рукой, приглашая в гости. Долго не раздумывая, вся команда подходит к нему, чтобы узнать у него о местной жизни.
Пожилой грек говорит, что он гордится тем, что живет в развалинах старой крепости, он вместе с семьей снимет этот домик у местных властей на протяжении 170-ти лет, хотя в Греции редко разрешают арендовать жилье в районе культурно-исторических памятников. Арендное право переходит от поколения к поколению, а человеку не из семьи передавать это право запрещено.
Есть у него огород, за которым он ухаживает вместе с сыновьями. Дети старика живут в городе, но часто навещают своего отца. Молодым неинтересно жить вдали от цивилизации, от развлечений. Старик сетует на сотрудников, которые призваны следить за памятниками истории. Он говорит, что они ему указывают как красить дом и мостить дорожки, хотя его дом прекрасно выглядит и отлично вписывается в общий пейзаж. После разговора с местным жителем вся команда отправляется на набережную, где, в спустившийся темноте, горят разноцветными огнями вывески небольших кафешек.
Мессинский залив
На следующее утро команда пересекла Мессинский залив, по курсу была западная сторона острова – известный район Мани, который является олицетворением независимости греческого народа. По большей части здесь гористая местность, горы достигающие в высоту более двух тысяч метров. У подножья восточных склонов когда-то обитали спартанцы, а сейчас Спарта располагается неподалеку от этих мест. Современное поселение спартанцев очень напоминает древнее городище – высокие дома больше похожи на башни.
Этот район знаменит тем, что был единственным греческим регионом, который отразил все турецкие атаки и остался независимым в то время, когда все греческие города покорились Османской империи.
Хотя, это их упрямство сыграло им во вред, так как семьи, которые жили здесь многие столетия враждовали. Такая кровная месть отрицательно сказалась на развитии региона, население Мани очень уменьшилось, а большинство деревень оказались попросту заброшенными.
Сравнительно недавно здесь занялись реставрацией заброшенных поселений. На сегодняшний день, большинство из них отремонтировано и живут люди. Наша команда остановилась в Лимени, небольшом поселении на берегу большой бухты. Повсюду здесь небольшие каменные домики. Их отличие в том, что отсутствует белый и синий цвет, как в типичных греческих домах. На набережной много детей, которые с радостными криками плюхаются в теплые воды Эгейского моря.
Команда зашла в кафе, которое располагалось неподалеку, чтобы отведать фраппе – традиционный греческий молочный коктейль. Из разговора с Марией, которая вместе с семьей живет здесь очень давно, становится понятно, что афиняне были первыми, кто присмотрелся к Лимени, как к туристическому направлению. Люди подыскивали тихое место, чтобы приобрести загородный домик для отдыха.
Иностранцы стали скупать недвижимость на острове, ремонтировали здания с тем, чтобы открыть гостиницы и заведения общественного питания. Женщина пояснила, что на острове высота жилища свидетельствует о материальном достатке и благополучии семьи. Дома здесь укрепляют не хуже крепостей.
Каждая семья старалась построить дом выше, чем у соседей, поэтому на острове так много башен, которые добавляют уникальности этим местам.
Вся команда наблюдала за лазурной гладью моря, сидя на террасе Teloneio, небольшого кафе башенного типа. Островок прекрасное место для подземных путешествий, так на Лимени есть пещеры, которые находятся неподалеку, в бухте. Более века назад началось изучение этих сталактитовых пещер, внутри которых есть лабиринт специально для любителей экстрима. Длина лабиринта составляет чуть больше километра, попасть туда можно только при помощи экскурсионной лодки.
Маршрут прекрасно освещен, где-то пещера расширяется, а где-то наоборот, становится уже и приходится наклоняться, чтобы пробраться дальше. В чистой горной воде, диковинные каменья светятся всеми цветами радуги. После получасовой экскурсии, вся группа выходит на поверхность, где в глаза бьет солнечный свет, после выхода из полумрака. На поверхности дышится очень тяжело, потому что воздух очень нагрелся от солнечных лучей. Команда решает, что пора возвращаться к воде.
Далее, путь лежит по Лаконскому заливу, на берегу которого красуются небольшие деревеньки с аккуратными домиками. Для того, чтобы пришвартоваться здесь места нет, как и на побережье всего острова. Видимо, местные жители ожидают туристов не с моря. Из-за отсутствия места, приходится бросать якорь. В небольших бухтах удобств нет никаких, кроме большой гавани Каламата, здешнего города, который расположен в глубине бухты Мессинского залива. Порт оборудован вполне по современному, но команда приняла решение в него не заходить, дабы сэкономить время.
В этих краях непросто найти хорошую гавань, даже несмотря на то, что попадаются на пути чудесные живописные места, где море как будто врезается в берег. Решили встать на якорь в Кайо около маленького пляжа. Сюда в выходные дни приходят местные жители посидеть в кафе и искупаться в море. На побережье Кайо расположены неподалеку друг от друга четыре таверни. Самая лучшая бухта, по мнению туристов, залив острова Элафонисос. Там есть песчаные пляжи и дюны, вода переливается всеми оттенками голубого цвета. Особенно это место подойдет тем, кто любит осматривать местные достопримечательности, прогуливаясь пешком.
Последний переход
Настало время для последнего похода, а начался он рядом с мысом Малея, у которого печальная слава. Здесь преобладает западный порывистый ветер. который и сопровождал нас вначале пути, надувая паруса. Решили зайти на большой остров Кифера, который славится своими прекрасными пейзажами. Природа здесь пестрит разнообразными растениями и кустарниками. Вода у побережья острова чистая, лазурного цвета.
Зашли в гавань Капсали, которая расположилась у подножья очень крутой горы. Стоит посетить это место, здесь прекрасный песчаный пляж и чудесный город, который находится на возвышенности. Из города прекрасно просматривается побережье. Местные жители здесь ведут размеренную жизнь, а туристы передвигаются, в основном, на мопедах. Есть на острове красивейший водопад, который находится в одном из ущелье острова.
На этом острове хочется остаться подольше, но надо двигаться дальше, впереди сложный переход к Афинам, который требует собранности и сосредоточенности всей команды. Мыс Малея был пройдет легко, без трудностей. Дальше идем на Монемвасию. Это город, который является крепостью, расположенный на трехсотметровой скале с береговой линией связан небольшим перешейком. Крепость известна своей неприступностью. Дома местных жителей утопают в зелени, а купола местной церкви блестят на солнце. Снизу вверх на скале расположена одна из стен крепости, такое зрелище завораживает и удивляет. Bavaria 45 встает на якорь рядом с крепостной стеной.
Искупавшись в море, вся команда отправляется на экскурсию по удивительным местам это чудного острова.
По пути встречаются туристы, так как город весьма популярен среди путешественников и обеспеченных жителей Афин, который приезжают сюда, чтобы провести выходные на своих роскошных лодках. Решив, посидеть в одном из местных ресторанчиков мы с трудом находим свободные места на террасе. Пятьдесят лет назад население этого города насчитывало тридцать два жителя. Большая часть жителей переселилась на берег, потому что сюда невозможно было проехать из-за очень крутых дорог. Городок был слишком мал.
В настоящее время городок заселен людьми, которые отремонтировали имевшиеся здесь домики. Многие дома реставрировались на денежные средства, выделенные Европейским Союзом. Об этом гласит вывеска на въезде в город, наверное, местные жители очень этим гордятся. Результат такого глобального коллективного ремонта впечатляет. Хотя у команды сложилось двойственное впечатление о Пелопоннесе, все-таки этот остров стоит внимания. Тяжелый ночной переход, пожалуй, единственный недостаток в этом путешествии, а в общем, живописность острова и древние крепости, которые стоит посетить, оставили приятные впечатления у всех.
Двухнедельный переход
Маршрут от Левкаса до Афин занимает две недели. Первую остановку можно сделать в Пилосе. Там рядом с причалом расположена живописная арка, а со скал, которые находятся на берегу можно наслаждаться чудесным видом всего острова. Любителям водных процедур следует быть осторожными, так как в воде находится очень много камней. В городе имеется гавань с молом, но там мелководье, а городской причал всегда занят коммерческими лодками.
Вторую остановку можно совершить в современном городке Метони, который был построен неподалеку от старой крепости. Это удивительное место, достойное внимания. Наилучшим вариантом будет бросить якорь в гавани, так как она отлично защищена ветрами. Около южного причала лучше не швартоваться, там дно усеяно мурингами, которые используют рыбаки. От бухты до северного пирса можно дойти на тузике. Третья остановка в Корони, маленьком уютном городишке, где некогда была большая крепость, защищавшая местных жителей от нападений. К северу от мыса есть прекрасное место для того, чтобы встать на якорь. Весь причал здесь занят лодками рыбаков.
Можно бросить якорь и на восточной стороне, неподалеку от мола.
Далее, Лимени отличное место для швартовки и для того, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями. Местные пещеры – одно из таких мест, где непременно стоит побывать. Цена экскурсии составляет 12 евро, а время работы с утра и до семи часов вечера. Неподалеку расположена песчаная бухта, в которой также стоит побывать. После обеда здесь поднимается ветер и морской штиль сменяется волнами. Вечером можно посидеть в каком-нибудь уютном кафе, бросив якорь неподалеку.
При сильном волнении моря самым лучшем местом для швартовки станет деревушка Каравостаси. Далее следует порт Геролименас. Здесь есть небольшая деревня, которая расположилась у подножия отвесной скалы. Имеются здесь рестораны и даже большой магазин. В скалу встроена подсветка, в ночное время она очень красиво выглядит в свете огней. На лодке близко к деревушке подходить нельзя, так как глубина там небольшая, всего пару метров. В ночное время здесь сильный ветер. Бросая якорь нужно убедиться, что он хорошо закрепился, так как дно здесь очень каменистое. Стоит посмотреть на местные деревни.
Далее по курсу порт Капсали, который расположился у подножия живописной горы, на вершине которой находится городок Китира. Встать на якорь здесь можно с внутренней стороны причала. Здесь часто бывает сильное волнение моря, а дальняя часть очень мелкая для лодок. Совершить экскурсию по этому острову можно на мопеде. Здесь часто бывают сильные шквалистые ветра, который приходит с гор. Здесь бросить якорь можно за пристанью, но только с разрешения начальника порта.
Гавань Монемвасия следующая, где можно сделать остановку. Здесь суда швартуются южнее перешейка, который ведет к острову. Имеется здесь и причал, правда он совсем маленький, но есть возможность встать на якорь. Часто в ночное время дует порывистый северный ветер. Глубина в гавани не более четырех метров. Есть возможность пополнить запасы пресной воды. Рыбаки кормят осьминогами морских черепах, которые здесь безбоязненно плавают прямо под лодками в разгар туристического сезона.
Чартерных компаний на Пелопоннесе не имеется, поэтому за плавание в одну сторону нужно будет доплатить. Судно Bavaria 45 была арендована у компании Kiriacoulis. Фирма предлагает лодки в чартер по цене от двух с половиной до пяти тысяч евро в неделю. Офисы компании есть в Афинах, а также в Левкасе, что дает возможность путешествовать в одну сторону. А, если арендовать яхту на две недели, то доплачивать не нужно будет.
Чудесный остров, по которому мы совершали путешествие можно обойти с разных сторон. Самый сложный участок маршрута от Монемвасии по направлении к Афинам, а особенно в плохую погоду. Идя вокруг острова по часовой стрелке, нужно быть готовым к умеренному западному ветру. Идти по заливу с тем, чтобы посетить Гитион не следует, поскольку там идет строительно-ремонтные работы из-за чего пришвартоваться там совершенно негде.
Северо-запад острова характеризуется потоками горячего ветра с моря, которые здесь частые гости, а горы и мысы только усиливают эти порывы. Около мыса Малея в сезон господствует восточный сухой ветер, в весенне-летний период бывают частые штормы, которые могут стать причиной сложного перехода в этих краях. Однако, на море долгое время может быть штиль или мощный ветер с юга. Практически по всему маршруту имеются места для якорных стоянок, но многие из них не защищены от сильного ветра и волнения моря. В районе Пелопоннеса лучше всего пользоваться бумажными картами, так как электронные навигаторы могут давать неточную информацию. Происходит этого из-за того, что остров не пользуется популярностью среди иностранных туристов. Самые надежные греческие карты, которые выпускаются для моторных лодок.