Семь лет назад судно под названием «Art Equity Mahligai» пришло к финишу став победителем семидесятого соревнования Сидней–Хобарт. Произошло это знаменательное событие у берегов Хобарта, который является столицей острова Тасмания. На борту судна была команда из России, поэтому эту победу можно занести на счет отечественного яхтинга. Ценней триумф тем, что это было в первый раз.
Это чемпионство имеет свою уникальную историю, которая берет свое начало в 2011 году. Тогда Александр Водоватов находился в Сиднее, накануне празднования Нового года. Обстоятельства сложись так, что он стал очевидцем соревнования Rolex Sydney Hobart Yacht Race. Его поразил великолепный старт парусной регаты. Зеркальная поверхность залива, десятки яхт под парусами, тысячи зрителей и болельщиков, которые приехали в этот чудесный город со всех уголков мира, чтобы получить удовольствие от впечатляющего изумительного зрелища.
Тогда в голове у Александра мелькнула мысль о том, почему наша страна не представлена на соревнованиях. Идея принять участие в Rolex Sydney Hobart Yacht Race с тех пор стала для него мечтой. По натуре Александр Водоватов был человеком деятельным, ему не свойственно было мечтать впустую. Если имеется мечта, значит надо ее реализовывать. Тогда он и представить себе не мог какие трудности ждут его на пути к мечте. Много преград пришлось преодолеть, много потратить сил и средств на реализацию этой мечты. Но Александр не сдался, от мечты не отступился.
Начальный этап
Александр стал подыскивать подходящее для гонок судно, что оказалось весьма непростым делом. Ведь, необходима была яхта, которая сможет достойно преодолеть тысячу километров. Те немногие, подходящие яхты, в основном были в ведении австралийских и новозеландских чартерных фирм. Да и эти суда уже забронированы для участия в этом соревновании. Кроме того, не каждый хозяин-частник доверит свое судно российской команде даже за большие деньги, о крупных компаниях говорить не приходится.
Неудачи сыпались как из рога изобилия. Казалось, что нужная яхта найдена и условия были приемлемые, но владелец называл непомерную цену и приходилось искать дальше. Конечно, участие в таком соревновании мирового масштаба – недешевое удовольствие. Стоимость аренды судна семь лет назад составляла от сорока пяти до ста тысяч австралийских долларов.
Цена зависела от параметров яхты и притязаний на победу.
Яхтсмен был непреклонен, он твердо решил воплотить свою мечту в жизнь. Как известно, если человек чего-то очень хочет, то ему помогает вся Вселенная. Так и случилось, удача улыбнулась Александру, на его слезно-молебное письмо ответил хозяин судна Art Equity Mahligai по имени Марей Оуэн. Марей владел самой подходящей яхтой, которая была способна выдержать самые разнообразные капризы переменчивой погоды. Суда класса Sydney 46 весьма почитаются австралийскими яхтсменами. Судовладелец писал о своей готовности предоставить судно российской команде, но при условии соблюдения требований к квалификации команды.
Дело оставалось за малым: собрать и должным образом подготовить экипаж. На все про все у Александра оставалось полгода. К слову сказать, это было нелегким делом, так как требования организаторов регаты к квалификации команд были жесткими. Объяснялось это тем, что в ходе соревнования 1998 года затонуло пять судов из-за бушевавшего урагана.
Тогда погибло шесть спортсменов, а из сотни участвующих яхт до финиша дошли только 44.
Суровые требования
После случившегося устроители соревнования ужесточили требования к участникам. В соответствии с правилами регаты, как минимум половина членов экипажа должны быть опытными в соревнованиях подобного рода. Имеется ввиду опыт участия в гонках, где яхты находясь в открытом море, способны противостоять сильному ветру и штормам.
Участники должны быть готовы к поломкам судна и не надеяться на чью-то помощь извне. Минимум половина команды должна быть обучена основам выживания в суровых и тяжелейших морских условиях. По меньшей мере, несколько человек из всей команды должны иметь сертификат о том, что они умеют оказывать первую медпомощь. Также, двое членов экипажа должны владеть документом подтверждающим навыки радиооператора.
Сомнительно, что Александр мог бы справиться с поставленной задачей в означенный срок. Вновь удача улыбнулась ему: на помощь пришел глава столичной яхт-школы Валерий Романов. Он предоставил базу для поиска нужных яхтсменов. Вместе с Александром, Валерий проводил собеседование с кандидатами в члены экипажа. И это принесло свои плоды – участники были найдены, правда не хватало четырех сертификатов по основам выживания. Подобных курсов в родном отечестве не было. Вышли из положения следующим образом: нашли в столице подходящий бассейн и пригласили европейского инструктора для этой цели. Это стало маленькой победой и ступенькой на пути к мечте.
Экипаж Art Equity Mahligai
Команда была собрана, члены экипажа определены, их было одиннадцать человек вместе с капитаном Александром Водоватовым. Команда посетила храм Вознесения Господня, где священнослужитель провел молебен Святому Николаю, который почитается моряками и путешественниками как хранитель и защитник. Итак, далекая Австралия уже ожидала спортсменов, которые явились на соревнования незадолго до старта.
Необходимо было прибыть пораньше, ведь обязательно нужно познакомиться с лодкой, притереться, провести ряд важнейших тренировок. Подготовка к регате проходила несколько раз в день, отработка старта в первую очередь, а также уделяли внимание взятию рифов, поскольку это было очень важно потому что безупречной погоды ожидать не приходилось. Наоборот, метеорологическая служба сообщала о непогоде.
Оказалось, что хозяин судна, на котором российской команде суждено было выйти в акваторию, был опытным яхтсменом. Члены команды поняли, что им несказанно повезло. Маррей Оуэн был директором яхтенной школы, кроме того, он ни раз был участником этого соревнования. Трудности были с языком, английский, на котором разговаривают австралийцы является сборищем трудностей и ребусов и, существенно отличается от британского диалекта. Команда отчаялась.
Помогла жена Оуэна, которая расклеила листочки с названиями каждой детали яхты на двух языках: русском и английском. После этого, дело пошло быстрее и веселее.
Начало регаты
В канун новогодних праздников, днем началась юбилейная парусная регата Rolex Sydney Hobart Yacht Race. В соревновании участвовали 117 судов, это в десять раз больше, чем в первой гонке, которая состоялась в год окончания Второй мировой войны. Участники российской команды рассказывают о соревновании:
Антон Титаренко: «Эта парусная регата всегда полна неожиданностей вполне заслуженно. Все соревнования в мире по парусному спорту опасны и рискованны, Rolex Sydney Hobart Yacht – это отдельная тема. Она сложная, маршрут полон трудностей, в том числе и погодных. Профессиональные конкуренты высочайшего класса. Все это делает регату еще привлекательнее для яхтсменов, она как мечта!»
Алексей Бахтинов: «Наша команда была готова к холодной погоде. На удивление воздух был теплый, а вот ветерок был сильнее, чем обещали синоптики. Это отчетливо ощущалось в первое время после старта. Яхта неслась так, что время от времени казалось, что она поднимается на водой от ударов волн».
Владимир Чирков: «Когда принимаешь участие в европейских соревнованиях нужно убирать спинакер уже при скорости ветра в тридцать узлов, для этой регаты 30 узлов норма, а вот больше 35 это уже серьезно. Луна уходила из поля зрения в два часа ночи и оставались только звезды. Наша яхта неслась в никуда, под спинакером завывал ветер – красота!»
Иван Копасов: «Виду погодных условий вся команда промокла, обсохнуть удалось только на второй день».
Алексей Бахтинов: «Поначалу кажется, что ты всемогущий, силы немерено, чтобы справиться с самыми суровыми условиями и все преодолеть. Время идет и приходит понимание того, что это не так. Начинаешь винить все и вся: тяжелую однообразную вахтенную работу, сон в полной экипировке, руки, стертые до кровавых мозолей».
Сергей Исаков: «Огромные волны заставили вспомнить пройденное обучение по основам выживания. Как хорошо, что мы его прошли! Кто нибудь пробовал находиться в воде в непромокаемой амуниции и обуви? Сколько найдется таких людей, которые проверяли жилет, который позволяет держаться на воде и не тонуть? Ради шутки или интереса никто не будет проверять, даже в тех местах, где это снаряжение необходимо. В ходе этой регаты у нас была возможность все это проверить на себе и узнать как это работает. Устроители этого соревнования абсолютно правы в том, что они уделяют так много внимания вопросу безопасности».
Владимир Чирков: «Барьер между командой и хозяином лодки существовал только языковой. Из-за сложности понимания медленнее выполнялись какие-то действия. Когда Маррей сам дежурил на вахте, то ему в помощь давали самых смышленых парней из нашей команды. Все остальное было как обычно».
Мероприятие в самом разгаре
В общем и целом, настроение у команды во время соревнования было боевое, позитивное. В команде царила доверительная дружеская атмосфера. Ежедневная работа спорилась легко и это помогло занять лидирующую позицию. Когда они, на третий день пути, зашли в залив Штормов, то их встретил ветер в сорок узлов с грозовым дождем. Ребята поняли, что залив оправдывает свое название.
Со склонов суши дул сильный порывистый ветер и команда почувствовала запах обыкновенной ромашки. Это вселяло радость, после долгих дней морского пути, почувствовать запах земли. Как награда тем, кто вернулся из объятий водной стихии на сушу. Все члены команды собралась на борту для откренки. Весьма надеялись, что через пару километров жуткий ветер утихнет.
Где-то, неподалеку от Malihgai в ужасное ветреное пространство попало еще одно судно. Его команда начала спешно опускать спинакер, но судно завалилось на бок. Они пытались разрубить трос, но им это не удалось сделать. Спинакер взлетел над яхтой. Судно лежало почти в горизонтальном положении. Вдруг они бросили фал, после чего спинакер улегся на воду. Только тогда судно стало выпрямляться. В это самое время началась гроза.
Дождевая вода присовокупилась к соленой морской, создавая своеобразный душ Шарко.
Тяжело откренивать яхту в эдаких ужасных погодных условиях. До самого финиша участников регаты сопровождал сильный ветер. Они шли бейдевиндом, и им удалось обогнать несколько яхт в заливе. Это было славно, хотя и не повлияло на конечный результат. Самое удивительное и радостное ждало команду в гавани. Болельщики ожидали победителей на пирсе, все хлопали в ладоши. Аплодировали они не потому, что болели именно за нас, они приветствовали людей, которые сумели пройти маршрут в ненастную погоду и прийти первыми к финишу. Команду Art Equity Mahligai горячо поздравляли с заслуженной победой, и все вместе наслаждались запахом ромашек и дождя.
Финиш
Это событие поистине уникально: экипаж неопытных в соревнованиях такого рода россиян, стал чемпионом! До этого лишь немногие наши соотечественники участвовала в этой регате, да и то в составе иностранных экипажей. Александр Львов – фотограф, который встречал российскую команду вместе со всеми сказал, что лица у членов экипажа были такие как будто они узрели чудо. Это поистине чудо, мечта, которая стала реальностью благодаря упорству и настойчивости. Они очень хотели победить и старались больше остальных. Удача выбирает смелых и настойчивых. Они благодарят незримые силы, которые вели их и оберегали в этом нелегком путешествии. Лодка у них была отличная, капитан замечательный, даже погодой они довольны.
Александр Водоватов выразил огромную сердечную благодарность столичной яхт-школе и отдельно ее директору. Кроме этого, он благодарит членов своей команды, которые помогли ему воплотить мечту в реальность. Конечно же, он признателен хозяину яхты на которой они победили, Маррею Оуэну и его очаровательной и находчивой супруге Дженни, и своим друзьям без которых это предприятие могло бы не состояться. Тем, кто только обдумывает участие в Rolex Sydney Hobart Yacht Race, Александр советует набираться опыта в таких соревнованиях, как Fastnet Race, Rolex Middle Sea Race, ARC и не забывать о безопасности, ведь неспроста некоторые места на Земле назвали Штормовыми.
О визе участникам регаты беспокоиться не пришлось, так как австралийцы высылают официальное приглашение спортсменам, которые будут участвовать в регате. Александр советует налегать на английский, чтобы можно было легко общаться с местным населением. И конечно же, верить и не предавать свою мечту. Идти до конца в ее осуществлении. Упорство способно на все, даже победить именитых конкурентов и неблагоприятные погодные условия. Устроители соревнования Rolex Sydney Hobart Yacht Race готовы к приему заявок на будущий год, в том числе и от российских участников.
Маршрут Сидней – Хобарт ждет настойчивых и решительных.