Рано или поздно дети подрастают, и становятся полноценными членами команды, отправляющейся под парусами в открытое море. Полезным будет взгляд со стороны на возможные стороны такого семейного путешествия.
Многие представляют себя на палубе большой яхты, над головой солнце, небо и белоснежный парус, за бортом – ласковое море, а в комфортабельных каютах – роскошные кровати-койки. Однако не стоит забывать, что к этому прилагаются также всевозможные поломки и неисправности, о которых могут просто не предупредить. Но если уж самостоятельное путешествие под парусами не покидает воображение, стоит заказать в чартерной компании лодку, и основательно подготовиться к морскому путешествию.
Однажды две семьи решили объединиться для совместного путешествия. Знакомые и родственники не были в восторге от их планов – шесть детей, суровый бор, властвующий время от времени на побережье, высокая вероятность не отдохнуть, а вымотаться до такой степени, чтобы потом даже не смотреть в сторону яхты… Разве это не повод отказаться от такого семейного отдыха? Но родители не видели причин для особого беспокойства, считая себя достаточно подготовленными для различных казусов.
Тем более что планировались переходы от бухты к бухте, а не открытие новых островов в океане.
Начало
Они отправились в путь в прекрасном настроении. Одна из семей прибыла в Хорватию немного раньше, выделив неделю для акклиматизации, а также решив провести время там, где проходили съемки фильма о славном индейце Виннету.
Однако суровая реальность не преминула внести свои коррективы, и уже в середине второй ночи налетел шквалистый ветер такой силы, что палатка попросту сложилась от ветра, и ее пришлось в спешном порядке собрать (правда, в темноте ее пришлось просто закидать по-быстрому землей и гравием). Оставшееся до утра время взрослые и напуганные дети провели в машине, которую основательно трясло бурей.
Следующая ночь мало чем отличалась от предыдущей, что дало основания взрослым задуматься – что, если бы это было в море? Наверняка, девятитонную яхту болтает такими шквалами не меньше, но в море вовсе некуда спрятаться от бури. Утром стали видны яростно бьющиеся о берег волны – отходя, они оставляли после себя пену, блестевшую в лучах солнца. Сомнения в разумности чартера все росли, а желание остаться на берегу начинало перевешивать желание качаться на волнах.
Детям раздали листочки, на которых взрослые попросили их написать, чего они больше всего ждут от путешествия, а что заставляет их тревожиться. Сделав для себя несколько заметок, отец семейства накануне выхода в море посетил порт, и переговорил с начальником чартерной базы. Его волновала, в частности, возможность прохода под мостом, соединяющим острова Пашман и Углян – ведь о высоте мачты не было никакой информации. Нужно ли будет оплачивать посещение Корнаты, в случае захода яхты на территорию национального парка? Оснащена ли лодка утяжелителем для якоря – ведь во всех морских путеводителях рекомендуется его использование? Кроме того, в тех же путеводителях указывается, что обычная система координат WGS 84 сильно отличается от хорватской, поэтому с последней не работают многие навигаторы GPS – как поступить?
Однако начальник чартерной базы заверил, что поводов для беспокойства нет, можно спокойно отправляться в путешествие.
Выход в море
Из-за резких порывов ветра их выход из порта изрядно развлек окружавшие их команды, учитывая некоторое количество пива, уже потребленное ими. Передавая яхту, харбор-мастер Марко объяснил правила пользования техникой на борту «Анастасии», добавив, что у них прекрасная яхта, на которой они, несомненно, прекрасно проведут время. Марко заверил, что нет необходимости что-либо делать – это его работа! И что в случае поломки нужно просто позвонить ему, и он все починит. Кроме того, мастер показал работу подруливающего устройства, которое многие считают настоящим спасением для неуверенных новичков-яхтсменов (ради этого, кстати, поездка была отложена на семь дней, чтобы только лодка была с подрульками).
По факту начинающий семейный капитан отказался от них на первой же минуте. Несмотря на то, что 14-ти метровая яхта норовила свернуть за течением, ему удалось выправить ее и взять курс на Средиземное море. По первому впечатлению казалось, что управление такой длинной яхтой в условиях тесного порта ничем не лучше парковки задом на карете, запряженной четверкой коней. Однако справиться с этим оказалось намного проще, чем спустя пару часов пришвартоваться в следующей гавани с экипажем из двух человек – сильный порывистый ветер вынудил оставить самонадеянность до лучших времен и воспользоваться подрульками.
Первая ночь, бодрящее утро
Зачастую о ней рассказывают с восторгом – порт, причал, покачивающаяся на волнах яхта… Но, видимо, не всем так везет – во всяком случае, взрослым пришлось несколько раз вскакивать, проверяя, не трется ли об причал лодка, не включился ли водяной насос, нет ли поломок из-за прошедших над лодкой шквалов.
Утром прибыла вторая часть команды. Глава второго семейства специально приобрел к путешествию опереточный костюм капитана, что внесло еще больше колорита в разношерстную команду – в отличие от других экипажей, гордо щеголявших в своей униформе небесно-морского цвета, семейный экипаж выделялся своими яркими лиловыми, красными и зелеными одеяниями.
Команда, наконец, занялась серьезным инструктажем, как это советуют делать книги для шкиперов. Однако разум, несмотря на надежду образумиться со временем, был довольно быстро затоптан приподнятым настроением в предвкушении выхода в море. Экипажу во главе с нарядным шкипером не терпелось, однако не все понимали, что именно нужно делать, и в суматохе швартовые остались без присмотра. Впрочем, рвение команды было столь безудержно, что такая мелочь была стремительно выправлена и яхта сумела гладко вырулить от пирса в море.
Бухта за бухтой
До следующей точки – острова Зларин – было всего семь миль, так что до полноценного путешествия этот переход не дотягивал. В вопросе о том, насколько удачной была швартовка, мнения в команде разделились – шкипер считал, что экипаж чересчур много делает замечаний с берега, лучше бы уж прислушивались к его указаниям. Впрочем, маневрирование было несомненно лучше предыдущих попыток, так что команда вполне оправданно чувствовала себя «открывателями Америки».
Подключение к колонке на пирсе не показало наличие электричества в кабеле. Пришлось звонить Марко. Мастер хотел сам исправить ситуацию, пообещав прибыть на судно через час, но экипаж стремился постигать премудрости морской жизни самостоятельно, поэтому настоял на консультации по телефону. Впрочем, в этом случае найти предохранитель в коробке под одной из коек оказалось несложно. Заменив его, команда воспряла духом, и даже сумела выспаться.
Следующие дни были наполнены переходами из бухты в бухту, купаниями, швартовками на муринге и прогулками под парусами, наполненными ветром.
Один из островов был избран на командном совете Америкой. Впрочем, исследование неизвестных земель пришлось прервать из-за банды ослов – четыре упрямых животных были не в меру назойливы и любопытны, и им, к сожалению, удалось бесславно изгнать со своих территорий разведотряд. Отбиваясь футболками, незадачливые исследователи вернулись на борт яхты, вставшей на якорь недалеко от берега.
Команда
За время путешествия членам двух семей удалось стать настоящей командой, пусть и не идеальной. Да, швартовки довольно часто сопровождались громкими криками друг на друга, однако другие экипажи тоже не отличались особой сдержанностью. Так что, можно считать небольшие ссоры мелкими недоразумениями.
В конце путешествия каждый анонимно написал, что больше всего понравилось в путешествии, а что – нет. Среди ответов были «тошнота» и «сильная качка», «потеря обуви в порту» и «ходить под парусом», «дельфины» и «острова», «беззаботный отдых» и «солнце»… Но ни в одном ответе дети не пожаловались на взрослых, а взрослые – на детей. Каждый член семейного экипажа подтвердил свою готовность в любой момент вновь поднять паруса и отправиться к новым землям с той же командой!
Защита
Нужна ли действительно специальная яхтенная одежда – дышащая, высокого качества? Или можно обойтись обычной непромокаемой ветровкой? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Можно в течение длительного времени ходить под парусами с детьми, одевая их исключительно в фирменные непромоканцы. Однако те, кто пользуется недорогой яхтенной одеждой, отмечают, что больших функциональных различий нет, впрочем, как и в покрое – от какого бы производителя не был непромоканец.
Кроме того, взрослые потеют едва ли не в два раза сильнее детей, поэтому для ребенка не так важна «дышащая» способность материала.
Но нужно отдать должное одежде из поливинилхлорида – она меньше всего изнашивается со временем, несмотря на то, что детям постоянно необходимо поелозить на коленях или пятой точке. Правда, такие непромоканцы не слишком удобны.
Для стопроцентного комфорта нужна альтернатива. Стоит обращать внимание на некоторые детали:
- двойные манжеты. Они могут быть резиновыми и неопреновыми. Кроме того, внутренние манжеты должны полностью прятаться под внешними, чтобы туда не проникла вода;
- нет манжетам и воротнику из хлопка;
- рукава должны быть просторного кроя, не стесняя движений;
- приветствуются флисовые подкладки на груди и спине для удержания тепла;
- для теплой погоды лучше выбирать сетчатую подкладку, она меньше прилипает к коже;
- для холодной погоды нужен высокий воротник, до самого носа;
- следует проверять надежность застежек-молний. Лучшие изготавливаются фирмами YKK и OPTI;
- тканевая полоска, закрепленная на язычке облегчает перемещение собачки по молнии;
- у капюшона должна быть регулировка в трех направлениях, чтобы он поворачивался вместе с головой;
- цвета должны быть насыщенные, в идеале – яркие: желтый, красный, оранжевый. Также одежда должна быть со светоотражателями.
Безопасность
Если путешествие по бескрайним морским просторам предполагает наличие детей на судне, то необходимо научить их тщательно соблюдать все правила безопасности. Нужно подготовить необходимое количество детских спасательных жилетов – каждый ребенок должен иметь жилет, который будет подходить ему по размеру. Необходимо провести подробный инструктаж со строгими требованиями – дети должны четко уяснить, как нужно вести себя на яхте.
Также следует проверить наличие аптечки, в которой будут препараты и предметы первой необходимости для всех членов экипажа, в том числе, и детские. Особенно это важно, если возможны аллергические реакции, или у ребенка имеются хронические заболевания. Для снятия симптомов морской болезни подойдут препараты, которые помогут ребенку снять неприятные симптомы.
На суше дети умудряются по нескольку раз в день получать мелкие бытовые травмы – царапины, порезы, ушибы, укусы от домашних питомцев, ожоги и т.д.
В морском путешествии число таких мелочей можно многократно вырасти, а значит должен быть хороший запас перекиси, пластыря и перевязочных средств.
Питание
Длительная прогулка на яхте не предполагает больших запасов изысканных блюд. Еда должна быть легкой и сытной – тяжелые и жирные продукты могут привести к морской болезни. Самое лучшее – запастись фруктами, галетами, легкими бутербродами с сыром и зеленью. Для длительного плавания следует предусмотреть наличие места для хранения продуктов.
Кроме того, следует заранее проверить информацию о возможности закупок в тех местах, где предполагаются остановки в путешествии. Это даст возможность не тащить огромный запас еды и напитков с собой с самого начала, а пополнять их по мере необходимости.