У участников после гонки Кубок «Лэнд Ровер» было немало впечатлений. Захватывало дух от старта, когда в море вышло 27 лодок с двумя сотнями членов экипажей на борту. Флот провел на воде 9 дней, сделав 6 остановок на дистанции. Но больше всего участникам и поклонникам запомнился мистраль. Как проходила эта знаменитая регата?
Перед стартом
Предстартовые ощущения всегда смешанные. Яхтсмены погружены в свои думы. Хотя чаще всего в голове ничего, пустой звук, чистая линия. Яхтсмены только слышат лишь тиканье и шаг неумолимых стрелок на часах. Таков момент установки паруса. Волнуется море, словно предвкушая встречу с лодками, готовя сюрпризы капитанам. Только шкипер остается спокоен, не чувствуя ни жары, ни холода, ни почвы под ногами. Ветер – единственный друг и помощник в пути. Хорошо, если он сливается с мыслями и целями капитана, дует «в одну дуду».
Наступил день старта. Ставки уже сделаны, господа, и пора в путь, нет места для смутных терзаний. Ноги наливаются тяжестью, ступая на борт любимого парусника. Напряжение нарастает и ощутимо отдает в висках. Вдруг звучит жуткий удар ветра о натянутый парус, точно такой же, как в море в шторм, пытающийся спугнуть отважного морехода. Тут наступает момент истины: вместе с отрезвляющим звуком ветра о полотно включается мозг, отрывая в памяти знания по управлению лодкой. Зажигается азартный огонек в глазах – мотор слева грудной клетки включился, пора в путь!
Теплые встречи на «трассе»
Ветер можно ловить по-разному, иногда его роль не столь важна, как и случилось в этой гонке РБК и «Лэнд Ровера». Погода даже пыталась испугать моряков штилем, гонку пришлось прервать. Только жизнь на бортах кипела!
Яхтсмены использовали это время с пользой, встречаясь с единомышленниками, устраивая теплые встречи, делясь впечатлениями и секретами мастерства. Под парусами парни устраивали мини-пир с устрицами, тостами и интересными рассказами о приключениях.
На следующий день настрой был хорошим, но гонку за пару минут до старта организаторы придержали. Вмешался в планы шторм, ветер, вторящий ему, не давая даже зафиксировать стартовую позицию для лодок. Следующее разочарование притаилось у берегов Сардинии, где пришлось делать вынужденный привал. Остановка затягивалась, заставляя понервничать матросов. Из романтики яхтсменов ждало только звучное название местечка La Maddalena. Дальше блеснула надежда на яхтенную марину Порто Массимо, но опять фиаско.
Уже довольно избалованные яхтсмены, привыкшие к диковинным пейзажам Порто Ротондо или Poltu Quatu, не хотели бы довольствоваться малым. Глаза жаждали более причудливых природных картин, как на Корсике в Бонифачо. Большие надежды гонщики связывали с финальной регатой.
Пошли седьмые сутки гонки. Шторм не унимался. Семибальный ветер жестко хлестал водяными каплями в лицо, приборы показывали 35 узлов.
К счастью, таким стал финишный этап, и организаторы решили «дожать» гонку, рискнув ее не отменять.
Добрая половина моряков в тот момент не собиралась даже задумываться о штормовых перипетиях. В голове прочно стучала стальная мысль – победить! Причем не только конкурентов. Это была битва с собой, обстоятельствами, неуверенностью.
О былой роскоши ужинов приходилось только вспоминать, сглатывая слюну. Яхтсмены теперь только мысленно переключались на созерцание звездного небосклона, восстанавливая в памяти сказочный его шлейф, накрывавший лодки. Они вспоминали вечера, когда небеса дарили волшебные эмоции от прикосновения к этому «фотошопному» бирюзового цвета природному флешмобу. Теперь предстоял последний бой с тенью шторма. Перед глазами капитанов мелькали таблицы с итогами регат прошлого этапа, вырисовывалась линия предстоящей дистанции. Мысли-скакуны о лодке занимали головы шкиперов, и наконец, настало время старта.
Сражение на воде
Жуткие ожоги от лебедки, столкновения с другими бортами, синяки, рваные паруса – печальные и привычные последствия гонок. Шкиперы показали умения, владение теорией, практикой и способность сочетать эти два понятия. День невозможно забыть, ведь борьба со стихией и конкуренция друг с другом практически доводила моряков до белого каления.
Эмоции зашкаливали, как и экстремальные условия. Хотя некоторые изменения организаторы внесли по ходу гонки. Так этапы «треугольник» и «петлю» пришлось устроить в сокращенном формате. Устроители гонки решили оставить только переход из Порто Массимо до Порто Черво. Катамаран судейской бригады не сумел пришвартоваться, как и в предыдущий день. Холодный мистраль не жалел сил, дул до 20 м/с, заставив участников облачиться в спасательные жилеты. Только это нешуточное препятствие для гонщика, мешающее махать руками в нужные моменты, тормозящее движения.
Жилет не дает свободно наклоняться, поворачиваться. Из-за него приходится рисковать, перебегая стремглав от крена к гику, что считается весьма опасным занятием. Волны старались захлестнуть даже крупные суда в свою прожорливую «пасть».
Ветер перестарался, желая подхватить лодочки и понести их по волнам быстрее к финишу. Только сил не рассчитал, дружище! Яхты разворачивались корпусами. Лодки мотало, словно белые перья птиц в темной гуще воды. Однако всем удалось благополучно добраться до финиша.
Наступила волнительная минута подсчета результатов. Жюри определило первых лидеров, и эти имена уже опубликованы в дневниках регаты на сайте. Они значительно оторвались от соперников с большим отрывом по очкам и боевому духу. Отрыв несколько уменьшился после третьего этапа, но гонка еще подарила множество ярких моментов, интригующих сюрпризов, расставив всех участников финала по определенным позициям.
Евгений Никифоров на лодке «Бавария» в составе самого крупного дивизиона «Сардиния» победил благодаря рвению к победе и сильной команде. Изначально этот экипаж настроился только на золотую медаль, и место ниже их бы не устроило.
Был и другой дивизион «Корсика», в котором безусловным лидером стала команда Андрея Арбузова, опытного брутального штурмана. У «Ла Маддалены» лучшим оказался Артем Яблоков. Отлично проявил себя в гонке Вартан Арутюнян (див. «Бонифачо»). Коллеги помнят, как шкипер три года назад дебютировал на российских стартах в качестве обычного матроса. Трудно забыть выступление команд дивизиона «Макси», где лучшим стал Владимир Климов (на Amazon Creek).
Яхтенный клуб Коста-Смеральда подготовил все необходимое для встречи гостей для вручения наград. Этот клуб считается престижной локацией в Европе. В клуб невозможно вступить.
Маленький шанс дается тем, кто обладает большим опытом, причем ярким, мировым. Но нужно иметь рекомендацию от ВИП-члена клуба, к примеру, Берлускони. Всего в сообщество входит 400 постоянных членов.
Хотя российских участников бизнес-гонки на удивление клуб принял, разрешив стоянку чартерных лодочек с гигантскими суперлодками именитых членов клуба, среди которых звезды шоу-бизнеса и кино. Но корабль из Норвегии, прибывший в гавань с участниками регаты, отвели местечко поодаль, не слишком-то считаясь. Регата-2015 запомнилась всем, и еще долго о ней будут судачить в барах уставшие моряки.