Недавно фирма X-Yachts представила на обозрение общественности новое пополнение в своей крейсерской линейке. Им стала компактная и шустрая яхта под названием XC 35, которая, несмотря на свои незначительные размеры, отличается удивительной комфортабельностью и ходовыми качествами.
Самая первая яхта этой серии была разработана братьями Нильсом и Ларсом Йеппсенами в соавторстве со своим товарищем Ханзеном в далеком 79-ом году. Собиралось судно буквально «на коленке», в гаражных условиях. Его название Х-79 должно было одновременно означать и длину судна, и год его спуска на воду. А сегодня, когда спустя три с половиной десятка лет компания объявляет о старте продаж новой яхты, номерной частью ее названия становится цифра 35. Совпадение? Навряд ли.
Появление данного судна стало результатом долгих лет кропотливого труда разработчиков и проектировщиков: еще в конце нулевых Х-Yachts околдовала сердца многих яхтсменов своими крейсерскими линейками, чей дизайн и общая концепция имели множество отличий от флагманских моделей компании. Центральными идеями при их создании уже тогда являлись общая комфортабельность яхты, простота эксплуатации ее бортовых систем и высочайший уровень безопасности.
Несмотря на столь резкое изменение приоритетов (ранее Х-Yachts всегда, в первую очередь, концентрировались на показателях скорости своих судов), все уникальные технологические решения, характерные для яхт этой верфи, были бережно перенесены и на ее новые творения. Их внешний облик почти не претерпел изменений в сравнении с предшественниками, равно как и их ходовые качества.
Новые модельные ряды, названные разработчиками ХС, мгновенно нашли почитателей и фанатов в среде мирового парусного сообщества, и неоднократно забирали титул лучшего судна года в своей категории.
Привлекательность классики
Благодаря выходу XC 35, модельная программа крейсерских яхт верфи существенно расширится вниз. Любой покупатель, обратившийся сегодня в X-Yachts, получит широкий выбор различных судов от трех с половиной и до пяти десятков футов длиной.
Характерными чертами для яхт, вышедших из-под руки главного проектировщика и инженера компании Нильса Йеппсена, являются уникальные изгибы палубной плоскости, фактически вертикальное положение форштевня и специфическая выпуклость транца. Именно эти элементы дарят судам из серии ХС столь притягательный и легко узнаваемый внешний вид. Современные тенденции яхтенного дизайна, в частности, тяготение к гипертрофированным формам кормой части судна, конструкторы из X-Yachts явно недолюбливают.
Чтобы как можно скорее поделиться с вами своими впечатлениями от нового судна, мы отправились на борт новенькой ХС прямо спозаранку, чтобы не упустить отличную для полевых тестов погоду: мягкий бриз, еле заметное волнение на море и яркое солнце сопровождали нас на протяжение всего испытания. Оборудовано судно было парусами от North Sails, являющихся чуть ли не самым лучшим решением для ХС в рамках текущего рынка. Доброй традицией компании X-Yachts является предоставление своим клиентам абсолютной свободы в выборе оснастки для нового судна, чья стоимость потом включается в общую цену проекта.
Первым бросилось в глаза крайне нетипичное расположение вантов: их разместили прямо на крыше рубки управления, плотно прижав к самой мачте. Подобное техническое решение в наше время – невероятная редкость, так как оно является невозможным без дополнительного укрепления элементов надстройки и корпусных сегментов. Столь специфический подход конструкторов открывает перед владельцем судна удивительные возможности: широкая генуя, рассчитанная на легкий ветер, будет отлично работать даже при самом остром курсе. Для этого же компания-разработчик использовала и удлиненные стаксель-шкоты.
Применять узкий стаксель тоже никто не запрещает, судно с ним все еще показывает прекрасные результаты по ходкости и скорости.
Претензия на спортивность
Серийный вариант яхты на испытаниях показал совершенно несвойственный для судна такого размера потенциал: при скорости ветра порядка тринадцати узлов лаг демонстрировал приблизительно шесть с половиной узлов на 40-градусном к направлению ветра курсе. Команде, конечно, приходилось при этом выкладываться на полную. Отчасти их труд облегчал руль от компании Jefa, позволяющий чувствовать мельчайшие нюансы при движении яхты, но не прощающий при этом ни одной ошибки. Это отлично подчеркивает закос лодки под «спортивность», что наверняка принесет ей немалую популярность среди бывалых яхтсменов.
Парусная система данного судна тоже достаточно капризна: снастям необходима постоянная подстройка, без которой они будут работать лишь в треть своей силы. В частности, особого к себе отношения требует большая генуя. Отлично понимая особенности своего судна, конструкторы X-Yachts постарались предельно облегчить жизнь своим будущим клиентам: система проводки шкотов и расположение всех ключевых элементов оснастки позволяет оперировать парусами яхты с удобством и минимальными временными затратами.
Единственным замечанием к устройству ключевых элементов на верхней палубе и к месту размещения такелажа является неудобное положение гика-шкота. Он проходит прямо через блоки крыши командной рубки рядом с люком. Из-за немного смещенной назад мачты, его тяга падает ровно на середину гика, что, при его тугой набивке, требует от членов команды просто невероятных физических усилий и мешает тонкой настройке. Разумеется, при заказе яхты в качестве дополнительной опции можно указать установку погона гика-шкота, что существенно упростит процесс работы с парусами и облегчит контроль над задней шкаториной грота. К сожалению, на испытаниях было представлено судно в самой своей базовой комплектации с гиком-шкотом, проходящим прямо через блоки. Это немного портит общее впечатление от столь амбициозного и крупного проекта.
Алюминиевые мачты для XC-35 производит компания John Masts, и такелаж у них, как правило, идет только в прутковом стоячем варианте. Мачты с закрученным гротом не представлены даже в виде отдельной опции, зато, при желании, владелец может заказать установку стеклопластикового закрученного гика. Помимо этого, в качестве дополнительного оснащения предлагается и автоматизированный стаксель, отлично подходящий для любителей сильных морских ветров и постоянной лавировки.
В основе новой яхты, как и на предыдущий линейках ХС, лежит кондовая рама стального шпангоута, надежно стягивающая судно. Она неплохо повышает набор и отлично рассеивает килевые и мачтовые нагрузки.
Организация секций корпусного и палубного деления ХС-35 создана на основе сандвичевой системы. Для повышения прочности и общего облегчения конструкции при ее изготовлении применялись стеклоткань типа Е, пенопласт и полиэфирная смола.
Серийным изготовлением яхт будет заниматься специальное дочерние предприятие, расположенное на территории Польши.
Выбор без выбора
Новая ХС-35 будет представлена на рынке лишь в одном варианте планировки, включающем в себя две каюты и один гальюн. В отличие от лодок других крупных компаний такого же типа и размера, детище X-Yachts не сможет предложить вам версию с парой кают на корме из-за недостаточной ширины последней. Впрочем, даже на значительно более просторной ХС-38 нет такого варианта планировки.
Площадь единственной кормовой каюты, ограниченная сбоку выгородкой МО, тянется вплоть до самого миделя яхты. Подобное помещение не сможет с соответствующим комфортом разместить двух взрослых человек, поэтому наиболее оптимальным решением является создание двух спальных мест наискосок – это тоже не бог весть что, но при наличии незапланированного гостя может здорового выручить. Носовая каюта немного просторнее, в ней двое взрослых смогут переночевать достаточно комфортно. Не стоит списывать со счетов и диванчики на территории салона. В хорошую погоду они тоже сойдут за спальное место, тем более что их длина со снятыми подушками достигает порядка двух метров.
А вот что на судне порадовало по-настоящему – так это устройство штурманского уголка. Пока на большинстве серийных лодок аналогичного размера его либо вообще выбрасывают «за борт», либо доводят до совершенно убого состояния, наглухо отсекая большую часть его функционала, ребята X-Yachts открыто плюют на тренды и расширяют его настолько, что он свободно вмещает в себя не только громадный навигационный стол, но и вполне комфортабельное кресло для продолжительной работы.
Гальюн вызвал у нас аналогичные ощущения – его помещение просторное и удобное, даже несмотря на отсутствие отдельной душевой. Унитаз на тестовом судне, правда, оказался маловат. Это, впрочем, уже вопрос решенный, и на верфи нас сразу предупредили, что в серию пойдет его более «объемная» версия. Не хватает только нормального доступа к большому кормовому рундуку. Будем надеяться, что конструкторы и до этого дойдут, снабдив данный участок судна соответствующим люком.
Яхта на все случаи жизни
Что мы имеем в сухом остатке: ХС-35, по сути, является совершенно уникальным продуктом, способным удовлетворить потребности самой разной аудитории. Будь то занятия спортом или тихий отдых на море – новое детище X-Yachts не заставляет своего владельца выбирать что-то конкретное, с легкостью подстраиваясь под любые его запросы.
Средняя цена данного судна на сегодняшний день составляет порядка двух сотен тысяч евро в своей самой базовой комплектации с НДС.
Если сопоставить его стоимость с продукцией компанией-конкурентов, вроде Hallberg Rassy или Sunbeam, оно окажется самым выигрышным вариантом в соотношении цена/качество/функционал.