Автомобиль в воде…. Увы, подобные случаи совсем не редкость. Бывает, что решение принимает сам водитель. А если не по своей воле? Полминуты отведено судьбой на то, чтобы осознать ситуацию и принять решение. Водитель и пассажиры порой даже в себя прийти не успевают. Недаром английская телепередача об автомобилях Top Gear один из лучших своих выпусков посвятила автомобилям – амфибиям. В ней обсуждалось, как из обычного авто сделать водоплавающий автомобиль.
И сколько желающих переделать своего «коня»! Чтобы спидометр не километры, а узлы наматывал. Вот и семья Шнейдер в пятидесятые годы прошлого века раздобыли старую армейскую амфибию и, слегка ее переделав, отправились в путешествие. Не всякий яхтсмен решится проделать подобный путь, а они смогли. И прошли от Аляски до Огненной Земли, преодолев 16 тысяч километров вдоль береговой линии обеих Америк.
Это был настоящий подвиг с их стороны. Ведь любая амфибия рассчитана лишь на преодоление водных препятствий. Все в ней предусмотрено для движения поперек потока, а не вдоль. То есть она должна форсировать реки – такая ее военная задача. Большинство амфибий и было создано по заказам военных.
Франсуа Равайе сконструировал первый автомобиль, способный передвигаться в воде, что он и продемонстрировал 08.06.1907 года. Парижане могли наблюдать, как изобретатель медленно проехался на своей амфибии по песчаному берегу Сены, а затем проплыл по реке круг. Конструкция была похожа на лодку с колесами и бензиновым двигателем в 20 лошадиных сил.
История
Хотя изобретение Равайе и считается официально самой первой из амфибий, но судя по историческим фактам, выражение «по воде, аки посуху» привлекало пытливые умы во все времена.
Например, в манускрипте 1436 года имеется рисунок судна, которое передвигается по земле на колесах. А экипаж короля Анри Третьего, построенный для него в 1588 году изобретателем Агостино Рамелли, которого Его Величество пригласил из Италии? Он был способен держаться на воде, а движущей силой вместо мотора были руки гребцов. Шарль Даллерм был талантливым механиком в Амьене. Работая над своей моделью автомобиля с паровым двигателем, он придумал и плавающий вариант. Патент на изобретение получен в 1790. Многие тогда экспериментировали с паром. Вот и американец Оливер Эванз строит землечерпалку, передвигающуюся по воде с помощью парового двигателя.
Многие видели или даже присутствовали при спуске яхты или корабля на воду. Это очень сложный, требующий большой подготовки и точных расчетов, процесс. Для этого нужно подготавливать береговую линию, краны, тали для крепежа. Чем длиннее корабль, тем сложнее подготовка.
Замысел, который вкладывается в амфибию – мобильность. Она должна без использования разных приспособлений перемещаться с суши на воду и обратно. Если этот процесс будет таким же трудоемким, как при спуске судна, то вся идея становится бессмысленной. Каждый из конструкторов сталкивался с одной и той же задачей – кромка воды. Если по суше и воде автомобиль передвигается спокойно, то при переходе возникают проблемы: колеса вязнут в грязи или песке, в двигатель и внутрь салона, несмотря на уплотнители, попадает вода. Не лучше выглядит ситуация при возвращении на берег. Передние колеса вязнут в иле и становятся тормозом или якорем для машины, в то время как ведущие задние колеса болтаются в воде, не имея точки опоры. Рельеф берега везде разный – ил, песок, скалы.
Особенности амфибий
Умение держаться на воде, еще не значит иметь хорошую проходимость. Конструкторский интерес к амфибиям вызван их техническими возможностями. Попытки сочетать свойства плавсредства и автомобиля пробуждают инженерные мысли. Автомобилю потребуется прочный каркас – жесткий, но легкий, как у супер каров.
Но днище необходимо делать из прочных материалов, так как его задача – выдержать силу волн.
Именно для амфибий были придуманы и разработаны многие приспособления и полезные штучки, которые используются сейчас почти во всех автомобилях. Например, дверные уплотнители, которые можно накачивать воздухом для герметичности. Но для конструкторской мысли еще есть «поле деятельности». Герметизация нужна всем подвижным частям: рулевым тягам, валам и шарнирам.
Рассмотрим подробнее, что уже проделано конструкторами в этом направлении, какие модели были созданы.
Современные тенденции
Одним из самых известных в мире является немецкий конструктор Ганс Триппель. За свою одаренность пришлось ему даже в тюрьме отсидеть – за создание водоплавающих автомобилей для войск SS. Позднее, под покровительством главы финансовой империи Квандта, начал выпускать амфибии для мирных целей. Для этого организовал целое производство в Западном Берлине. Славу ему принес автомобиль Amphicar.
Создал он его для известного немецкого биолога Бернарда Гржимека, который изучал животный мир Африки. Как рассказывал сам ученый, автомобиль спас ему жизнь во время нахождения среди бегемотов. Произошло это в национальном парке Уганды.
Наблюдая за жизнедеятельностью бегемотов, ученый слишком близко подплыл на амфибии к стаду водяных гигантов. Увлекшись наблюдениями, он не заметил, как животные окружили его. Когда он пытался выбраться из центра стаи, дважды самцы бегемотов поднимали машину на своих спинах, пытаясь опрокинуть ее. Машина оказалась устойчивой, и животным не удалось справиться с ней.
В своей книге «Гржимек среди африканских зверей» он описал и некоторые конструктивные особенности своего необычного автомобиля. Очень удачным ему показалось расположение винтов, расположенных высоко над задними колесами. Это очень удобно, при снятии с мели. Достаточно только переключить двигатель и дать задний ход. Но это требует времени, а его порой не хватает. С юмором биолог отметил, что эта медлительность не всегда приятна, особенно, если на берегу вас дожидается разбушевавшийся африканский буйвол.
Планировалось выпустить 25 тысяч амфибий Amphicar. Но за семь лет с 1961 года было построено всего 3878 штук. Несмотря на это, автомобиль был очень известен и популярен. Возможно потому, что его часто использовали для съемок в своих фильмах и клипах известные режиссеры. Не удержалась от этого и знаменитая Мадонна.
Рассказывая в книге о своих приключениях, Гржимек отметил одну неприятную особенность, присущую многим амфибиям и в наше время. Водоходный двигатель можно запустить только в воде. В этот момент машина очень уязвима. Ее разворачивает течением, сносит вниз по реке, что может грозить большими проблемами. Водителю приходится решать вопрос, чем воспользоваться – винтом, вращением колес, водометом или подвесным мотором? Пока принимается решение, часто остается один вариант – весла. Да, они тоже предусмотрены в амфибиях, как и на маломерных судах.
Согласно правилам Российского Речного Регистра автомобили – амфибии должны быть укомплектованы не только веслами, но и спасательными плавсредствами. Эту роль конструкторы отвели подушкам сидений.
Самым удобным при движении по воде является винт. Но всегда существует опасность его повреждения во время спуска с берега в воду и выхода из нее. Винту нужен свой привод, а дополнение в виде рычагов усложнит жизнь водителю. Все попытки установить винтовой движитель заканчиваются многократным утяжелением всей конструкции. Поэтому в процессе эволюционных преобразований многие отказались от применения винта, а движение осуществляется за счет колес. Теперь недостатком стала скорость. Не вызывает энтузиазма скорость движения около 5 километров в час.
В 80-х годах прошлого века по всему миру началась разработка амфибий для военных целей. Конструкторы стремились уйти от лодочного облика. Цель разработчиков была одна – сделать машину, похожую на существующие модели, но со свойствами амфибии. Так в нашей стране использовали вездеход УАЗ-469 (созданная модель передвигалась с помощью винтов) и Ниву (движение с помощью колес).
Последние нововведения
Наконец, конструкторы пришли к выводу, что автомобиль-амфибия должен быть совершенно самостоятельным видом техники. Они перестали стремиться придавать ему облик земного транспорта или облик лодки. Повзрослевшая амфибия переросла свой «подростковый возраст». В 1996 году магнат Алан Гиббсон владелец компании Gibbs Technologies нанял на работу конструкторов с автозавода Британии. Он предложил им создать совершенно новую модель. Так появилась амфибия, способная поджимать колеса под корпус. Вопрос увеличения скорости был решен, так как теперь ничто не мешало движению.
Прогресс не стоит на месте. Работы по созданию новых моделей амфибий продолжаются. И в 2004 году мир облетает новость, что британцу Ричарду Бренсону удалось преодолеть пролив Ла-Манш, затратив на это всего 1 час 40 минут. Gibbs Aquada имеет 175 – сильный дизель и очень мощный водомет, она двигается с немыслимой доселе скоростью – до 20 узлов (40 км/ч). Как уменьшить трение с водной поверхностью? Правильно – поднять аппарат в воздух. И вот уже подводные крылья Rinspeed Splash позволяют изобретателю из Швейцарии Франку Риндеркнехту достигнуть скорости 80 км/ч. Возможно, мир скоро увидит еще более совершенные конструктивные решения. Теперь на этот вид транспорта смотрят другим взглядом.
Мысль не стоит на месте. Так один швейцарец, используя спортивный автомобиль Lotus Elise, придал амфибии новые свойства. Теперь его аппарат мог передвигаться как подводная лодка. Можно только предполагать, какие новые решения ждут впереди.