Не секрет, что корректно настроенная яхта – залог успеха соревнования. Как правильно настроить грот и почему от него фактически зависит конечный результат?
Для яхтсмена, предпочитающего крейсерский типаж яхты, важной задачей считается правильная настройка парусного профиля. В отличие от настроек на гоночные регаты этот параметр в отношении крейсерских состязаний является решающим моментом в достижении желаемого успеха. Крейсерист, неправильно настроивший парус, сразу выделяется среди остальных участников регаты, сумевших продуманно подойти к этому вопросу.
Скорость для крейсеристов не главное. Парус, находящийся в неприглядном виде в плане настройки, сморщенном состоянии, демонстрирует отношение владельца к самому процессу, к установке на скорость, раскрытие судового потенциала. Аналогичная ситуация обстоит с надеждой лишь на один стаксель. Для многих команд прерогативой является комфорт в хождении на судне, и волнует этот параметр их больше в сравнении с парой минут, выигранных в течение путешествия.
Комфорт – ключевой фактор, влияющий на итог соревнования, процесс участия, моральное удовлетворение яхтсменов. Проблемой считается «рыскание» яхты в отношении ветра. При избытке давления воздуха лодка накреняется, провоцируя появление трудностей на маршруте. Редкий яхтсмен приветствует подобное положение дел. Яхта, в итоге, стремится на привод, и как следствие, на руль оказывается повышенное давление, рыскливый характер движения судна. Рифление парусов станет выходом из сложившейся ситуации и профилактикой от такого рода сложностей. Однако мера эта не регламентируемая, к ней приходится прибегнуть спортсменам.
Управление ветром
Опытные яхтсмены рекомендуют пытаться в большей степени воспользоваться давлением ветра в настоящий момент на парусное полотно. Практика показывает: судно с грамотно настроенными парусами даже при сильном ветре ощутимо спокойнее и оперативнее движется по сравнению с яхтой с зарифленными, не верно настроенными парусами. Маленькая парусная площадь мешает полностью раскрыть потенциал лодки, демпфер теряет эффективность, приводя к сильной качке. В таком случае рифление усиливает качение, ослабляя крен.
Правильный настрой и управление судном повышает эксплуатационный ресурс всей яхты и парусов. Многие скептики большие надежды возлагают на натяжку фалов и оттяжки парусов, но это на самом деле вредит полотнищу. Худший момент – парус потравлен, болтается на ветру. Оттяжка уже не поможет при сильных нагрузках.
Зарифленный грот испытывает большие нагрузки, чем плотно набитый вариант.
Для этой цели делается упор на настраивание мачтового столба, остальных элементов, ценных в управлении. Причем, можно провести процедуру в режиме соревнования. Рассмотрим подробнее, какие алгоритмы заложены в корректные настройки грота, его влияние на успех.
Необходимо заострить акцент на функционале грота, вкручивающегося в мачтенное устройство. Такие варианты приобрели массовый спрос. По мнению Серена Хансена, профессионала из «Elvstorm», он наделяется высоким КПД, сходным с производительностью рифленого грота. Практически грамотно выполненная настройка приближает сворачиваемый грот к традиционной модели, к «классике жанра». Некоторые ошибочно полагают, что подобный парус весит больше. Это не так.
Отдельные виды гротов с закручиванием стали настоящей гордостью для обладателей суден. Их роскошь, к примеру, с коллекцией «Эпекс», заключается в наличии сквозных вертикальных лат. На задних шкаторинах таких яхт наблюдается заметный «горб», намного превышающий по размерам классический вариант. Происходит это за счет сильного изгиба вертикальных лат в сравнении с горизонтальными типами. По этой причине «горб» сильнее заворачивает за снасти стоячего такелажа.
Паруса такого характера обладают особенностями. Подобная схема устройства парусов заставляет производителей повысить на них цену из-за сложности процесса изготовления. В связи с этим на чартерах яхты такого плана встречаются редко. Обычный формат – это судна с задней шкаториной прямого типа или вовсе с отсутствующими латами. Паруса быстро деформируются, намного быстрее, чем модели со сквозными латами. В шторм, максимум, что допускает опытный спортсмен – попытаться их растянуть до максимального значения, не дав при этом заполаскивать по шкаторине. Как нужно настроить мачту?
Секреты мачтовых манипуляций
Ключевая позиция для владельца судна – придерживаться базовых настроек, независимо от вида сооружения. Важна последовательность действий. Нельзя допустить провисания топ-вантов. Их настраивают после монтажа мачты, заводя «начерно» на место, предназначенное для них. После этого нужно проследить наклон мачты: по большому значению она может отклониться на корму на 1 или 3 градуса, что регулируется форштагом. Дальнейший алгоритм сводится к установке мачты в ДП. Как это делается?
Понадобится отвес или грот-фал под натяжкой. Замеряется расстояние от топа мачтового устройства до ноков краспиц с обоих бортов. Затем надо измерить расстояние до вант-путенсов, тоже по бортам. Проследить сходства расстояний между двумя бортами. Во избежание ошибок рекомендуется воспользоваться длинномером. Ошибки случаются из-за неравномерности натяжения отвеса, фала. Мачта должна получить нагрузку предварительного характера! Это важно, чтобы она не изгибалась впоследствии неравномерно и бесконтрольно. В продольном направлении у мачт с закруткой допускается изгиб. Это нормальное явление, важно проследить за его меньшим размером по отношению к классическому типу мачт. С закруткой мачта нуждается в более жесткой настройке, нежели стандартно: это поможет не допустить сильных изгибов в любых направлениях.
На веб-порталах можно отыскать видео-мануал, где рассмотрены установки разного плана яхтенных конфигураций.
Ликбез по гика-шкоту
Не менее важной задачей для яхтсмена является настройка этой детали. Ключевым ориентиром в настройке паруса считается форма задней шкаторины. Задние кромки лат-карманов должны обладать «колдунчиками». У сворачиваемых в мачту гротов приспособления отсутствуют из-за легкого открывания при сворачивании полотна. Игнорировать их не стоит, пришивать и приклеивать новые в качестве альтернативы оторвавшимся. Колдучники делают из легкой парусной ткани, крепят на задние шкаторины. Если судно настроено грамотно, их направление – в сторону кормы. Верхняя лента колышется на ветру, это не страшно, чего не скажешь о нижних нитях: отклонение по ветру этих деталей свидетельствует о переборке гика-шкота. Его надо стравить до необходимой отметки. Гика-шкот в шторм должен легко поддаваться потравлению или сбрасыванию для открытия шкаторин и минимизации угла атаки. В таком случае уменьшится крен, управление лодкой будет под контролем.
Нормальное положение гика-шкота – это тугая доборка для увеличения скорости лодки.
Зачем нужен грота-фал и важна ли оттяжка Каннигхэма?
Передняя шкаторина играет роль в регуляции максимального парусного пуза. Растягивать ее можно сверху, снизу.
Под пузом понимают самый большой показатель глубины парусного профиля, претерпеваемого судном при шквалистом ветре. При этом пузо имеет склонность к перемещению к корме, провоцируя образование складок по горизонтальной линии на передней шкаторине. Парус, в итоге, лишается эффективности. При сильном набивании грота-фала можно избавиться от этой проблемы. Существенная сила трения, возникающая в лик-пазе и блоках, вызовет потерю тяговых возможностей, что является недостатком. Эффект при этой ситуации будет заметен лишь в нижней части шкаторины.
Для сложных ситуаций и придумана оттяжка Каннигхэма. Для осуществления процедуры, на парусе образовано специальное очко, расположенное приблизительно на 30 см повыше отметки нижней шкаторины. Владельцу судна остается сделать простое действие – пропустить снасть через это очко. Нижняя часть передней шкаторины набьется с ее помощью, мотивируя пузо паруса сместиться по направлению вперед. Оттяжка Каннигхэма не предусмотрена на судах с закруткой из-за проекта, предусматривающего более плоскую форму парусного полотна.
Натяжка снасти стоячего такелажа – зачем?
Степень натяжения этой детали диктует уровень мачтенного изгиба, что влечет за собой положение парусного профиля.
Влияние ахтерштага велико не только в этом отношении. Стрелка прогиба форштага также зависит от данного показателя. Именно по этим причинам крайне важное значение имеет настройка ахтерштага. Профиль мачты изменяется при смене положения изгиба мачты. Процент возможности изгиба зависит от инженерной задумки, реализованной в проекте судна.
При сильном отгибании краспиц назад мачта сильно прогибается в ее средней части, хотя этот параметр определяется не натяжкой ахтерштага, а имеет значение натяжение верхних вант.
В строго перпендикулярном положении краспиц относительно ДП самым жестким участком становится место синхронизации краспиц с мачтой. Она изгибается в основном выше или ниже краспиц. Мачты, предполагающие устройство с дробным вооружением с расположением точки фиксации форштага ниже поверхности крепления ахтерштага, склонны к большему изгибу относительно традиционных мачт, оснащенных топовым арсеналом.
В чем причина?
- Нет рычага на участках фиксации ахтер-, форштага.
- Конструкционные нюансы.
Конструкции старых мачтенных устройств предполагают большую толщину и сечение по сравнению с новыми моделями. В них заложен иной потенциал, не предполагающий большой изгиб. Размещенная на верхушке мачты удочка прибавляет изгибающее свойство ахтерштага. Что еще важно?
Внимание, ценность оттяжки!
Контролировать заднюю шкаторину не всегда удается гика-шкоту при перегруженных или бейдевинге. Ключевым «контролером» выступает в такой ситуации оттяжка.
Увеличенная степень потравления грота повлечет уменьшение доли вертикальной составляющей в тяге этого элемента. Состояние заднего края паруса между шкотовыми и фаловыми углами гика-снасть такелажа при состоянии с полветра не в силах контролировать, хотя здесь еще имеет значение длина погона каретки шкота. Управлять парусами и задней шкаториной становится все труднее. В дело вступает оттяжка, и играет на руку яхтсмену! Она принимает на себя опции гика-шкота. Без этой нужной детали гик попросту бы подскочил вверх, скрутив парус, не давая двигаться судну вперед по ветру. Третья часть полотнища паруса не имеет тяговых функций, поддаваясь ветру. Приходится подумать о компенсации этого момента и сильнее добрать гика-шкот, смещая намного центр парусного давления к корме, увеличивая значение рыскливости на галфвинде.
Известно, что оттяжка функционирует по отношению к гику под определенным углом, потому рычагом на него воздействовать мало. Компенсация производится путем приложения немалых усилий, накладываемых оттяжкой на гик. Этим объясняется внушительная конструкция оттяжки. Ветровой порыв – повод для усиления добора оттяжки. В этом деле помогают полоски спинакерной ткани, размещенные на задней гротовой шкаторине.
Принципы настройки кареток
В бейдевинде эти комплектующие в созвучии с гика-шкотом играют вспомогательную немаловажную роль.
В слабый ветер задняя кромка паруса не должна закрываться с усилием, для этого необходимо каретку гика-шкота вытащить под ветер. Тугое набивание шкота позволит уменьшить деформации угла атаки парусного полотна на высоте. Усилился ветер? Не стоит паниковать и открывать шкаторину! Лучше держать ее закрытой, увеличив угол атаки и потравив каретку по погону. При отсутствии погона используется оттяжка, хотя об ее эффективности трудно «петь дифирамбы» ввиду изгиба грота. Быстрое обезветривание грота достигается за счет длинного погона каретки в кокпите. В итоге сбрасывается порыв, что имеет существенное значение в шторм.
Как правильно настроить шкот у грот-мачты – советы от профи
Снасть подобного плана оказывает большое влияние на профильную глубину нижней части паруса.
Важным условием успешной регаты является плотное прилегание нижней шкаторины к гику. Это условие на острых курсах необходимо соблюдать даже при ветре слабой силы. Большая часть парусных моделей шьется по лекалу, учитывая необходимость такой настройки. Этого нельзя сказать о парусах, предусматривающих закрутку. Нижняя поверхность их не обладает достаточной полнотой, в связи с чем образуются складки в момент закрутки паруса в мачту. Складки выступят помехой в сворачивании паруса. Шкоты у грот-мачт, оборудованные закрутками, настраиваются, как и гроты классического формата.
«Бывалые» советуют соблюдать «золотое правило»: усиливается ветер – пора набить туго грот-шкот.
Как зарифить паруса с закруткой?
Популярность такого формата устройства парусных лодок объясняется легкостью работы с ними при соблюдении важных условий рифления!
Парус можно убрать на закрутку, что упрощает процесс рифления. Следует помнить несколько критериев, влияющих на легкость работы. Здесь не встретишь риф-шкентелей, но есть разметка. При отсутствии таковой имеет смысл развивать так называемое «чувство паруса», с ощущением минимизации нагрузки в работе с закручиванием. При этом каждый этап закрутки будет легким.
Рифление грота не представляет эксцессов. Один момент все же надо учесть: рифить полотно надо с большим усилием, поскольку развернуть парус – дело нехитрое, убрать гораздо сложнее. Придется потравить ахтерштаг при постановке и рифлении грота ввиду риска формирования складок, мешающих при уборке полотна.
Грот поднимается, топенант смотрит ввысь во избежание сминания «мякоти» нижней части паруса иначе систему заклинит. Каретка грота-шкота должна «ходить» свободно, грот при этом должен находиться под маленькой нагрузкой.
Образование даже небольших складок лучше не допускать: высок риск повреждения ламината, заклинивания парусной ткани в мачтовые отверстия.
О чем следует знать владельцу яхты перед разворачиванием паруса? Имеет смысл, дождаться направления ветра: оптимальный вариант, когда он дует по направлению в 20 градусов по правому борту. Зачем это важно? При таком показателе гораздо проще раскручивать парусный материал из прорези на мачтовое сооружение. В таком положении парус не будет биться о мачту. Подобное положение паруса позволит участнику регаты дозировать нагрузку с высокой точностью, держать управление судном под контролем!