Примерно сто лет назад на территории Российской Империи прекратила свое существования традиция выпивания чарки на борту судна. Решение о запрете выпивки на борту вызвало оживленные споры, однако было принято.
С чего началась борьба
К 1914 году на территории Российской Империи появилось множество сторонников запрета выпивки. В мае этого года начались споры, связанные с внедрением здорового образа жизни в императорский флот. Людей, борющихся за внедрение трезвости, возглавил санинспектор флота, который выступал на заседании Адмиралтейств-совета. Он заявил, что сухопутные войска уже давно не употребляют алкоголь во время службы, а вот императорский флот все еще не отринул эту нехорошую традицию.
Этого аргумента уже достаточно для запрета «казенной чарки» на российских военных судах, однако главный санитарный инспектор добавил еще один довод в свою пользу — он описал проблему постоянного пьянства на кораблях. Например, он вспомнил случай, произошедший в 1892 году. Тогда, употребив некачественное вино, отравилось несколько тысяч человек и были вынуждены на протяжении недель лежать в больнице. Некоторые из них так и не смогли восстановиться, потеряв зрение. После этого случая правительство было вынуждено ввести меры ограничения и проверки вин, поставляемых в армию.
Собралась специальная комиссия, которая установила эталон «хлебного вина», которое также называется «водкой». Напиток был 40-градусным. Спустя двадцать лет выдача казенного алкоголя попросту потеряла свою актуальность, и идея стала несостоятельной. Вместо того, чтобы уменьшать количество выдаваемой водки, главный санитарный инспектор флота предложил полностью упразднить его выдачу морякам и запретить употребление жидкостей, в которых содержится спирт.
Выступление санитарного инспектора имело огромный успех, однако у него были и противники. Больше всех противостояли отмене алкоголя именно моряки — адмиралы, принимавшие участие в дебатах. Они заявляли, что жизнь в море серьезно затруднится, если на судне будет отсутствовать крепкий алкоголь. Жизнь каждого человека, находящегося на борту, полна трудностей, связанных с неблагоприятными погодными условиями. Нередко только крепкий алкоголь спасает моряка от неизбежного заболевания.
Кроме того, в Российской Империи каждый матрос имел право отказаться от употребления водки и получить возмещение в размере восьми копеек за чарку. Многие моряки так и поступали, получая к концу службы достаточно крупную сумму в 150 рублей (средняя зарплата в то время составляла 37 рублей).
Кроме того, сторонники выпивки на борту заявляли, что выдача казенной чарки — традиция, которая присутствует на территории Империи уже несколько сотен лет, и глупо от нее отказываться.
Флотские традиции употребления алкоголя
Во многом противники этого решения были правы. Моряки употребляли алкоголь еще до нашей эры — например, во времена античности гребцы получали вино. И данный факт объяснялся не тем, что капитаны заботились о своих гребцах, а тем, что воду на судне длительное время на тот момент хранить было попросту невозможно. Она быстро застаивалась, в ней появлялись болезнетворные микроорганизмы, и она оставалась непригодной к употреблению. А вот вино и прочие напитки с содержанием спирта могли храниться очень долго.
На судне приходилось отводить очень много места под хранение вина, ведь употреблялось оно в огромных количествах. Это связано с пищей моряков в древние времена — солониной, которая может долго храниться. У нее был один существенный минус — она вызывала очень сильную жажду.
Алкоголь моряки продолжали употреблять и века спустя. Даже на корабле открывателя Америки, Кристофора Колумба, было огромное количество бочек с вином. Спустя несколько сотен лет ассортимент существенно расширился. Экипаж голландских кораблей пил пиво с джином, а вот испанцы мешали вино с лимонами, тем самым излечивая членов экипажа от очень тяжелого заболевания — цинги. А к семнадцатому веку появился новый напиток — ром. Он, в отличие от виноградного вина, стоил относительно дешево, был крепким, а от длительного хранения в бочках становился только приятнее.
Моряки, нанимавшиеся на корабль, после основных вопросов сразу же узнавали, что они будут пить, в каких количествах и с какой частотой. Если этот пункт не устраивал наемника, то он мог запросто отказаться даже от выгодного предложения.
На судах, которыми владели торговцы, количество и качество выпивки различалось, а вот на флотах военные употребляли строго ограниченное количество алкоголя.
Состояние дел в России
Еще в начале восемнадцатого столетия в армейском уставе были пункты, связанные с употреблением алкоголя. Устав Русской Армии разрабатывался по личному приказу Петра Первого, и в немалой части документа описывалось питание моряков и сухопутных военных. Так, каждый день военнослужащие (как морские, так и сухопутные) должны были получать один гарнец пива (чуть больше трех литров). Военные, служащие на суше, получали две чарки так называемого «хлебного вина» (старинная разновидность самогона) в день.
А вот у моряков ограничения были куда более строгими — не больше четырех чарок в неделю. Также во времена Петра Первого была введена строгая регламентация различных мер измерения, включая чарку. Она составляла одну сотую ведра (1 ведро — 12 литров), то есть около 120 мл. Кроме того, именно при Петре Первом ввелись определенные наказания за пьянство. Однако они действовали только в том случае, если военнослужащий терял боеспособность.
Ром на территории Российской Империи не пользовался большой популярностью: сахарный тростник было очень трудно достать, и напиток был слишком дорог в сравнении с тем же «хлебным вином», которое почти не отличалось по характеристикам. А вот моряки, служившие на благо Великобритании, очень часто употребляли этот напиток, ведь он идеально подходил для дальних плаваний и производился относительно дешево.
Что пили на флоте?
До повсеместного распространения рома каждый матрос, служивший на английских судах, получал ежедневно 8 пинт пива (почти пять литров). Обеспечивать регулярную выдачу этого напитка было очень трудно — приходилось занимать огромные площади, устанавливая там бочки с пивом. Кроме того, оно в достаточно теплых условиях быстро портилось и становилось непригодным к употреблению. После перехода на ром ежедневная норма уменьшилось до двух пинт в день (одна пинта — 568 миллилитров). Это документально утвердили в 1731 году.
В те времена было трудно создать напиток с умеренной крепостью, ведь измерять ее можно было только на вкус, из-за чего в роме порой могло содержаться до шестидесяти процентов спирта, причем его никто не разбавлял водой. Употребление большого количества очень крепкого алкоголя негативно влияло на состояние матросов. Об этом высказывался Эдвард Вернон, адмирал армии Великобритании. Он заявил, что из-за ежедневного употребления большого количества крепкого рома моряки живут заметно меньше обычных людей, и становятся зависимыми от употребления алкоголя.
Адмирал, которого также называли «Старым Грогом» (Грог — краткое название непромокаемой ткани, в которой комбинировалось несколько материалов), решил бороться с пьянством среди матросов. Он выдал приказ, согласно которому весь ром на судах необходимо было очень сильно разбавлять — две пинты подслащенной воды на половину пинты рома. Для того, чтобы эту смесь можно было нормально потреблять, в нее добавлялся сахар и сок лимона (которой, к тому же, помогал справляться с цингой). Получившийся напиток серьезно отличался от рома и имел огромное количество положительных качеств. Он получил свое название в честь адмирала — грог.
Нововведение понравилось далеко не всем матросам — количество выдаваемого алкоголя осталось прежним, а вот содержание спирта серьезно уменьшилось.
Матросы получали напиток два раза в день, по одной пинте. Первый раз — в период между 10 и 12 часами, а второй — между 4-6. В 1756 ром, разбавленный водой, стал официально выдаваться всем кораблям Великобритании. Кроме того, появился так называемый сигнал Up Spirits, который подавал капитан при выдаче напитка. На бочках, где он хранился, были начертаны слова из гимна Великобритании — «Боже, храни короля». Грог, несмотря на ежедневную выдачу, получали в торжественной обстановке. За годы его существования появилось множество традиций, связанных с его употреблением и получением. Например, нужно было несколько минут варить его, и, теплым, пить небольшими глотками на протяжении нескольких минут. А само получение превратилось в своего рода постановку, которая нигде не отличалась от классической.
31 июля 1970 года британские моряки называют «Днем черного глотка». Именно в этот день прекратилась выдача грога на всех судах, входящих в состав британского флота. Традиция, которая просуществовала более трехсот лет, была упразднена. Последнюю чарку грога моряки подняли в честь королевы Елизаветы Второй, а после этого выкинули оловянные кувшины за борт. Все бочонки, где раньше хранился грог, обвили траурными лентами.
Русские традиции
Русские моряки также переняли эту традицию. Вино, в отличие от Великобритании, выносили не в деревянной кадке, а в специальном, весьма крупном медном сосуде, который назывался ендовой и был известен на Руси с древних времен. Объемы в разное время разнились. Например, в середине девятнадцатого столетия нижние чины получили двадцать чарок ежемесячно (1 чарка = около ста грамм). К концу этого же века правила стали гораздо строже — строевые нижние чины получали одну чарку три раза в неделю, а нестроевые — две в неделю. А во время, когда не ведутся никакие войны, количество выдаваемого питья и вовсе урезалось до пятнадцати штук в год, во время праздников. Также его мог выдавать лично командир в том случае, если нужно было поддержать здоровье, быстро согреть и так далее. Чарка выдавалась и после длительных парадов.
Российская Империя переняла многие вещи у Великобритании, и традиция употребления различных напитков в армии не стала исключением. Она была перенята очень точно, хотя и было несколько допущений. За пятнадцать минут до начала обеда капитан приказывал достать вино. После получения команды старший офицер передавал начальнику караула ключи от места, где хранятся напитки. Он шел вместе с вахтенным офицером, батлером и балтерским юнгой прямо к ахтерлюку. Там он доставал большого размера ендову с напитком, закрывал ахтерлюк. Все люди отправлялись на шкафут, где стояли некоторое время в ожидании нового указания — «Вино вверх». Его давали за пять минут до начала обеда.
Хлебное вино выносили на шканцы, устанавливали на специальном месте, которое покрывалось подстилкой из парусины. На край ендовы, который был открыт, ложилась дощечка из дуба, а на нее ставили чарку. Она, как и ендова, была выполнена в древнерусском виде. Дальше выдавалась другая команда, призывающая пить вино и после этого обедать. Все дудки, которое находились в распоряжении команды, дули одинаковый сигнал. После этого унтер-офицер, боцман и другие члены команды становились около емкости, ждали троекратного сигнала, который многие моряки отмечали за красоту звучания и мелодичность. После этого все члены команды, расставленные по старшинству, подходили к емкости и вычерпывали вино чаркой.
Существовал негласный запрет на проливание напитка, так что каждый член экипажа держал под чаркой руку, чтобы на нее стекали капли. Далее член команды, растягивая время, выпивал напиток. Кроме того, все моряки, которые подходили к ендове, снимали головной убор. Кладовщик записывал всех людей, которые выпивали чарку. Эту традицию описал в своем произведении М.Ю. Гюбнер, который служил в императорской армии, а во время революции покинул страну.
Сторонники выпивки среди моряков приводили огромное количество аргументов, среди которых попадались действительно веские. Это был достаточно древний обычай, отказываться от которого моряки не хотели. Однако главный санитарный инспектор опровергал доводы адмиралов и контр-адмиралов. Так, он привел пример многих морских государств, на флотах которых полностью отсутствовала выпивка.
Например, моряки Соединенных Штатов Америки были вынуждены отказаться от ежедневной порции виски еще в 1862 года, после принятия акта правительства государства. Кроме того, от выпивки в море отказались и другие сильные государства — Французская Республика, Германия, а Великобритания уменьшала количество выпивки. В 1823 году морская власть Британии уменьшила норму грога на человека до четверти пинты, спустя тридцать лет — до восьмой части. В то время на территории Англии велись оживленные споры, связанные с запретом казенного алкоголя на кораблях флота.
Дебаты, однако, завершились безрезультатно, и противоборствующие стороны решили обратиться к императору, чтобы он принял окончательное решение.
Императорское решение
Моряки решили, что император Николай Второй встанет на их сторону, ведь он всегда выпивал чарку во время посещения своего флота. А вот сторонники трезвого образа жизни считали, что государь поддержит их. Оказалось, что это было правдой. Согласно личному приказу государя, пить спиртное в армии запрещалось. Было принято множество мер против потребления спиртосодержащих напитков среди военнослужащих. Например, высшие чины обязывались принимать все возможные меры, связанные с сокращением употребления спиртосодержащих продуктов в их частях. Также им запрещалось употреблять алкоголь самим. Появились наказание за появление военнослужащих в звании офицера и выше в нетрезвом виде в любом месте. Во время проведении аттестации каждый офицер должен был указать свое отношение к спиртному, и, если оно было позитивным, то звание могли не присвоить.
Также полностью запрещалось употреблять спиртосодержащие напитки во время ведения караульной службы и других обязанностей. На офицерских собраниях запрещалось употреблять алкоголь. Кроме того, эти правила касались как военных лекарей, так и чиновников со священниками. Нижние чины не должны были употреблять спиртные напитки вообще, и, во время нахождения на суше, военнослужащим запрещалось посещать трактиры и прочие заведения, где можно приобрести алкоголь. Нужно было развивать спорт, проводить парусные, стрелковые и конные соревнования.
Запрет продолжает действовать и после революции 1917 года. В Красной Армии употреблять алкогольные напитки запрещалось, а вот белогвардейцы, наоборот, могли употреблять ее беспрепятственно. В Красной Армии начали употреблять крепкий алкоголь только во время войны с Финляндией, ведь согреться в условиях сильного холода без алкоголя было трудно.