В последнее время внимание по понятным причинам сместилось в сторону отличных показателей рынка новостроек и брокерских услуг. С точки зрения строительства новых зданий, стремительный рост спроса привёл к тому, что различные рыночные комментаторы высказали предположения о потенциальном влиянии проблем с производительностью, стоимости сырья и влиянии различных факторов на качество сборки и цены. Хотя такое обсуждение, несомненно, справедливо, не упустили ли мы некоторые более важные соображения, а именно стандарты и вкус?
«Я не верю, что сегодня покупатели – это то, что я бы назвал игроками в активах. Я имею в виду, что, по большому счёту, покупатели не входят в строительные проекты для того, чтобы получить прибыль при поставке или на последних этапах процесса сборки, хотя, конечно, всегда есть исключения», — объясняет Оливье Бланше, руководитель отдела финансирования реактивных самолётов и яхт BNP Paribas. «Таким образом, хотя это, очевидно, стоимость не является и не должна быть главной заботой покупателей, даже с учётом длительных сроков поставки, которые мы наблюдаем в результате высокого спроса, в некоторых случаях простирающегося до 2026 и 2027 годов».
Стоимость всегда вызывает беспокойство, но владельцы суперяхт покупают то, что могут себе позволить. Если затраты растут в геометрической прогрессии, потенциальный покупатель на заказ может рассмотреть вариант полу-нестандартного проекта того же размера. Если 60-метровый проект станет слишком дорогим, хорошо спроектированный 55-метровый может сделать эту работу – и так далее, и тому подобное.
Более серьёзную проблему для сегодняшних клиентов, учитывая сроки поставки новых контрактов на 2026 и 2027 годы на самых известных верфях рынка, вызывает вопрос, как они могут гарантировать, что судно будет столь же актуально через пять лет, как кажется сегодня? Правила, стандарты, дизайнерские вкусы и технологии находятся в постоянном периоде эволюции, и рынку суперяхт не приходилось бороться с книгами заказов такого размера уже более десяти лет.
«Покупатели должны задать себе вопрос – как я могу быть уверен в том, что яхта, заказываемая мной сейчас, после поставки будет соответствовать лучшим стандартам рынка? Будут ли дизайн и спецификации, которые заказывают сегодня заказчики, соответствовать стандартам завтрашнего дня? Это то, что я советую своим клиентам», — продолжает Бланше.
Морские стандарты и правила постоянно развиваются, и есть опасения, что проекты, поставка которых была заключена в 2026 и 2027 годах, существуют за пределами нашего горизонта регулирования. Это беспокойство, очевидно, является неотъемлемой частью проблемы создания больших нестандартных проектов с учётом того, сколько времени обычно составляет время сборки, но это не обязательно долгосрочная проблема, связанная с полу-нестандартными или производственными площадками.
Тем не менее, несмотря на то, что производственные предприятия смотрят в будущее и разрабатывают новые модели и линейки с учётом нормативных изменений, проблема остаётся в том, что модели, продающиеся сегодня, не могут учитывать разнообразие изменений, которые могут произойти в течение следующих пяти лет и позже.
Хотя это не так важно, но есть ещё и вопрос вкуса. Пожалуй, наиболее успешными в последние годы производственными верфями являются те, которые регулярно выпускают новые модели так, чтобы их продукция соответствовала меняющимся вкусам и технологиям. При таком количестве проектов, которые были заказаны за последние 18 месяцев, новые модели и линейки не увидят свет ещё несколько лет. Насколько довольны будут покупатели своими проектами через пять лет, когда за прошедшие годы появится множество более современных моделей? Вполне может оказаться, что это не проблема, но часто отмечают, что люди переоценивают то, что можно достичь за год, и недооценивают то, что можно достичь за пять.