Предложение о создании нормальной яхтенной марины на побережье Балаклавы наконец-то было принято к рассмотрению специалистами Главгосэкспертизы РФ. В ее рамках запланирована постройка новой системы инженерных и очистных сооружений, полная реконструкция существующих пирсов и прибрежных улиц, а также формирование облагороженной прогулочной зоны общей протяженностью в несколько километров.
Официальный сайт севастопольского муниципалитета в данный момент превратился в арену для споров и обсуждений между гражданами города, чьи взгляды на проект часто являются диаметрально противоположными.
Своими мыслями по этому поводу поделился один из капитанов местных маломерок, Игорь Лось. Он искренне верит в проект, отмечая, что повышение уровня местной технической оснащенности серьезно скажется на популярности этого участка побережья среди туристов. А это, в свою очередь, приведет к повышению доходов местного населения и поднимет уровень жизни.
Трудности реализации
С тем, что балаклавское побережье нуждается в капитальном ремонте, вообще согласно большинство из опрошенных капитанов. Однако процесс зонирования должен быть проведен предельно грамотно, ведь из-за небольшой площади местного залива у планировщиков не будет права на ошибку. Один из местных активистов, Олег Жуков, считает ошибочным решением идею о создании пассажирского причала на территориях, принадлежавших ранее заводу «Металлист». Он предлагает разместить причал рядом с городским пляжем, что сильно упростит многие логистические вопросы.
Он также заметил, что реализация текущего плана проекта может привести к целому ряду негативных последствий: из-за узости городской бухты, неудачно расположенный причал перегрузит местный судоходный трафик и нарушит уже существующие логистические схемы. Вариант же с пристанью у пляжа не только значительно более удобен, но и имеет под собой реальный исторический контекст.
На территориях бывшего завода же Олег предлагает разместить зоны для технического обслуживания и ремонта яхт, а также места для спуска новых судов на воду.
Еще одной темой для обсуждения стало серьезное увеличение количества швартовочных мест. В прошедшем году пиковым значением по количеству одновременно пришвартованных судов для бухты стала отметка в пять сотен единиц. По окончанию проекта их число можно будет увеличить до шести сотен. У всех местных предпринимателей, занимающихся морским бизнесом, встает вполне очевидный вопрос – как все это отразиться на стоимости аренды места в марине?
Мария Литовко, являющаяся заместителем севастопольского губернатора, утверждает, что стоимость оставят фиксированной, но только для владельцев небольших яхт, которые не занимаются активной коммерческой деятельностью. Текущая низкая стоимость аренды швартовочного места никуда не денется, и вытеснять частников с насиженных мест правительство не собирается.
Главным источником прибыли должны будут стать суда, проходящие через марину транзитом. Большая часть от получаемых с них налоговых поступлений будет направлена создание более продвинутого гостиничного комплекса. Надо понимать, что это является достаточно далеко идущей перспективой, и на текущий момент конкретного плана по его возведению у руководства города еще нет. Деньги, переданные городу в рамках федеральной целевой программы, полностью уйдут на обновление инфраструктуры, что, как надеется местный муниципалитет, поможет привлечь к Балаклаве более обширный поток инвестиций.
Помимо объектов, завязанных на морской деятельности, реконструкции и реставрации также подвергнутся места, являющиеся культурным наследием Балаклавы. В данный момент уже выделены деньги на восстановление старой водолечебницы, от былого размаха которой осталась лишь парочка фотографий, датированных 1944 годом. От здания, построенного в мавританском стиле, осталось лишь несколько не подлежащих восстановлению фрагментов.
После проведения реставрационных работ, на его территории планируется разместить учебный центр.
Здание было заложено еще в конце восьмидесятых годов позапрошлого века Казимиром Скирмунтом, который, арендовав участок с грязевыми ваннами, создал на нем небольшую лечебницу на дюжину человек. С течением времени он хотел превратить ее крупный специализированный курорт, однако его планы были разрушены произошедшей октябрьской революцией. Дом попал под программу национализации, а на рудных залежах, которым и были обязаны своими лечебными свойствами местные грязи, было возведено здание рудоуправления.
Балаклавская бухта в данный момент является далеко не самым экологичным местом – в ее воду сливаются нечистоты сразу из нескольких канализационных стоков. В их устранении и заключается один из ключевых элементов проекта – создание разнообразных инженерных сетей, оснащенных очистителями и приемниками, сможет существенно поднять качество морской воды в бухте, отфильтровывая большую часть загрязнения.
Упрощение правил перемещения
Еще один важный вопрос, который беспокоит местное население, не относится к этому проекту напрямую, однако связан с ним косвенно. Речь идет о своде правил по перемещению вдоль всей севастопольской береговой линии, по которой спокойно можно передвигаться только на дистанции от Айи до Фиолента. Дальнейшая часть маршрута требует предварительного согласования с таможенными органами.
Ситуация доходит до абсурда: даже желающий улететь за границу человек не испытывает таких проблем с таможней, с какими приходится столкнуться обычному владельцу катера, вздумавшему, упаси Господи, пройти вдоль побережья из одного залива в другой. Даже за чертой города обладателей водного транспорта разбивают по зонам. Местный предприниматель Василий Калмыков даже поделился с журналистами ситуацией, когда один и тот же участок маршрута, пройденный по морю и по земле, может контролироваться прямо противоположными друг другу законами.
Хотя кое-кто из приезжих называет общее состояние города «самобытностью», наслаждаясь его специфическим колоритом, сами местные характеризуют его значительно более негативно, предпочитая использовать термины «убогость» и «разруха». Несмотря на наличие множества сильно отличающихся друг от друга позиций и безостановочную полемику по вопросам реставрации и зонирования береговой зоны, абсолютно все граждане Балаклавы рады происходящему: дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки, и появился реальный шанс сделать свой город лучше.
За первую неделю после размещения проекта на сайте городской администрации его просмотрело порядка семи тысяч человек. Строка предложений пока что остается пустой.
Основаниями для правок в предложенном проекте могут быть только официальные комментарии, на размещение которых у местных жителей остается еще пять дней.