Приморье — регион с достаточно большим количеством личного транспорта. Именно он занимает первое место в России по количество автомобилей на человека. Помимо этого, из-за близости к морю и большого количества рек в этой местности очень сильно развито частное судовладение.
Большая часть жителей прибрежных (а нередко и внутренних) районов Приморья увлекается морскими прогулками, рыбалкой на воде, путешествиями и так далее. Также достаточно сильно развит парусный спорт. Многие настолько увлекаются морем, что решают прекратить брать яхты в аренду, а приобрести собственное маломерное судно.
Текущее положение дел
На данный момент, согласно статистике ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам), на территории Приморья в частном владении находится около сорока тысяч разного рода маломерных судов (катера, яхты, катамараны и так далее). Под это понятие подходят любые плавательные средства длиной меньше двадцати метров, масса которых превышает 250 килограмм, а вместимость — до двенадцати человек с учетом экипажа.
Маломерные суда пользуются огромной популярностью среди местного населения. Каждый год официально регистрируется около двух тысяч новых яхт, катамаранов и так далее. Примерно такая же ситуация и у школ, которые обучают искусству управления судном — каждый год выпускается до двух тысяч новых яхтсменов.
В этом году границы были закрыты, и многие приморцы потеряли возможность путешествовать за границу. Из-за этого количество яхтенных путешествий серьезно увеличилось. Маломерные суда стали покупать в очень больших количествах, и рынок не смог выдержать такого спроса — начался дефицит. Отечественные судостроители не были готовы оперативно восполнить недостаток яхт.
В Приморском крае, как и в других регионах Дальнего востока неподалеку, проблема стоит не так остро. Дело в том, что около Приморья находится Япония. Оттуда очень часто привозится разного рода техника, и это не только автомобили, но и разного рода суда.
Приобретение импортного катера в Приморском крае возможно без особых проблем.
Стоимость новых плавательных средств, произведенных в Японии и других государствах, начинается от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Чаще всего приобретаются подержанные яхты небольших размеров, произведенные из стеклопластика и других материалов. Длина в среднем составляет шесть метров, дата выпуска — конец девяностых годов. Такие яхты в Приморском крае можно купить по цене автомобиля — от 500 тысяч до миллиона рублей. Новые маломерные суда требуют гораздо больших затрат.
В Российской Федерации расположено несколько крупных производителей яхт. Благодаря их деятельности с каждым годом количество импортных судов, приобретаемых россиянами, уменьшается. Стабильный спад начался в 2015 году, и сейчас более пятидесяти процентов рынка заняли российские производители. Оборот рынка маломерных судов — одиннадцать миллиардов рублей ежегодно. Среди них 5% яхт производится из стали и схожих материалов, тридцать процентов — из пластика, и такое же количество — из алюминия.
Импортозамещение в сфере маломерных судов — господствующая тенденция практически во всей Европейской части России, но в Приморском крае ситуация иная. Крупных компаний по производству яхт в крае попросту нет, а доставлять их проблематично из-за удаленности региона.
Судостроение в Приморье
Компания по производству судов «Восточная верфь», расположенная на территории Владивостока, занимается строительством, в первую очередь, рыболовецких судов. Она является одной из немногих судостроительных компаний в Приморье. Еще во времена существования Советского Союза здесь производились лодки МРС-80. Их длина — почти девятнадцать метров, численность экипажа — меньше двенадцати человек. Благодаря этому законодательно МРС-80 все же являются маломерными. На данный момент построено почти 140 подобных рыболовецких судов. Один из них даже вошел в состав владивостокского мемориала. Маломерные суда продолжали строиться на данный верфи даже в девяностые годы, когда промышленность находилась в упадке. Чаще всего это были не очень большие траулеры и боты.
По заявлению представителей данной компании, сейчас на рынке господствует тенденция производства композитных судов. «Восточная верфь» обладает весьма широким опытом производства судов из композитных материалов, которое началось еще в Советском Союзе. Тогда он не был серьезно распространен — делались стандартные деревянные траулеры, которые покрывались специальным слоем композита. Он улучшал эксплуатационные характеристики деревянных судов и делал их более долговечными и прочными.
В современной России компания также успела поработать с композитными материалами. Например, на верфи строился катамаран для саммита АТЭС. Сейчас компания исполняет разного рода заказы, связанные с постройкой маломерных судов как из металлов, так и композитов.
«Восточная верфь» обладает богатым опытом и производственными мощностями, благодаря чему способна строить современные суда, которые могут конкурировать с импортными.
По заявлению Алексея Колобова, пресс-секретаря верфи, качество судов компании ничуть не хуже иностранных. Одно из преимуществ верфи — возможность реализовывать индивидуальные проекты и сотрудничество изготовителя с заказчиком.
Стоимость судов компании очень серьезно отличается, и формируется, в первую очередь, в зависимости от размера и серийности. Если компания выполняет индивидуальные заказы для единичных клиентов, то за них придется заплатить достаточно крупную сумму. В большинстве случаев она оказывается выше, чем серийные иностранные яхты со схожими характеристиками. Из-за этого подобные услуги не пользуются популярностью, а вот серийные яхты компании, наоборот, обладают стоимостью ниже импортных.
Еще одна проблема, связанная с низкой популярностью приобретения новых маломерных судов или строительства их с нуля — проблема с кредитными ресурсами. Дело в том, что стоимость подобных проектов очень высока, а российские банки практически никогда не дают кредиты на приобретение яхт. Из-за этого многие вынуждены искать уловки, чтобы взять кредит.
Перспектива
Маломерное судостроение в Приморском Крае и России имеет очень большие перспективы. Уже было реализовано несколько успешных проектов, но большая часть — в Европейской части России. Российские суда прекрасно конкурируют с иностранными за счет того, что рабочая сила в стране гораздо дешевле европейской, а вот качество изготовляемой продукции не уступает импортной.
Сейчас во многие российские верфи поступают заказы из других государств.
Маломерное судостроительство во Владивостоке имеет немалый потенциал. В этом году была создана дочерняя компания «Восточной верфи», специализирующаяся на гражданском судостроении. Она будет заниматься строительством гражданских яхт, среди которых будут маломерные суда.