Возвращение к причалу, а не к бую, со многих сторон более выигрышный вариант – можно сойти на берег, пополнить запасы еды и воды, ну и в целом получить доступ к цивилизации. Но, выбрав такой вариант, стоит хорошенько продумать множество нюансов.
Что необходимо учесть
Подвох такого метода швартовки в постоянном присутствии рисков – повредить корпус, испачкать его дегтем и грязью и т.д. К тому же всегда приходится тщательно выбирать позицию: не слишком близко, чтобы не удариться, но и не слишком далеко, чтобы было удобно сходить с лодки.
Обратите внимание перед швартовкой на:
– скорость и направление ветра;
– прилив или отлив в данный момент;
– если отлив, то предполагаемый уровень воды, чтобы ее потом хватило для отхода;
– прогноз погоды;
– удобство и безопасность причала (в том числе для отхода);
– расположение соседних лодок (нет ли риска столкновения);
– есть ли простор для маневрирования;
– материал канатов (хорошо, если они нейлоновые) и их толщина (не менее ⅜ дюйма).
Как правильно швартоваться
Если вы чувствуете, что крепительных уток маловато, можно воспользоваться лебедками, но только не леерными стойками. Чтобы канатные концы никому не мешали, уберите их в бухту.
Какими узлами чаще пользуются при швартовке:
– булинь;
– выбленочный;
– простой штык;
– наложение восьмерки на крепительную утку.
При швартовке яхтсмену понадобится как минимум четыре каната (для причаливания кормой лучше воспользоваться шестью):
– кормовой и носовой швартовы заводят на причал под углом примерно 45 градусов (их длина должна примерно равняться длине лодки);
– носовой и кормовой шпринги тянутся вдоль корпуса, чтобы гасить продольные движения (их длина превышает корпус примерно в полтора раза) – без них не обойтись для длительной стоянки;
– кормовой и носовой прижимные швартовы (протяженность примерно с половину корпуса) пригодятся в плохую погоду – их крепят под прямым углом, чтобы гасить боковые покачивания.
Для швартовки кормой желательно использовать два носовых прямых швартовых для правого и левого борта, закрепить перекрестом два кормовых, чтобы уменьшить боковые движения, и два носовых задних швартовых, которые крепятся к швартовым палам, вынесенным в воду – это нужно для того, чтобы лодку не сносило к причалу, т.е. чтобы снизить вероятность ударов (кстати, их потом можно использовать в качестве поручней, а также ограждением от соседних яхт).
Обратите внимание: не натягивайте канаты слишком туго, так как во время отлива может произойти небольшое натяжение. Не забудьте оставить пространство для кранцев, свободно свисающих с борта – они нужны для предохранения борта от ударов. Их количество должно быть не менее двух, а лучше трех, а диаметр рассчитываться исходя из длины борта – 1 дюйм на каждые 4 фута. Крепятся кранцы к основаниям леерных стоек (а не к самим леерам, иначе они могут сместиться), к фальшборту или поручням.
Маленький совет: если вы не хотите пачкать кранцы о слишком грязный причал, их можно защитить кранцевой доской (смастерить ее легко – из обычной доски толщиной 2 см и размерами 1,2 м x 0,4 м).
Если в данной местности прилив в принципе отсутствует как явление, для удержания лодки перпендикулярно причалу можно воспользоваться якорем – это т.н. средиземноморский метод.