Стоячий и бегучий такелаж
Провода и стержни, поддерживающие мачту, называются «стоячим такелажем». Как правило, они будут фиксированными по длине с небольшой регулировкой, доступной для гоночных яхт, чтобы соответствовать силе ветра.
Остальная часть такелажа на парусном судне называется «бегучий такелаж».
Стоячий такелаж обычно изготавливается из многожильного провода из нержавеющей стали с фиксированными концевыми заделками. Для некоторых яхт с высокими эксплуатационными характеристиками или высокого качества провод можно заменить на прут из нержавеющей стали.
На больших и / или высокопроизводительных яхтах проектировщики постоянно стремились снизить вес над уровнем палубы. Это привело к выбору кевлара или углеродного волокна в качестве материала для мачт.
Дополнительная экономия веса может быть достигнута путем выбора подходящих высокоэффективных волокнистых материалов для постоянной оснастки. Одним из поставщиков таких материал является компания Powerlite, которая производит оснастку с использованием соединения PBO. На веб-сайте компании есть хорошее описание преимуществ данного материала. Материалы имеют приемлемый расчетный срок службы, но их чрезвычайно сложно исследовать на ухудшение качества. Многие из них теперь включают встроенные тензометрические датчики для предотвращения / обнаружения повреждений.
Бегучий такелаж, как правило, изготавливается из гибких искусственных канатов. Выбор материала каната будет зависеть от нагрузки, размера, степени износа и предполагаемого использования, количества времени проведённого на воде и доступного бюджета.
Как и в случае с любой конструкцией, для каждого аспекта конструкции такелажа будет достигнут компромисс.
Износ такелажа
Износ бегучего такелажа достаточно легко заметить и без проблем это исправить. Слегка потертая веревка может быть приемлема для использования в качестве подвязки для паруса, однако была бы совершенно непригодна для подъема шкипера в беседку.
Для стоячего такелажа существуют методы анализа износа и коррозии, а также обнаружения трещин. Однако стоимость замены, как правило, будет намного меньше, чем потеря мачты. Брокер должен быть осторожным, если его попросят подтвердить клиенту, что конкретный стоячий такелаж будет “хорош в течение следующих пяти лет”. Общепризнанно, что каждые пять лет является разумным периодом замены для нормального использования яхты. Если четырехлетнее судно все еще имеет свой изначальный стоячий такелаж, новый владелец должен ожидать его замены в следующем сезоне или около того.
Читать далее — Мотосейлеры
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж