Обычное явление, когда яхты нуждаются в ремонте, эти мощные машины постоянно оказывают сопротивление не менее мощным водным потокам.
Лодки IMOCA 60, имеющие немало проблем с техническим оснащением, можно сказать, вышли из зоны риска. Решилось это путем применения однотипных элементов, проблемы с которыми возникали более часто. Плавники из стали фальшкилей и мачты теперь одинаковые у всего класса. Статистика говорит об удачности решения, семь лет назад с этапа были эвакуированы восемь лодок, в этом году – лишь одна.
Но это лишь одно из решений, массовые поломки сопровождают участников на всех этапах. Самым серьезным происшествием, пожалуй, было повреждение носа яхты А. Томсона Hugo Boss.
Представитель группы технического обслуживания команды Alex Thomson Racing в интервью рассуждал о проблеме: «Алекс своевременно обнаружил дефект носовой части Hugo Boss, взамен получил исчерпывающие инструкции о дальнейших действиях»
Проблема в виде искажения конструкции продольного силового элемента не является распространенной. Причины возникновения пока не выявлены – способствующих действий для появления неисправности во время соревнований не было. Когда нет понимания причины, сложно оперативно принять решение. Тем более, когда предмет, требующий его, находится в океане и каждую минуту может образоваться новая неприятность.
Шкипера в режиме 24/7 поддерживают судостроители и сотрудники технической службы. На борту имеется все необходимое, а специалисты, со своей стороны предоставляют подробные инструкции. Все выражают уверенность, что Томсон сможет справиться с задачей. Но сколько это займет времени, пока никто сказать не может. Его коллега и призер Figaro, Й. Риччом, верит в силу коллеги и прогнозирует решение проблемы за сутки. К сожалению, время пока работает против Алекса, из-за неисправности он пропускает погодное окно и эта ситуация, похоже, вынудит спортсмена отстать от лидера на тысячу миль. Конечно, это не приговор, но так хорошо начавшийся старт, может обернуться простой транспортировкой к берегу. Об этом вслух не говорит никто, но в данной ситуации нужно быть готовым к любому исходу.
Второй лидер Ш. Дален (Apivia): «Мы все надеемся, что масштаб бедствия не так уже и велик. Дай бог, Алексу справиться с этой бедой, это не должно выбить его из колеи, и он сможет закончить гонку. Все, что сейчас с ним происходит, дает дополнительную мотивацию и силы». Поддержка коллег, хоть и конкурентов, придает уверенности. Когда ты один на один с проблемой и водной стихией, приходится мобилизовать все свои силы.
Как одну из причин, называют рискованный маневр Томсона сквозь самый пик шторма «Тета», когда двое его соперников, напротив, успешно обошли его снаружи. Риск, в этом случае, был не оправдан. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское» – не о ситуации с лодкой Алекса. Иногда самоуверенность не приносит должного результата.
По комментариям специалистов, повреждение такого характера, несомненно, является следствием больших нагрузок при движении лодки на крыльях. Сильное сопротивление воды и удары о корпус – проблема типичная.
В предыдущих версиях модификации подводных крыльев они позволяли корпусу IMOCA 60 подниматься над уровнем моря выше, чем сегодня. Происходит это из-за оптимизации новых моделей, которая не дает корпусу яхты большого угла. Как следствие, более частое соприкосновение носа с волнами и чрезмерная нагрузка на него.
Томсон не единственный столкнулся с такими проблемами. Н.Труссэ на Corum, аналогично был вынужден усиливать носовую часть.
Новый лидер, в отсутствие Алекса, не избежал его участи. На старте у яхты заклинило фал мачты. Это не сверхнеобходимый предмет для гонки, но, если будет слабый ветер, носовые паруса увеличенного размера придется крепить, а океан не является местом, предназначенным для комфортного ремонта. Подходящих условий Руйян ждал не один день и в итоге разобрал фал. Мастерство оказалось кстати, спортсмен даже не потерял лидерства. Он по-прежнему впереди соперника на двадцать пять миль.
Но погода не спрашивала о планах лидеров, ветер изменился на слабый, и яхтсменам пришлось прокладывать путь, буквально, в очень узком проходе. А прогнозы имею особенность постоянно меняться. Такие обстоятельства, обычно, держат гонщиков в напряжении не один день. В итоге час пик наступил и ничего не оставалось делать, как пересечь зону этого тихого ветра.
Испытания совершенно не детские. Шкиперам приходится постоянно анализировать информацию, следить за приборами, снимками со спутников и просматривать сводки погоды.
У оставшихся двоих претендентов на победу, желание оставалось одно – закончить гонку в текущем статусе, не победить, а именно удержаться в текущем положении.