Общая информация
Древесина использовалась для строительства лодок и кораблей задолго до того, как римляне пришли в Британию, и до сих пор является очень широко используемым материалом в строительстве лодок. Развитие фанеры как конструкционного материала началось в 19 веке.
Только во время Второй мировой войны фанера стала широко использоваться в качестве строительного материала для лодок. Дерево, и особенно фанеру, всё ещё можно найти в конструкции большинства лодок, производимых сегодня, даже в тех, которые построены из ПАВ. Эти материалы до сих пор являются широко используемым для строительства лодок.
Термин «с обшивкой на шпангоутах» довольно часто используется, особенно в Соединенных Штатах, для описания конструкции, как из клинкера, так и для обшивки судна вгладь, хотя этот термин, вероятно, лучше использовать для описания лодки с обшивкой вгладь view.
Клинкер
Знаменитые корабли викингов были построены из клинкера, а метод строительства из клинкера, вероятно, был разработан в Прибалтике и считается североевропейским методом строительства лодок.
Главной особенностью клинкера является то, что нижняя кромка каждой боковой планки перекрывает доску под собой. Данный способ строительства судов имеет различные преимущества и недостатки. Корпуса получаются легкими (относительно деревянной лодки) и прочными, так как планки корпуса обеспечивают его прочность.
Для клинкерной лодки требуется меньше внутреннего каркаса и других структур, а швы корпуса обычно не конопатятся (или, по крайней мере, не должны). Благодаря этому и другим особенностям клинкер был практически универсальным способом строительства лодок, как гребных, так и парусных, до появления новых методов деревянного судостроения и ПАВ.
Клинкер также называют обшивкой внакрой (так как стяжки корпуса перекрывают друг друга), особенно в США.
Обшивка судна в гладь
При таком способе изготовления деревянных лодок все боковые планки корпуса располагаются на одном уровне с кромками, уложенными близко друг к другу, и конопатятся, чтобы обеспечивает гладкую поверхность. Традиционно конопатка изготавливается из пакли, а зазоры заполняются горячей смолой или другим водонепроницаемым материалом.
На протяжении многих лет это было основным средством как яхтенного, так и судового строительства.
Полосная укладка
В некотором роде данный способ похож на обшивку судна вгладь, однако в этом методе узкие полоски древесины, обычно кедра, укладываются параллельно поверх друг друга над временными зажимами. Эти доски затем склеиваются или прибиваются друг к другу, чтобы сформировать гладкий корпус. Такой тип корпуса не нуждается в герметизации.
Горячее прессование
Компания Fairey Marine стала первой кто стал использовать метод горячего прессования во время Второй мировой войны, в качестве метода конструкции для строительства деревянных аэропланов. Закрытая пресс-форма покрывается полосами шпона с помощью высокотемпературного клея между полосами сложенными внахлёст. Затем корпус вакуумируется и помещается в паровой стерилизатор. Все парусные лодки построенные компанией Fairey Marine от Fireflys до Atalantas, а также все известные моторные катера, за исключением судов ПАВ-производства, изготовлены методом горячего прессования.
Холодное прессование
В процессе холодного прессования используются отдельные полосы шпона, которые крепятся к зажимному приспособлению, а затем склеиваются. Клеи, используемые в этом случае, застывают при комнатной температуре, и этот метод был одобрен для любительского строительства, особенно в 1960-х и 1970-х годах.
Двойное диагональное переплетение
Конструкция с двойным диагональным переплетением связана с конструкцией холодного прессования и, в основном применяется, когда для создания структуры корпуса используются два слоя обшивки. Между слоистыми пластинами может быть использован лист промасленного ситца, и часто гниение этого листа вызывает разрушение корпуса.
Конструкция с двойным диагональным переплетением, как известно, требует много времени для ремонта, особенно если внутренняя планка слоения сгнила.
Остроскулый сгиб
С появлением фанеры появилась возможность строить лодки, прикрепляя фанерные панели к раме, чтобы получить корпус с острой скулой. Для такого типа конструкции будет использовано меньше обрамлений, чем для традиционных методов строительства корпуса
Сшей и склей
Сшей и склей, также иногда известный как скрепи и склей, это метод строительства, когда корпус изготавливается путем соединения листов фанеры вместе с помощью медной проволоки, которая затем склеивается с помощью полосок из стекловолоконной ленты и смолы. Любое армирующее обрамление затем устанавливается в корпус после его завершения.
Читать далее — Сталь
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж