Введение
Хотя металл используется для строительства лодок дольше, чем стекловолокно, он все же является сравнительно новым материалом по сравнению с древесиной. Первой документированной цельнометаллической лодкой была железная баржа под названием ‘The Trial’, построенная Джоном Уилкинсон в 1787 году на его новом металлургическом заводе в Уилли, недалеко от Брозли в Шропшире. Однако только в 1819 году в Фаскине на канале Монкландс к востоку от Глазго была запущена первая коммерческая самоходная лодка «Вулкан». Дальнейшее развитие было быстрым, и строительство железных корпусных кораблей от 200 футов и больше стало налаженным. Сталь постепенно заменила железо, поскольку она является более прочным материалом, и на сегодняшний день сталь продолжает оставаться основным материалом для судостроения.
Сталь является наиболее широко используемым судостроительным материалом в мире и довольно часто используется при производстве яхт и других малых судов. Сталь чаще всего используется при производстве больших парусных лодок и водоизмещающих моторных яхт
Для «обычных» прогулочных яхт сталь имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества
Сталь очень крепкий материал и незначительные повреждения не нанесут ему никакого вреда. Там, где легкое столкновение на яхте ПАВ-производства может привести к появлению трещины на корпусе или повреждению гелевого покрытия, для стальной яхты, вероятно, это обернётся только вмятиной.
Стальной корпус подходит для установки более прочных поручней или стоек, чем корпус из ПАВ-материала. На некоторых океанских крейсерах считается, что нужно прикреплять ремни безопасности к поручням – что невозможно на производственной яхте из ПАВ.
Стальную яхту значительно легче отремонтировать, чем судно из дерева или ПАВ. Кроме того, установка дополнительных водонепроницаемых переборок, лебедок или других аксессуаров намного экономичнее.
Недостатки
Стальной пластине подходящей для строительства яхты толщины, не так легко задать изящные изгибы или плавные поверхности. В результате стальные яхты имеют тенденцию быть более «угловатыми» по дизайну и не имеют плавных изгибов, достижимых для ПАВ-материала или даже web. В дорогих суперяхтах для данной проблемы нашли решение, покрывая корпус специальным наполнителем, который придаёт судну изящные изгибы.
Сталь начинает подвергаться коррозии с того момента, когда она выходит из доменной печи. Нанесённые покрытия и краски будут препятствовать развитию этой коррозии, но стальная яхта в конечном итоге станет кучей ржавчины. Вопрос только в том, как долго она протянет? Владелец стальной яхты должен быть готов к бесконечной битве с воздействием соленой воды на сталь. Если вы ещё не испытывали удовольствия от снятия всей мебели и фурнитуры со стального корпуса, а затем пескоструйной обработки полученного оголенного корпуса вы многое потеряли! Режим катодной защиты для стальной яхты крайне сложен и может даже потребовать активной системы.
Стальные яхты, как правило, не особенно маневренны по сравнению с конкурентами из ПАВ. Надежные мореходные качества достигаются за счет увеличения веса корпуса и надпалубных сооружений.
Строительство
Как правило, стальные суда изготавливаются из пластин, приваренных к стальным ребрам и соединенных друг с другом по краям. Палуба обычно крепится к тем же ребрам и строится после установки некоторых основных оборудований корпуса (таких как двигатель и топливные баки).
Читать далее — Алюминий (Алюминиевый сплав)
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж