Реально ли выжить в шторм? Пожалуй, отправляясь в море, океан, ни один из моряков не уверен в положительном ответе. Стихия всякий раз преподносит немало сюрпризов. Одних она отпускает, но многих моряков она беспощадно забирает в свои коварные «лапы». Представляем вниманию читателя рассказ, выживших в сложных условиях моряков, отправившихся покорять море на старом суденышке.
К слову, рассказ создан на основе подкастов «Дневники диких путешественников», которые создал австралиец Аарон Шэнкс. Однажды Аарон сам выжил в нечеловеческих условиях необитаемого острова. Будучи новичком в яхтенном деле, он едва не стал жертвой индийской мафии, даже спас девушку от рабства и пересекал океан на паруснике. Исландец Стефан Стефанссон стал героем, привлекшим его внимание. Мужчина отправился в море, не имея никакого опыта. В пути он встретил самую крупную акулу в мире, увидел, как выглядит 9-метровая волна. Несмотря на трудности, он не утратил надежду на пересечение океана и сделал это!
Мореходы-любители готовятся к плаванию
Однажды Дейн пришел к Стефану и спросил, готов ли тот отправиться в морское путешествие из Канады в Исландию. Дейна – опытный мореплаватель, прошедший на судне практически всю территорию Южной Америки. Кстати, сделал он это на лодочке, построенной отцом. Мужчина путешествовал много раз, обожал это дело и разбирался во многом. По этой причине у Стефана не оставалось сомнений, что перед ним «вырос» настоящий профессионал. Отправиться с ним в море, было все равно, что переплыть лужу. Так думал Стефан. Канадец был спокоен. Казалось, он просчитал все до мелочей, представляя Стефану план путешествия. При этом ему казалось, что круиз намечен на далекое будущее и больше смахивает на отчаянную мечту, которая вряд ли сбудется.
Стефан ошибался: через год он и его лучший друг Гисли получил приглашение от канадского мореплавателя-мечтателя. Тогда друзья поняли, что это неплохой шанс почувствовать себя настоящими мужчинами.
В тот момент Стефан плотничал, потому заранее поинтересовался у шефа на работе о предоставлении ему отпуска недельки на 2-3. Надо отметить, что исландская погода в это время года некомфортна. По этой причине путешествие перенесли на июнь. Встреча трех друзей состоялась в конце месяца. Все волновались и без устали думали о предстоящем морском походе. Стефан сел на борт самолета до Канады, и на первой же остановке он сошел с борта. Дело в том, что в странном городке Эдмиралс-Бич находилось судно Дейны. Яхта готовилась к отплытию для преодоления небыстро маршрута протяженностью в 2,5 тыс. км. В городке мужчина познакомился с приветливыми жителями. Кстати, живут они там рыболовством, мореплаванием, торговлей.
Между тем, лодка Дейны нуждалась в мелком ремонте. Возникла необходимость покупки нового двигателя. Требовался косметический ремонт и плотницкое вмешательство. В связи с этим в течение 4-5 дней мужчинам предстояло готовить лодку к плаванию. Красавица «Мелита» представляла собой надежное парусное судно, состоящее из древесного каркаса. Лодка была не большой, но крепкой для выдерживания шторма.
Наконец, судно готово! Канадец вначале решил проверить лодку и друзей, устроив пробный залив. Маршрут лежал в ближайший город Сент-Джонс. В этом населенном пункте предстояло заправиться топливом, провизией на две недели вперед. Такое обучение стало отличным уроком для Стефана и Гисли, не разбиравшихся в мореплавании. Дейна не скупился на объяснения в пути, он всегда отвечал на все вопросы соратников. По этой причине за пару часов друзья уже начали «считывать океан», управлять парусником, научились «читать» погодные условия. Стефану было трудно свыкнуться с мыслью, что он как бы шутя, стал частью огромного мира.
Дейна поразил друзей огромной любовью к лодке. Мужчина даже говорил о ней, словно о живом существе, заражая этим трепетным отношением. Постепенно коллеги уверовали в надежность этого «живого организма», прониклись к нему теплыми чувствами.
Из-за встречного ветра до города Сент-Джонс плыть пришлось с участием включенного двигателя. Пришлось установить дежурство по сменам: в течение трех часов нужно было работать, после – 6 часов отводилось на отдых в каюте. Всего путь занял 18 часов. Лодка изнутри представляла собой очень продуманную инженерную конструкцию. Проект подразумевал готовку еды на оборудованной мультиваркой кухне. Это быстрый способ приспособления еды. Автор проекта придумал и удобное размещение трех кроватей. В городке Сент-Джонс команда провела около 5 дней, ожидая попутный ветер, хорошей погоды у моря в буквальном смысле. Поскольку Дейна отвечал за путешествие как капитан экипажа, он закупал необходимые вещи. Стефан с Гисли бродили по городку, осматривая достопримечательности.
Поднять паруса, отдать швартовые!
Потянулись дни в открытом океана. В первые минуты Стефану казалось, что это идиллия, все опасения и сомнения были напрасны. Путешествие шло как по маслу. Полный штиль, единая гармония души с природой, отлично работающая техника судна – можно ли желать лучшего! По мнению Стефана, он никогда в жизни не испытывал такого наслаждения. Волшебство начиналось с первых секунд, когда капитан гордо поднял паруса. Это чувство не сравнить с тем, когда двигатель пытается «выжить» в бушующем гуле волн, ветра. Впервые в жизни друзья ощущали вкус истинной свободы.
С наступлением ночи чувство свободного самоощущения усилилось. Стефану казалось, что он единственный житель планеты Земля. Мужчина наблюдал за спокойными волнами могущественного водного пространства, любовался четко очерченной лентой горизонта. Стефан включил камеру, записал видео, так хотелось запечатлеть могучее безмолвие. Удивительное двоякое чувство! С одной стороны, человеку кажется: он властелин мира. С другой – маленькая ничтожная крупинка в необъятном природном царстве. Стефан неожиданно осознал нутром власть природы над человеком. В любую секунду ее «объятья» могли забрать человечка. Одновременно он ощутил немыслимое чувство единения с матерью-природой, ощутив себя ее ребенком.
Утро прервало приятный ход мыслей, ощущений. Несмотря на спокойное настроение океана, отсутствие кораблей-облаков в небе, полное чувство уверенности Гисли и Стефана в обретенном профессионализме, нечто нарушило идиллию. В лодку врезался предмет, сопровождаясь глухим неприятным звуком. Что случилось? Осмотрелись – в радиусе ни одной лодки. Взглянули за борт: огромная китовая акула «нарезала круги» вокруг парусника! Самый крупный обитатель среди акул с белыми пятнышками на спине облюбовал лодочку. Надо отметить, крайне редко удается ее увидеть исследователям.
Еще с полчаса команда стояла на палубе, разинув рты, и затем бурно обсуждая событие.
Море полно сюрпризов
Четвертый день круиза принес немало волнений. Началось с ненастной погоды. Ветер решил переменить характер с попутного на встречный. В итоге парус не поддавался легкому управлению. Более того, топливный ресурс приходилось экономить. Запасы горючего были рассчитаны на полпути. По этой причине друзья по-прежнему питали надежды на силу ветра. Срыв главного паруса – неожиданное препятствие на пути. Несмотря на фиксацию паруса Гисли, в смену Стефана крепление сорвало. Без Дейны друзьям не представлялось возможным путешествовать и управлять лодкой в одиночку. Стефан позвал «кэпа» на помощь. Команда приняла решение остановить лодку, использовать в нужных участках клеевой состав, выждать время высыхания. Затем мужчины намеревались продолжать путь.
Сказано-сделано. Лодка на маршрут вышла, однако спокойствие в душе сильно пошатнулось. В голове проносились разные мысли. Стефан беспокоился, надежно ли они подлатали судно и выдержит ли он следующий подобный удар природы. В результате чувство Стефана не обмануло. Ситуация усугубилась сообщениям по радио о надвигающемся шторме. Буря шла прямо на парусник. Во время усиления ветра команде приходилось включать двигатель, пытаясь «пробурить» ветровой заслон.
В борьбе стихии с бедной «Мелитой» последняя проигрывала, несмотря на отчаянные попытки выжить. Дейна в конце дня смилостивился над «Мелитой», решив сделать вынужденный привал. По наблюдениям Стефана, цель Дейны состояла в выставлении парусника на волны. Очевидно, такие меры предпринимаются в штормовых ситуациях. Измотавшиеся от борьбы, порядком выбившиеся из сил, члены экипажа ушли спать. Утро преподнесло очередной нюанс.
Море негодовало, шторм усилился в разы. Повсюду слышался неприятный звук от колыхающихся, натянутых подобно гитарной струне веревок мачты. Стефан пожалел, что выглянул из каюты. В округе господствовали по палубе десятиметровые волны. Где горизонт? О полоске горизонта можно было только мечтать. Казалось, природа стерла границы небес, моря, палубы. Одна сплошная пена белоснежного цвета, брызги подобные метели – все, что видел Стефан в страшнейшие в его судьбе минуты. Мужчина нащупал в кармане телефон со спутниковой связью, судорожно набрав номер отца.
Однако Стефан принял этот шторм за обычное явление, потому отца пугать не стал. Он лишь слегка намекнул о «небольшом шторме». Стефан сохранял самообладание, пока не встретился лицом к лицу с Дейной. Выражение лица опытного мореплавателя исказилось в ужасной гримасе. Видимо, раньше таких волн ему видать не приходилось. В этот момент Стефан и Гисли тоже испытали ужас, страх, беспомощность перед властью стихии.
Жалкие попытки включить мотор терпели фиаско. Оставалось ожидать участи: погибнуть или быть помилованными Посейдоном. По веревкам команда определяла высоту надвигающейся волны. Веревки трещали, с приближением волны треск слышался практически, не прерываясь. Зачастую суденышко выносило на пик волны. На этой вершине воды ветер становится невыносимо свистящим. Барабанные перепонки едва выдерживают звуковой натиск. При опускании к «днищу» волны устанавливалась гробовая тишина, повергая человека в шок. Стефан усердно взывал о помощи небеса, «засыпал» небесную канцелярию просьбами уберечь лодку. Творящееся вокруг месиво волн с песком и пеной казалось кадром из фильма-катастрофы.
В эти дикие минуты адских ощущений члены команды переживали ситуацию молча. Пригодился бы хороший тренинг от психолога. В определенный момент страх усилился настолько, что Гисли и Стефан легли на пол, закрыв головы руками. Вдруг автору рассказа вспомнились слова Дейны о надежности суперлодки, способности пережить любые шторма.
SOS или спасайся сам?
Целых 12 часов прошло с начальных минут шторма. Положение дел продолжало усугубляться. Волны, казалось, намереваются разнести палубу в щепки. Подобно зубам свирепствующей акулы волны на полной скорости врезались в палубную поверхность. Палуба блестела: хорошо постаралась юнга-природа! Членам команды необходимо было быстро принимать решение. В планы друзей Стефана и Гисли не входило расстаться с жизнь ради куска дерева. Мужчины приготовились бежать с судна. Достаточно одного нажатия на кнопку «SOS» на специальном устройстве с рассылкой сообщений окружающим судам о спасении. Осталось сложное: предстояло уговорить Дейну, влюбленного в «Мелиту». Лодка без сомнений значила для капитана память об отце.
Поначалу Дейна сомневался, ведь спасательную операцию проводить в сложившихся условиях сложно. В результате раздумий Дейна вынужден был согласиться на призыв о помощи. Стефанссон пил валерьянку, нажимая на кнопку «СОС». Некоторое успокоение этой действие принесло. Прибор стал успокоительной «таблеткой» или способом завершить компьютерную игру. В голове пронеслись картинки с кучей спасательных вертолетов, профессионалов. На самом деле истина оказалась далекой от мечтаний, представлений.
На связь вышел патруль береговой охраны. На том конце провода ребята заявили, что к лодке выдвинулось «небольшое летательное судно». Как?! Где же профи с «вертушками»? Сердце упало, когда в трубке прозвучало: ожидайте в течение 2 часов… Стефанссон не представлял способ спасения судна маленьким «кукурузником». Волны продолжали отчаянно «грызть» борт. Наконец, прозвучал рев долгожданного мотора.
Пилот говорил с командой спокойно. Для него спасение утопающих выглядело привычной операцией, словно обычный день в офисе для служащего.
Командир авиакорабля выбросил утопающим надувные спасательные шлюпки. Средства быстро раскрылись, чуть коснувшись водной поверхности. Шлюпки необходимы в случае разрушения парусника. Следующим средством с борта самолета оказался якорь, подводный парашют. Миссия парашюта сводилась к замедлению скорости движения яхты в плохую погоду в случае невозможности использования якоря. С подобным арсеналом экипаж получил шанс пребывать в стабильном состоянии. Однако вытаскивать из воды экипаж в планы пилота не входило. Проконтролировав доставку плавсредств в течение 40 минут, самолет улетел, не обещая вернуться. Учтивый пилот пожелал удачи в нелегком сражении со стихией.
Тем временем с экипажем тонущего судна связался грузовой лайнер, проходивший недалеко от места катастрофы. Капитан пообещал помощь через 11 часов. Оставалось выбираться самостоятельно!
Из последних сил
Команда порядком настрадалась. Лодку и мысли бросало, словно мяч. Гисли вдруг запаниковал. Очевидно, его терпение лопнуло. Он кричал, что ни одно судно их не вытащит, даже «гигантский чертов корабль». Стефанссон осознавал правду: в случае опрокидывания лодки шансы на спасение ничтожно малы. Одно неправильное действие чревато крушением, гибелью.
Неожиданно «на горизонте» мелькнул корабль. В голове назрел план: корабль остановить. Он должен дождаться, когда суденышко прибьет к его бортам. Затем по веревочной лестнице экипаж поднимется на судно-спасатель. В случае падения одного из членов команды спасатели кинули бы сетку. Дейна оказался прав: спасательные мероприятия слишком рискованны.
Сил не осталось, нервы на пределе. Стефан сомневался в прочности тонкой веревочной лестницы. Пугали гигантские габариты корабля. Громадина поднималась высоко от ветра, оголяя моторный винт. Страшные звуки усиливали чувство страха. Неужели это ловушка?
Напугал момент разрыва одной из спасательных шлюпок, попавших под винт. К счастью, яхту уже прибило к борту. Промедление грозило команде участью шлюпки. Команда корабля-спасателя подала лестницу из веревок. Стефан полез первым. Ключевой сложность оказался расчет времени на прыжок и фиксацию к лестнице. Волны по-прежнему не хотели отпускать яхту с участниками «вояжа», усиленно раскачивая в стороны бедное суденышко.
Стефан благодарен судьбе за серфинг. Благодаря определенным навыкам, мужчина научился угадывать настроение океана. Лестница повисла в 1,5 м от серфингиста. Мужчина не растерялся, запрыгнул, крепко уцепившись в конец веревочной лестницы. Трудно представить реалистичность ситуации. Неопытный моряк чувствовал себя киноперсонажем, отчаянно борющимся за жизнь. При этом картина слишком реалистична, погружает в самую гущу событий. Карабкался он 30 секунд, показавшиеся Стефанссону вечностью. Участники действа застыли в ожидании. Гисли ловко взобрался по лесенке, как и Дейна. Оказавшись на палубе большого корабля, ребята почувствовали под ногами твердую поверхность. Впервые за долгое время приятное чувство ощущения твердой почвы посетило их.
Здравствуй, жизнь!
Корабельная команда предоставила теплую каюту. Удалось вкусно поесть, обогреться. В душе Стефан ощущал некоторое смущение, стыд из-за ситуации, в которую попали моряки-дилетанты. С другой стороны, мужчина в первый раз за последние сутки почувствовал вкус счастья, полной безопасности. «Морские волки» тоже ощутили радость от спасения людей. Ни один член команды не спросил, что толкнуло отправиться в океан на деревянной старой лодке.
Невзирая на случившееся, Стефан счастлив оказаться в море даже в шторм. Он не считает идею переплыть большое расстояние дурным замыслом. Подготовка прошла в нормальной обстановке, команда учитывала погодные условия. Выходя в океан, участники морского круиза просчитывали разные исходы, проговаривали риски. Океан полон неожиданностей, потому так вышло.
Предугадать окончательный результат путешествия не в силах даже самый опытный мореплаватель.
Человеку свойственно проходить через жизненные испытания. Если не пытаться выходить за пределы собственных возможностей, жизнь пройдет скучным монотонным образом. Опыт такого плана, признается Стефан, многому научил. Выживание, борьба со стихией, честность с самим собой мотивировал пересмотреть привычки, образ жизни. Мужчине пришлось пережить самые трудные минуты в жизни, когда требовалось выжить. По словам Стефана, он благодарен судьбе за круиз необычного формата. Иногда человеку стоит приблизиться к смерти для того, чтобы начать жизнь заново, с чистого листа.