Для совершения удачной покупки малой крейсерской яхты необходимо отличное чувство баланса между самыми разными ее параметрами. Мы хотели бы поделиться кратким перечнем советов, которые сильно упростят процесс выбора и помогут найти судно, действительно способное полностью удовлетворить ваши запросы.
Особенности современного рынка
Последние десять лет та часть яхтенного рынка, которая занимается производством и реализацией малых крейсерских судов, переживает самый настоящий расцвет. Во многом это связано с широким функционалом яхт подобного типа, являющих собой компромиссное решение при разносторонних требованиях покупателя к приобретаемому судну. Так как крейсера привлекают к себе далеко не самую богатую аудиторию, помимо уже ставшего классическим вопроса о соотношении комфортабельности и ходовых качеств яхты, поднимается и еще один, связанный со взаимоотношениями ее цены и качества.
Современный рынок наполнен множеством компаний, которые готовы предложить вам абсолютно новые суда, сравнимые по ценнику с «бывшими в употреблении». Однако зачастую подобная стоимость достигается за счет сильно урезанного оснащения и низкого качества заводской сборки. Еще сильнее выбор может осложнить отсутствие серьезного парусного опыта у покупателя, равно как и отсутствие опыта работы с частными судами в принципе.
Далеко не каждый новичок сможет в полной мере понять особенности судна, о которых предупреждает его стоящий на яхте ценник.
Большую часть малых крейсерских лодок можно условно разделить на пару больших групп. В первую входят суда, попадающие в интервал длин от пяти с половиной до семи с половиной метров. Их, как правило, производят небольшими сериями, от двух до шестнадцати за год. Для них характерно достаточно неоднородное качество постройки, и нередко они сильно различаются между собой оснащением и использованными в процессе производства деталями. Ни внутренняя система обстройки, ни детали электрооборудования на них не стандартизируются, и каждый раз подбираются с нуля на основании запросов покупателя.
Использование подобного подхода позволяет компаниям серьезно снижать их общую стоимость. Особенно хорошо такая система прижилась у фирм, работающих на территории Польши. В противоположность им, малые крейсерские суда, созданные более крупными и стабильными организациями, значительно превосходят их по цене, и могут обладать при этом достаточно скупым внутренним убранством. Это компенсируется уровнем их качества и надежности, который достигается за счет применения многократно отработанных технологий.
Далее мы немного шире раскроем вопросы, связанные со сложностями при выборе нового судна, и, проанализировав все ключевые требования к новому судну, постараемся дать общую картину того, как именно должно выглядеть малое крейсерское судно стоимостью ниже двадцати пяти тысяч евро. Нужно также знать, что большинство официальных сертификатов и требований в данном сегменте яхтенного рынка почти не имеют значения, так как зачастую представляют собой весьма условные списки общих пожеланий к судну, лишенные детализации и конкретики. Ярким примером может послужить список общеевропейских требований к судам С-класса, почти не контролирующий уровень качества итогового продукта, что мгновенно аннулирует весь его смысл. Не стоит рассматривать европейскую систему сертификации как помощника-консультанта при выборе нового судна, так как она, в лучшем случае, только еще больше вас запутает.
Еще одной особенностью рынка малых крейсерских яхт является существование огромного количества компаний-однодневок и самых разнообразных дилеров. Они, конечно, в теории смогут вложить в ваш проект больше сил и времени, так как им не приходится поддерживать широкую сервисную и производственную сеть, однако и гарантий их оперативности при выполнении заказа вам никто не даст.
Проверка надежности корпуса
Дьявол сокрыт в деталях, и, даже если на первый взгляд корпус судна не вызывает сомнений, существует ряд мелочей, к которым стоит приглядеться повнимательнее.
Большая часть небольших крейсерских судов обладает монолитными пластиковыми корпусами их полиэфирных смол, при изготовлении которых, как правило, применяется ручное ламинирование. Активное применение вакуумных или инфузионных процессов при сборке является достоянием достаточно узкого круга верфей, а использование пенопластовых наполнителей вообще встречается только у моделей, ориентированных на спортивную деятельность.
Если вы обнаружили слой винилэфирных смол, нанесенных на подводную часть судна, то можно считать это хорошим знаком – фирма явно проявляет должное внимание к качеству своей продукции, и шанс появления осмоса на такой яхте будет достаточно низким.
Некоторые производители идут дальше, и могут даже предложить гарантию до пяти лет на его отсутствие.
А вот обнаружение следов ручной полировки свидетельствует уже об обратном – если бы используемая при производстве матрица была надлежащего качества, никакой «доработки напильником» бы не потребовалось, а борта и так обладали бы отличным глянцевым блеском.
Еще одним важным критерием является жесткость корпуса – при размещении судна на трейлере в точках соприкосновения бортов с держателями не должны появляться прогибы или местные деформации. Если лодку строили впопыхах, излишняя мягкость корпуса может привести к разрушению «мокрых угольников» рядом с приформовкой переборки. Обычно это связано с тем, что материалу корпуса не дали как следует постоять после процедуры ламинирования – полиэфирная смола становится тверже с течением времени, и если ей его не предоставить, судьба только что выклеенного корпуса может сложиться крайне печально.
Идеальным вариантом является использование специализированной печи, в которой корпус выдерживают при повышенных температурах; ее применение как бы «расслабляет» борта судна, освобождает их от скопившегося напряжения и выводит несвязанные пары стирола из свеженанесенного ламината. Однако подобное оборудование достаточно дорогостоящее, и обладают им только крупные производители.
Вся внутренняя сторона корпуса лодки обязательно должна быть тщательно, без малейших зазоров, покрыта топкаутовыми смесями. Сногсшибательного глянца здесь особо и не требуется, равно как и возможности видеть в покрытии бортов свое отражение, но и незакрытых торчащих пучков волокон быть не должно.
Если таковые присутствуют, стоит проверять другие элементы судна с повышенной внимательность.
Качество секционного деления
Именно здесь зачастую всплывают ошибки, совершенные производителем при сборке, а также плохая организация вентиляционной системы.
Если вы обнаружили сетки волосяных трещин, расположенные около опорного аппарата релингов или мачты, вы можете с уверенностью сказать, что на укреплении данных участков палубы производитель явно сэкономил. Мачту стоит проверять особенно тщательно – она буквально притягивает к себе подобные дефекты, причем совершенно неважно, установлена она на палубе или идет через помещение салона.
Для ее укрепления лучше всего применять переборку или рамный шпангоут, так как они проходят прямо под ней. Трубчатые подкрепления, которые являются более дешевым способом повысить надежность данного участка, могут печально сказаться на общей надежности судна.
Еще одним важным моментом является наличие у носового якорного ящика системы слива накапливающейся в нем воды.
Если проверить качество соединений у корпусных секций не удается из-за закрывающего их резинового привального бруса, стоит внимательно осмотреть кормовую часть судна – там последствия склейки обнаружить значительно проще.
Парусное вооружение
То, что качество штатного комплекта парусов обычно варьируется на недорогих судах от средненького до плохого – стало почти что аксиомой, и вряд ли сможет у кого-то вызвать удивление. Однако наиболее бюджетные линейки малых крейсерских яхт все же иногда могут шокировать своего потенциального покупателя тем, что компания-производитель гордо называет «оснасткой».
Ни для кого не секрет, что большинство верфей, будь то крупные производители или упомянутые выше фирмы-однодневки, стремятся максимально «оптимизировать» процесс постройки судов, и именно парусное вооружение всегда первым идет под нож. При его проверке стоит обратить свое внимание на несколько моментов: во-первых, на частоту размещения кареток рядом с гротом, где используются сквозные латы, а во-вторых – на качество ликтросов, где может быть использован дешевый и быстро растягивающийся полипропилен. Также стоит проверить надежность усиления рядом с риф-шкентелями и латами-карманами, да и толщину парусов не стоит оставлять совсем уж без внимания.
Нередко производители экономят материалы на стакселе, поэтому стоит проверить широту диапазонов перемещений кип у стаксель-шкота, и убедиться, что он имеет достаточно контроля над формой стакселя. Когда вы выйдете в море для тестирования судна, внимательно следите за перемещением стаксель-шкотов, и постарайтесь проверить их взаимодействие с формой стакселя на максимально крутом к ветру курсе.
Еще одной точкой интереса является расположение вант: если они разнесены слишком широко, это серьезно уменьшит площадь стакселя. На его положении может сказаться и высота размещения барабана закрутки. Все вышеперечисленные пункты приведут к серьезному уменьшению рабочей поверхности паруса, и он на практике окажется значительно меньше, чем вы могли предположить, рассматривая передний его треугольник.
Проверка балласта, киля и шверта
Нет ни одного другого класса судов, который страдал бы от повреждений килевого механизма так сильно, как страдают от него малые крейсерские яхты. Надо отметить, что после приобретения судна дороги назад тут уже не будет, и произвести доработку руля на нем не получится.
Сегмент малых крейсерских судов включает в себя самые разнообразные лодки – есть в их числе и чистые швертботы, и килевые яхты. Пожалуй, наиболее распространенной моделью являются конструкции с тяжелыми стальными швертами и размещенным внутри балластом, что гарантирует максимальную устойчивость судна. Производство подобных лодок стоит относительно недорого, а перевозить их с места на место крайне легко. Но есть у них и некоторые недостатки: из-за высокого расположения центра тяжести и немалого водоизмещения, их ходовые качества оставляют желать лучшего.
Поэтому некоторые польские фирмы выпускают сегодня достаточно интересный компромиссным вариант крейсера, совмещающий в себе элементы швертбота и килевой яхты.
Если судно обладает внутренним балластом, следует проверить надежность его крепления к корпусу или, если речь идет о трейлерных яхтах, к нескольким специальным фиксируемым поддонам. Наличие свободно расположенных элементов балласта – это грубое нарушение техники безопасности! В случае, когда основным компонентом внутреннего балласта является смесь из металлических гранул, он должен быть полностью покрыт смолой, которая склеит его в единую с корпусом конструкцию с ровной и удобной для очистки поверхностью. Балласт из металлических блоков также должен быть обработан смолой.
Чтобы выдавать соответствующий КПД на лавировке, и рулевая система яхты, и ее киль должны обладать правильными и симметричными профилями. Навесной откидывающийся руль, столь часто встречающийся на современных крейсерах, обязательно должен быть полностью погружен. В идеале, управление стоящими на пороге взятия рифами должно с легкостью осуществляться усилием нескольких пальцев, положенных на румпель.
Требования к обстройке судна
Разумеется, частные элементы внутреннего обустройства крейсера – это целиком и полностью дело вкуса, и заказчик может разгуляться здесь на полную. Однако действительно удачные конструкции судов имеют ряд некоторых минимальных требований, которыми не стоит пренебрегать.
Большинство компаний-производителей, пытаясь сэкономить на всем, на чем только можно, как правило, организуют обстройку на судах максимально дешево и сердито: элементы интерьера выклевываются из стеклопластика единым блоком, а затем надеваются на корпусные секции как защитный чехол. Затем на судно устанавливают дверцы и створки для шкафов, которые чаще всего изготавливаются из дубовых или буковых панелей. Значительно реже применяется вишня и красное дерево.
Недостатки подобной конструкции очевидны: из-за труднодоступности основной обшивки судна в материале обстройки приходится создавать технические вырезы для прямого доступа к ней. Плюсом же является соотношение между ценой и качеством готового продукта, так как за весьма незначительную сумму заказчик получает аккуратную и не требовательную обстройку, которую затем сможет покрыть обивкой или декоративными элементами. Но не дай Бог фирма-производитель накосячила, забыв установить пару кабелей или плохо выполнив монтаж водяной проводки – всей красоте тут же придет конец, так как для исправления этой оплошности придется выдирать обстройку с мясом, к тому же рискуя при этом нанести непоправимые повреждения корпусу яхты.
Поэтому всегда обращайте внимание на количество инспекционных лючков. Они – гарантия сохранность скрупулезно созданного вами интерьера.
В моделях, где конструкция капсулы обстройки вообще лишена инженерных люков для доступа к настилу и закрывает дорогу к камере с внутренним балластом, проблем может быть еще больше. Капсула обстройки все равно не является полностью монолитным блоком и места ее соединения с обшивкой судна так или иначе будут пропускать воду, появляется вероятность образования небольших водяных скоплений в свободных областях промеж двух пластиковых оболочек. Это не является проблемой в летний сезон, однако с наступлением холодов вода замерзнет, а пластик начнет сживаться. Как итог, новенькое судно может очень быстро получить несовместимые с жизнью повреждения.
Бортовое оборудование
Комфортность пребывания на борту судна очень тесно связана с качеством и удобством расположения бортовой техники. Пройдемся по наиболее распространенным ее дефектам.
Бюджетные линейки малых крейсерских лодок имеет, как правило, крайне скромную комплектацию. Отчасти и потому, что небольшое судно физически не сможет нести на себе несколько тонн оборудования. Проблема пресной воды на них обычно решается переносной канистрой и ножной помпой под раковиной. Однако, если заказчик хочет получать от своих путешествий чуть больше удовольствия, стоит заранее договориться об установке штатного водяного танка, который обычно и доплаты-то не требует.
Когда водопроводная инфраструктура на борту выражена чуть более ярко, и представлена в виде полноценного умывальника, стоит проверить качество системы вывода сточной воды за пределы судна и надежность ее клапанов. Изготовлены они должны быть из нержавейки, а уровень расположения фитингов обязательно должен располагаться выше КВЛ.
Расположение газовых плит и питающих их труб обязано отвечать хотя бы минимальным стандартам безопасности. Даже в случае, когда система подводки сделана гибкой, основная несущая ее часть должна сохранять жесткость. Редукторы, рассчитанные на давление ниже тридцати миллибар на судне использовать нельзя, а если их установила верфь – можно с чистой совестью требовать замены.
Также грубыми нарушениями является отсутствие отдельного запорного крана и вентиляции в отсеках с газовыми баллонами.
Проверка электрооборудования
На большинстве современных яхт небольшого размера все электрокоммуникации выносятся в отдельный маленький отсек, где на компактном распределительном щитке через систему плавких предохранителей проходят провода, запитывающие все энергопотребляющие элементы судна. По судну они проведены через кабель-каналы или жгуты со специализированными креплениями. Использование традиционных клемм, характерных для домашней сети электропитания, в рамках яхты недопустимо.
На сегодняшний день электрооборудование на борту среднестатистической яхты включает в себя: батарею, водяную электрическую помпу, внешние прожекторы, лампы в каюте на носу судна и в салоне. Батареи почти всегда представлены несколькими свинцовыми аккумуляторами, исключение составляют только швертботы: из-за риска кантовки там применяются только AGM, обладающие повышенной герметичностью.