В 2020-м произошла невероятная история в морской сфере – мир отмечал два века со дня величайшего открытия антарктических земель. Русские экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена известны в мировом историческом формате. Ими гордится страна, мир отважных моряков и исследователей, чьи умы будоражат жгучие снега и глыбы льда. В честь такого события яхтсмены решили покорить кругосветку на бермудском кече «Сибирь». Под парусами команде предстояло пройти по тому же пути, что и великие первооткрыватели.
Как все начиналось: воспоминания яхтсмена
На дворе стоял октябрь 2018 года, когда на Мальорке яхта «Сила Сибири» села на мель. Что произошло дальше? Капитан команды Сергей Щербаков две недели пребывал на судне, наблюдал воочию за спасательной операцией. Лодку сняли с камней, залатав пробоину. Затем пришло время надувных плавучих понтонов. Дальнейшая судьба судна зависела от гениев в ремонтной мастерской в марине. Но только ремонтировать лодку не стали, ведь восстанавливать корпус пришлось за более чем 1 млн. евро. Сумма не оправданная и непомерная для хозяина. Так что собственник продал лодку обратно на верфь, где ее произвели. Турецкие мастера надеялись все же привести катер в порядок, да так и не решились.
Две яхты Щербакова должны были участвовать в гонке, планируя стартовать на «Сибири» из порта Омска, затем перебраться на «Силу Сибири» в Салехарде, в дальнейшем отправившись в кругосветное плавание вкруговую по Арктике, антарктическим землям. Первый катер подвел, значит, «Сибирь» продолжит путь одна, и все надежды яхтсмены возлагали лишь на нее. Только это было при всем желании нереально осуществить.
Плохо, потому что лодки разные по сути: у первой – водоизмещение 108 тонн, у второй – 8 т. Ощущается разница? «Сибирь» фактически лодочка, а «Сила Сибири» гигант. Но увы…«экскурсию» в Антарктиду пришлось отменить. Хотя станция «Беллинсгаузен» все же маячила впереди, грея душу надеждой на встречу. Яхтсмены планировали прибыть в эти места 28 января 2020 г.
Дальнейшие планы
Отсюда команда собиралась пересечь пролив Дрейка, даже два раза: от берегов Южной Америки до «Беллинсгаузена» и обратно. Путь домой лежал по Тихому океану вдоль американских континентов, минуя воды Берингова пролива, прокладывая водную тропу по Северному морскому пути до Омска.
В июле планировали отплыть из столицы Сибири, прибыв в конце августа в город Петра. Из-за покрытия Обской губы льдом раньше в северной столице оказаться не удавалось. Лед уходит, позволяя только в конце месяца отплыть. Но Карское море тоже закрывается ледяным покрывалом. Яхтсменам нужно было его пересечь.
Сделать это можно было двумя способами: через Карские ворота или войдя в Югорский шар.
Баренцево море радовало возможностью свободы передвижения. Льда в это время там не ожидалось. В августе нужно было преодолеть западную поверхность Карского моря. Впереди ждал Беломорско-Балтийский канал, Белое море для экономии времени, чтоб не пришлось идти в обход Скандинавии.
В конце лета матросы задумали прийти в марину на Неве, откуда маршрут был построен, следуя «тропе» великих исследователей, стартовавших 16 июля по новому стилю. И в этот день (4 июля по старому календарю) спустя 200 лет началось великое путешествие-2. Несколько яхт пришвартовалось у старта, которые должны были пойти в Балтику, на Северное море и Ла-Манш. Дальше ждала непокорная свободолюбивая Атлантика.
Во французском Бресте уже стояла лодочка, готовая принять подуставший к тому времени экипаж. Вдвоем яхтсмены планировали пойти на Канарские острова, где бывал Беллинсгаузен, и перейти в Бразилию в акваторию столицы и пролив Дрейка.
Подготовительные этапы тяжелой работы
«Ранение» корабля «Сила Сибири», на которую рассчитывали яхтсмены, очень расстроило. Пришлось менять планы, полностью перекраивая технические моменты. Кеч был приспособлен к суровым условиям, оставалось лишь дополнить его солнечными батареями. Опреснители, иное прогрессивное техническое оборудование на яхте находилось на борту в надлежащем виде, предусмотренном производителем. На «Сибири» же пришлось докомплектовать экипировку.
Кто отвечал за финансы?
Бесценный опыт команды – победа в гонке на президентский грант. Хотя заявку команда подавала на «Силу Сибири», рассчитывая на этот парусник. Да только пришлось изменить планы, перенеся основной удар на «Сибирь». Благо Фонд президентских грантов допустил эти изменения, ведь программа не предусматривала модернизации. Общение с журналистами, руководством портов, график оставались по-прежнему в планах.
В рамках расходования гранта нужно поддержать соотечественников за границей и придерживаться плана общественной дипломатии. В этой задаче помогал МИД, организуя встречи в портах, где делали «привал». Подготовка судна корректируется, хотя сама программа остается в неизменном формате.
Планируя подготовить «Силу Сибири» в городе на Неве, яхтсменам нужно было подумать о размещении членов команды, рабочих моментах в этом городе. Базовая подготовка шла в Омске, и приходилось экономить на суточных расходах. Сбережения пойдут на закупку техники на борт. Фонд президентских грантов полностью расходную статью не покрывает, но на половину средств вполне можно рассчитывать. Государство выделило 10 млн. рублей, рассчитав их расходование на 13 месяцев. Но финишировать команде нужно в 2020-м, потому спас бы второй грант. Капитан Щербаков подал заявку с этой целью.
Главное условие для его получения – выполнить все условия задачи.
Яхтсменам удается путешествовать благодаря софинансированию от Фонда поддержки спорта «Сибирские парусные экспедиции». Это основная компания, где открыт спецдепозит, и Фонд президентских грантов пополнил этот счет. Денег хватает пока на первый этап, после отчета произойдет перечисление второго и третьего этапа. Каждая копейка на счету, потому отчитываться надо строго согласно регламенту.
Что с яхтой сейчас?
Яхта пока была в разобранном виде, ведь предстоит дополнить ее оборудованием. Мастера трудятся на ней круглосуточно почти, не зная праздников и выходных. Работают яхтсмены, волонтеры. К тому же, по условиям гранта необходимо соблюдать публичный регламент.
В Питере, в столице страны, в Омске команда уже провела ряд мероприятий. Предстояло осуществить то же самое в Новосибирске и на красноярской земле. Событий вперед много, в том числе и после старта.
Сложные моменты
От уровня подготовки зависит исход грандиозной регаты, и нельзя назвать эту работу легкой. Но главное – дефицит времени. Сергею Щербакову не привыкать готовить экспедиции, да только всегда сложное это дело. Теперешняя подготовка куда сложнее и ответственнее, чем в былые времена. По его мнению, победа – полдела. Груз ответственности за доверие со стороны государства и болельщиков нести на плечах намного тяжелее. Буквально каждая минутка на счету. Планирование – вот главный ключик к успешной подготовке. Около 98% уходит на приготовления, сама же экспедиция пролетает как приятное мгновение, ощущается как сладкий десерт после праздника.
К сожалению, мешает в деле бюрократическая махина, ожидания. Чиновникам спешить некуда, их день идет и для них этого достаточно. Вот это отнимает большую порцию сил, нервов…
Тогда поступило 60 заявок от яхтсменов, желавших участвовать в кругосветке. Причем эти люди были готовы работать безвозмездно! Но лодка просто не в состоянии поместить столь большое количество гонщиков. Яхтсмены претендовали на конкретный этап в регате. К примеру, некоторые хотели дойти до Севморпути, пройти по нему до Салехарда, стартуя в Провидении. Только костяк этих людей составляли гонщики, мечтавшие покорить Антарктиду, попробовать себя в суровых условиях. Но требовалось лишь 6 или 8 членов команды. Причем четверо принадлежат к базисной команде, которая не подлежит замене. Эти люди знакомы с лодкой, как со своими пятью пальцами. Альтернативы им нет.
Лишь два или максимум четверо могли подняться на борт в качестве дополнительного коллектива.
Как попасть в команду покорителей Антарктиды?
Коэффициент полезного действия на борту – основная мера весов при выборе яхтсмена, который пуститься в кругосветку. Кто работает, тот выходит в море – таков краткий девиз команды. Люди должны сладить между собой, новичку нужно время привыкнуть, и команде тоже придется сдружиться с новым членом экипажа. Снова надо время!
В замкнутом пространстве не все люди ведут себя одинаково. Порой несовместимость становилась причиной «раздрая» в командах. Поработав плечом к плечу на борту до старта в ходе подготовительного этапа, люди узнают друг о друге больше. Сергей Щербаков утверждает, что при желании всегда можно выбраться в Омск, поработать с матросами и шкипером на лодке. В ходе подготовки удается распознать человеческий характер, притереться друг к другу. «Хотят» все, но ну нужно уметь делать что-то конкретное.
Ожидаемый этап
На вопрос, какой самый ожидаемый этап в кругосветке для Сергея Щербакова важен, он ответил так. Кругосветка похожа на гармоничный лоскутный ковер. Если убрать один кусочек, нарушится вся геометрия рисунка.
Команда Щербакова планировала пройти там, где она бывала прежде. Это нескучный этап кругосветного плавания. К примеру, экипажу уже удавалось посетить западную часть Североамериканского континента. Теперь интересно вернуться и посмотреть на изменения, произошедшие в последний период.
В прошлом походе матросы познакомились с единомышленниками и надеялись на повторные теплые встречи. Пролив Дрейка немного пугал. По словам Щербакова, на этом участке Земли важно особенно проявить характер, внимательность, чуткость к настроениям погоды. Потому и подготовку к этому отрезку дистанции предстояло провести глубокую. Хотя остальные этапы не отличаются легкостью.
Штурман Николай Литау очень дружен с командой Щербакова. Яхтсмен отличился, преодолев Пролив Дрейка 8 раз. На своей лодке он проделал, так сказать, «разведку» места, что пошло на руку остальным коллегам.
Остается пожелать – не сдаваться духом в любой кругосветке!