Подтверждение права владения
Очевидно, что вам необходимо убедиться, что ваш клиент действительно владеет яхтой, которую вы собираетесь продать от его имени, а также убедиться в отсутствии неурегулированных финансовых соглашений. Действие, которое легко охарактеризовать, однако на практике очень трудно осуществить.
‘Сварливые старики’ заставят вас поверить, что современный мир гораздо более несправедлив, чем в былые времена. Этому трудно дать конкретное определение, однако, это так. Существует ряд людей, которых вы повстречаете в бизнесе, которые не скажут вам ‘правду, всю правду и ничего, кроме правды’.
Скорее всего, вы не сможете дать абсолютную гарантию, что клиент имеет четкое и необремененное право собственности на судно, но вы можете сделать для этого все возможное. Самое главное – не доверять чьим-либо словам, как бы привлекательно или убедительно они не звучали, а проводить свои собственные проверки.
Автору известен пример, когда владелец получал закладную на многомиллионную яхту менее чем за час до подписания документов о продаже. Таким образом, залог не был зарегистрирован в реестр государства флага, и, следовательно, обыск, проведенный накануне соответствующими юристами, был признан недействительным.
Одним из наиболее явных признаков на действующее право собственности является то, готов ли продавец сделать крайне значительную скидку на цену судна. Тот, кто продает лодку, на которую у него нет правового титула, может посчитать выгодной сделку, даже когда он получит лишь половину от нормальной цены продажи. Большинство людей с подлинным титулом захотят получить полную сумму, которую они заплатили за судно.
Вы также должны быть очень осторожны, если продавец запрашивает внесение значительного депозита при продаже до проведения проверки и обследования. 20-процентный депозит на подержанную шлюпку, продающуюся с серьёзной скидкой, всё ещё довольно не малые деньги.
К сожалению, другие брокеры не могут быть застрахованы от соблазна. Будьте осторожны, если сделка кажется слишком хорошей, чтобы быть правдой. Это почти наверняка так и есть.
Как правило, вы не можете получить подтверждение от крупных финансовых учреждений, что они действительно заинтересованы в том или ином судне. Они будут ограничены в своих ответах законодательством о защите информации. Тем не менее, обычно вы будете получать подтверждение о том, что они не заинтересованы.
Если вы проявите предусмотрительность, вы наладите отношения со всеми крупными поставщиками морского финансирования (более подробно в десятом Финансовом модуле) и найдете хорошего партнера в каждом из них. (Это, вероятно, потребует пару пинт пива на лодочном шоу!) Если вас попросят продать яхту, вы можете быстро обзвонить каждый из ваших контактов, попросив их подтвердить, что они НЕ заинтересованы в судне X. Если кто-либо из них не может подтвердить незаинтересованность в судне, вам необходимо вернуться к продавцу для получения дополнительной информации.
Реестр малых судов
Британское Агентство морской безопасности и береговой охраны (MCA) ведет реестр малых и средних судов, в котором зарегистрированы права собственности и финансовые займы на суда – регистрация Часть I. К сожалению, при более дешевой регистрации по Части III ведётся документация только гражданства, а не финансовых займов, поэтому вы получите меньше информации в том случае, если владелец выбрал регистрацию по Части III.
https://mcanet.mcga.gov.uk/ssr/ssr
Получение информации из Реестра
Если вы хотите получить информацию о том, было ли судно зарегистрировано в Реестре малых судов или в Части I, вам необходимо отправить запрос по электронной почте в MCA или заполнить запрос на поддержку на веб-сайте SSR (смотрите выше).
Вам необходимо отправить электронное письмо или запрос на поддержку с просьбой предоставить ‘Расшифровку реестра’ и указать либо номер малого судна в формате SSR, за которым следует шесть номеров, либо номер Части I, состоящий только из шести цифр. Этот номер имеет решающее значение, особенно если название яхты очень распространено (особенно это относится к регистрации по Части III, где название не является уникальным). Запрашиваемая в реестре расшифровка судна с наименованием ‘Морской бриз’ не будет встречена с большим энтузиазмом!
Процедура получения информации из реестра меняется на регулярной основе. Текущий веб-адрес: www.dft.gov.uk/mca/mcga07-home/shipsandcargoes/mcga-ukshipregister.htm
Если эта ссылка не работает, введите [Реестр малых судов Великобритании; UK Small Ships Registry] в своей поисковой системе.
Страхование правового Титула
Можно застраховаться от проблем с правовым титулом яхты.
Одной из компаний, предоставивших такое страхование, является компания Navigators and General. Данная компания будет также ожидать, что вы разместите у них другие виды страхования (страхование гражданской ответственности, покрытие запасами и т.д.), и рассчитывать на то, что вы проведете как можно больше обоснованных проверок правового титула по собственной инициативе (и будете составлять отчёты). Если у вас имеется подобная страховка правового титула, и впоследствии вы или ваш клиент окажетесь в невыгодном финансовом положении из-за недействительного права собственности, вы сможете претендовать на возмещения ущерба.
www.navandgen.co.uk/navandgen/home/boatinsurance.htm
В качестве альтернативы вы можете обратиться к брокеру по страхованию яхт, который сможет найти для вас ‘титульное страхование’. Примером может служить сайт
www.yachtinsurance.co.uk/contact
Полный список статей цикла – Краткое введение в яхтенный брокераж