Знаменитая «Акела», находящаяся в распоряжении питерского гос. университета имени Макарова С.О., является на сегодняшний день чуть ли не самым известным парусным судном этого города.
Целых три десятка лет эта яхта колесила по просторам морей, множество раз обойдя всю Европу и «нагнав пробега» аж на 200 000 миль! Последние годы сложились для нее как нельзя удачнее: она неоднократно одерживала вверх в соревновании Tall Ships Race, в некоторых случаях даже побеждая своих соперниц не только в истинном, но и в исправленном времени. Существовал также слух, что именно за счет ее невероятной победы Питер вошел в маршрут этой регаты в 2009 году. Видимо, очень уж запомнилась европейцам их ставшая традиционной «фишка» в виде нанесения на лицо цветов государственного флага. А вот то, что в этом году их удостоил рукопожатия сам Президент России – точно не слух, команда недавно выложила фотографии с этим торжественным событием.
Капитан судна Алексей Чегуров, стоящий у его штурвала уже более двух десятков лет, согласился поделиться с нами своим богатым судоходным опытом. А помогала ему, как всегда, его бессменный старший помощник Анастасия Подобед, прошедшая с ним плечом к плечу большую часть испытаний, выпавших на долю этой яхты.
Рожденные под парусом
Как рассказал нам Алексей, яхтинг был его предназначением буквально с пеленок. Его мать, уже будучи беременной, неоднократно выходила под парусом с его отцом – профессиональным яхтсменом. Никакие другие варианты судьбы для «находящегося на верфи» сына в принципе не рассматривались. Даже первые фото Алексея были сделаны именно на территории местного яхт-клуба. Вкратце расчерчивая перед нами свою биографию, он рассказал, что уже в 10 лет был записан на судно «Оптимист», на котором спустя буквально пару лет вступил в состав сборной в своем городе. После этого он пересел на «Кадета» из класса 420 и вошел в сборную СССР, дослужившись до звания мастера спорта. Новую лодку ему выдавать отказались, и, разругавшись со всеми, он ушел на крейсера.
Первым стало обычное судно на четверть тонны, а вторым и последним – славная «Акела», которая и привела Алексея к положению мастера спорта в международном классе.
С совмещением парусного спорта и учебы проблем не возникало: школа лояльно относилась к сторонней активности своего ученика, а ЛИВТ, в который Алексей поступил по ее окончанию, активно занимался поддержкой парусного спорта. Нынешний капитан «Акелы» поведал, как он проводил в студенческие годы по 9-10 месяцев на сборах, возвращаясь в институт только для того, чтоб сдать пару каких-нибудь зачетов или экзаменов, и сразу же после их защиты вновь отправлялся к обожаемому морю и парусам.
Анастасия же дополнила его рассказ, описав, как при подготовке к Олимпиаде в составе команды Беларуси, успевала заехать домой лишь для того, чтоб постирать себе вещей на следующий месяц тренировок. Ее олимпийская карьера закончилась достаточно печально: изначально она попала в достаточно новый класс «Европа», в котором она не успела добиться каких-либо серьезных успехов, а после его замены на «Лазер-радиал», требовавший, в отличие от своего предшественника, значительно большего веса и более сложной физподготовки участников, она была вынуждена покинуть состав сборной.
Под чутким руководством Чегурова «Акела» прошла три четверти от своего общего пробега. Как заметил Алексей, 7-8 тысяч миль за время одной навигации является для этого судна не рекордом, а базовой дистанцией. Он даже продемонстрировал свой бортовой журнал, согласно которому «Акелла» отмахала за последние пару сезонов более десятка тысяч миль.
Команда «Акелы»
Самым дальним переходом за одну навигацию капитан назвал маршрут вокруг Европы, по которому судно за последние несколько лет успело пройти аж четыре раза. Однако, несмотря на столь внушительные достижения, «Акела» остается чисто учебной яхтой для курсантов. Весь ее экипаж, за исключением старпома в лице Анастасии, составляют студенты из Парусного Центра при ГУМРФ имени Макарова. Она, кстати, в шутку отметила, что побеждать в регатах TSR «Акела» начала именно с ее приходом в команду пять лет назад.
Несмотря на распространенные стереотипы, смешанный экипаж из мужчин и женщин на борту работает отлично. Анастасия рассказала, что считает данный поход к формированию личного состава не только допустимым, но и единственно верным.
С ее слов, синергия чисто женского эмпирического восприятия и аналитического мужского на входе дает значительно более качественный результат, нежели у коллективов, состоящих только из одного пола.
В команде «Акелы» девушки нередко занимают до четырех пятых от общего количества личного состава. Аналогичная ситуация сложилась и в этот год. Алексей считает, что это более чем приемлемый расклад, однако указывает, что идеальным в его понимании является коллектив, разделенный между мальчиками и девочками как 6 к 4. Важность именно такого соотношения обусловлена как физическими способностями кадетов, так и обычной подростковой психологией: экипаж, состоящий только из парней, быстро начинает распускаться и дурить, а наличие девочек заставляет их следить за своим поведением, чтобы соответствовать в женских глазах образу настоящего мужчины. Если вкратце, это просто поднимает уровень общей культуры на судне. Мата становится меньше, а носки начинают стираться чаще.
Отношения внутри коллектива
С матом на борту вообще отдельная история. Как Алексей нам рассказал, он, в целом, находится под запретом, но в экстремальных ситуациях иногда применяется в качестве триггера. Курсанты не всегда отдают себе отчет о наличии реальной угрозы для судна, и если абстрактную голубую веревку в определенный момент нужно тянуть в два раза быстрее, капитан может придать им «необходимое ускорение», одним словом обозначив важность поставленной задачи и завышенные требования к ее правильному выполнению. После преодоления кризиса он, разумеется, извиняется и обозначает перед командой причину такого способа передачи информации.
Выбор Анастасии на пост старшего помощника был тоже неслучайным. Алексей, с одной стороны, искал настоящего профессионала в своем деле, чтобы минимизировать риски для слабо обученных кадетов, а с другой – человека, который обеспечит сквозную связь в коллективе. Так как девушки занимают немалую часть команды, суровый вид капитана эту связь крайне усложняет.
А вот наличие женщины-старпома позволяет решать все девичьи вопросы еще на «подлете», без потерь для общей эффективности личного состава.
Встретился Алексей с Анастасией совершенно неожиданно. В 2007 году он выступал в одном из пермских училищ с семинаром о своих похождениях на «Крузенштерне» и докладом о соревнованиях TSR. Именно это тогда и привлекло Настю: она мечтала оказаться на крупной регате еще с детских лет, однако бесконечно сталкивалась с препятствиями. Пройдя конкурс на гонки Cutty Sark, она не смогла принять в них участие из-за комиссии, которая сочла ее физическое состояние несоответствующим для выступления. Олимпиада вдохнула в нее надежду на свое место в большом спорте, но на легендарный барк ее так и не взяли. А с появлением Алексея, она с удивлением обнаружила, что для попадания на борт этого удивительного судна совсем необязательно проходить через тысячу проверок и осмотров. Настя сразу же предложила ему свою кандидатуру, и он, заранее осведомленный о ее спортивном опыте, согласился без промедления. Переехав в Питер, Анастасия устроилась в качестве преподавателя в «макаровку», где занимает пост и поныне.
«Семейный» подряд
Разделение обязанностей между старшими членами команды, носит не только педагогический, но чисто социальный характер: из-за почти божественного ореола недоступности, к капитану боятся подходить не только девушки. Далеко не каждый юноша решится докучать ему со своими вопросами (а зря!). Тут-то на помощь и приходит старший помощник, становясь для недавно оторванных от родителей курсантов, которые не то что стирать – даже лапшу варить не умеют, форменной «яхтенной матерью».
Алексей же при таком забавном раскладе играет роль сурового отца. Именно за ним остается обязанность воспитывать молодых ребят, а также объяснять им все важные механики взаимодействия с морем и особенности работы с судном. Анастасия же в это время регулирует все связанное с бытовой стороной их жизни. Фактически, старпом с капитаном берут на себя роль «второй семьи», взявшей у «первой семьи» их ненаглядных чад, и обязанной вернуть их обратно целыми, здоровыми и «выдрессированными».
Анастасия также отметила некоторые особенности современной молодежи. Согласно ее мнению, новое поколение сильно уступает своим предшественникам организованностью и ответственностью. Ребята, ростом выше нее на добрую голову, зачастую оказываются абсолютными детьми, с которыми любое, даже самое простое, действие нужно разжевать до самых мелочей. И дело не только в общей инфантильности – современные дети словно существуют в другом мире. Расставание с Интернетом становится для них в плаванье испытанием страшнее любого шторма. Первым же действием в любой гавани, куда заходит судно, является не изучение города, а отчаянный поиск Wi-Fi.
Работа с личным составом
На борт «Акелы» попадают не только учащиеся парусных школ. Капитан рассказал, что нередко принимаются и просто ребята со стороны: если человек придет заранее, еще в зимний сезон, и достойно себя зарекомендует в работе на борту, у него также будет шанс отправиться в плаванье. Никакой привилегированности тут нет и быть не может. Ключевое значение играют личные качества претендента, а не его связь с парусной школой. Так как судно уже достаточно потрепанное, всегда есть что чинить и доводить до ума. По качеству отработки и любви к труду можно сразу определить, стоит брать человека с собой или нет. Конкурс большой, места зачастую забивают на следующий год, или даже через пару сезонов. К «Акеле» уже выстроилась очередь из пятнадцати человек, при условии, что в плаванье она может взять только восьмерых.
Алексей немного поведал нам и о конфликтах, происходящих на борту. Как и в семейных отношениях, на судне без них не обходится, хотя по-настоящему серьезных не было еще ни разу. Чтобы исключить все бытовые «терки», команда должна заранее обговорить вопросы, связанные со столь продолжительным совместным времяпрепровождением. Каждый должен понимать необходимость поиска компромиссов для слаженной работы в команде. Если же эта система дала сбой, капитан переходит к пенитенциарным мерам.
Виновника скандала могут запросто оставить без телефона или не выпустить на берег. Если заранее был запланирован выезд в город, наказанный остается на корабле и по темечко загружается бытовыми работами, которые он должен успеть завершить к возвращению своего коллектива.
Капитан отметил, что этот тип наказания работает лучше всего – курсант, как правило, остается паинькой до конца своей смены.
Является судно военным или нет, – совершенно неважно. Жесткая дисциплина является главным гарантом безопасности экипажа яхты. На «Акеле» она, пожалуй, самая строгая среди всех яхт-участниц TSR. Как ни странно, именно Анастасия зачастую выполняет роль жандарма – Алексей обладает достаточно мягким характером, и может простить курсантам некоторые «косяки».
Настя же, со всей строгостью школьной учительницы, не прощает никого и ни за что. Если член экипажа не выполнил поставленную ему задачу, не имея при этом веских для того причин, его всенепременно постигнет справедливое возмездие. Однако, превращать жизнь на борту в сплошную муштру и тиранию она тоже отказывается. Настя считает, что на молодой и плохо обученный экипаж нельзя вешать бессмысленные задачи вроде береговой вахты, если, например, судно и так стоит в хорошо охраняемой гавани.
Главной сложностью для дуэта капитана и старпома является необходимость менять экипаж по нескольку раз за плаванье. Бесконечное обучение желторотых студентов в тяжелых морских условиях быстро выматывает, и к концу сезона преподаватели начинают медленно погружаться в хандру.
Отношение к своему делу
Капитан судна поделился и своими делами семейными: несмотря на то, что Алексей проводит по полгода в море, он женат и является отцом для двух детей. Отношения с семьей он выстроил по принципу «сначала море – потом все остальное». Остается только восторгаться терпению и пониманию его жены, в браке с которой он состоит уже 28-ой год.
Анастасия же выходила замуж два раза, однако зов парусов пересилил в итоге все остальные привязанности. Как она сама откровенно призналась, любые отношения ей кажутся попыткой пришить ее к месту, связать руки, в то время как ей жизненно необходимо постоянно находиться в движении. Море является для нее главной отдушиной, дарящей чувство невероятной свободы и полноты.
Она постоянно поддерживает связь со своим единственным сыном. Благодаря существованию мессенджеров и видеозвонков моряки больше не оторваны с концами от своих семей, и регулярно могут общаться с близкими людьми на стоянках.
Нехватка полноценного общения все равно ощущается, но разлука чувствуется уже не столь остро.
Сын Алексея пошел по стопам отца, отгоняв на «Оптимисте» мировые соревнования, и, пересев на класс 470, стал педагогом. Дочка же решила не связывать свою жизнь с парусным спортом.
И старпом, и капитан крайне серьезно воспринимают свое участие в Tall Ships Race. Алексей заметил, что просто физически не может относиться к этому проще. Вся парусная школа смотрит на них, затаив дыхание, и они не имеют права подвести своих студентов и свой город.
«Акела» за последние годы буквально приросла к первому месту TSR. Даже конферансье на объявлении итогов регаты начали говорить «опять Акела». Все привыкли к их победам, и это только поднимает ставки. В каждую гонку они вкладываем свою душу. Целых пять дней без сна – команда работает буквально на мышечной памяти, управляя судном сквозь слипающиеся глаза. Перед ее началом капитан со старпомом детально инструктируют курсантов, которые хотят взойти к ним на борт, о том, с чем им придется столкнуться, и в каких условиях надо будет работать.
Для достижения первого места нужно вкалывать, вкалывать жестко и непрерывно. Парус должен реагировать на тончайшие изменения погоды. Ребятам очень трудно из года в год справляться с такой нагрузкой – судно сильно обветшало, а вышеупомянутые паруса превратились в одну большую штопанную катастрофу. Они держатся исключительно на честном слове и на таланте мастеров из других команд парусной школы, которые подлатывают их по мере возможности в межсезонье.
Алексей, когда мы попросили описать его подход к своему делу, просто ответил, что не может жить без судна. Штурвал судна стал центром его существования. Настя описала свой подход примерно так же – она не может долго находиться дома, море взывает к ней, и она отвечает на его зов. Долгое пребывание на берегу становится для нее испытанием похлеще любого шторма.
Оба признаются, что для них парусный спорт – это своего рода эскапизм, возможность оторваться от бесконечного круговорота проблем, приковывающего человека к земле. Судно, кстати, ребята содержат буквально на свои деньги – большая часть выплачиваемых им от парусной школы суточных идет на ремонт яхты и ее обеспечение всеми необходимыми для плаванья припасами. В свет курсантов они вывозят тоже за свой счет.
Остается только подивиться такой невероятной преданности своему делу.