В Монако яхт-клуб гигантским лайнером возвышается в гавани Княжества. Красивые декорации созданы здесь, словно в хорошем кино от именитых режиссеров.
С четверть сотни крупномасштабных яхт гордо несут вымпел этого мирового клуба. Не удивительно, ведь этот клуб считается по праву достойным местом для развития спорта и несет марку королевского наследия Гримальди. Более 700 лет эта династия управляет Княжеством, занимающим второе место по масштабам среди крошечных государств планеты. Монако не обладает природными ископаемыми, здесь нет щедро плодоносящих земель, промышленных объектов стратегического значения. Это гавань нуворишей, где принято отдыхать, налаживать деловые связи за чашечкой глинтвейна или элитного кофе. Причиной тому является удобное налогообложение. Окружающие соседи даже считают эту систему лучшей.
Экономический вектор процветает благодаря инвестициям и развлекательной среде. В финансах и развлечениях государству нет равных, ведь территория благоволит успеху и отдыху аристократов. Добавляет преимуществ великолепный климат, развитая инфраструктура, позволяя расширять разновидности досуга. Относится к этому сектору не только устроительство гонок «Формулы – 1» и организация работы азартных игровых автоматов в знаменитом Казино, но и индустрия яхтинга, где сосредоточены самые престижные модели. В сентябре ежегодно здесь проводятся соревнования среди яхтсменов. Моторные бренды со всего мира имеют офисы, деловые представительства на территории государства.
С точки зрения формирования имиджа, это на руку верфям.
Ценители роскоши с гордостью относятся к этому уголку, соответствующе созданного под их уровень. Яхт-клуб Де Монако вначале представлял собой маленький портовый домик в доке Эркюль. Площади его сначала хватало лишь для встречи с другом за чашечкой кофе, для приема многочисленных гостей клуб не подходил.
Опытный моряк Князь Ренье решил основать солидную площадку, престижный яхт-клуб. При этом создание оного не означало лишь формальность с целью получить отписку на бумаге для народа. Это было продвижение страны. Княгиня Грейс идею мужа поддержала, организуя балы с благотворительной миссией, улучшая фигуру на борту собственной яхты.
Любителем водного досуга является наследник династии принц Альбер Второй, руководящий клубом с 1984 г. Монарх отлично осознавал необходимость, ценность строительства крупногабаритного проекта для объединения неравнодушных к водным видам спорта. Здание должно было соответствовать званию мирового «дома» для суперяхт. В 2014 г. с 20 июня клуб подготовили, представив пространство в 200 м длиной и высотой 30 м. Строительное сооружение заняло 9 тыс.кв.м. Дизайнером стал Норман Фостер, архитектор с мировым именем. Проектировщика сразу и в сообщество приняли.
Здание содержит много стали и стекла, с виду создавая ассоциацию с гигантским кораблем. В государстве не найти свободного квадратного сантиметра, потому корабль-здание соорудили на бухтовом участке на востоке. Неподалеку размещается квартал Казино. Балконы выходят на марину с солнечной стороны, которая может принимать 700 лодок одновременно. Над гаванью красуется дворец монаршей семьи. С другой стороны клуба дарит возможность стать болельщиком гонок Гран-При Монако. Первая шикана, территория, усыпанная резкими поворотами, смотрит на галерею клуба. По мнению скептиков, гости интересуются не яхтами, а в большей степени болидами «Формулы – 1». Однако они ошибаются.
Шик, блеск, красота
Клубные заседатели приезжают к входу из стекла, передавая ключи от авто сотрудникам у дверей, облаченным в ливреи. Служивые отвечают поклоном при встрече, далее «швартуют» авто на паркинге. Здесь можно оставить 140 машин.
Норманн Фостер проектировал здание, привлекая формат «город внутри города». В связи с этим шесть этажей палубного пространства включают офисы для работы, магазины. «Ватерлиния» клуба около открытой для гостей марины спортяхт поместили пресс-бюро, работают раздевалки и тренировочные классы и фитнес-зал. На этой территории также открыли двери роскошные эксклюзивные бутики, гостям можно перекусить в бистро. Гости, прибывающие сюда, предпочитают покупать в этой точке планеты часы «Ролекс» или белоснежные брюки от «Брукс Бразерс». На шопинг приезжают за рубашками небесного цвета с черными пуговицами без платочков в карманах, как того требует дресс-код заведения. Как правило, гости поднимаются по лестнице, мгновенно оказываясь на второй палубе. Здесь к беседам располагает зал «Атриум», где собираются члены YCM, самые состоятельные люди планеты, которых в других яхтенных заведениях планеты не встретить.
Лестница с элегантными дизайнерскими задумками соединяет все помещения. Библиотека – «сердце» элитарного заведения. В этом помещении разрешено воспользоваться литературой только членам клуба. В библиотеке сосредоточена мозаика артефактов со дна морского, модели лодок, фото из прошлого, графические и акварельные картины, книги. Бильярдный стол поддерживает традиции лучших клубов.
С левой стороны от заведения спортсменов ждут в баре с уютным балкончиком, где звучат диско-треки и можно посмотреть за событиями по ТВ, закрепленному на стене. Пройдя немного дальше, гость попадает в атмосферу вкуснейших ароматов ресторана. Галстук, жакеты, изысканные блюда, шикарно выглядящий кельнер – эксклюзивные характерные черты заведения погружают в лакшери-уют с первых шагов по территории.
По краям «палубы» размещены пляжный бар и бассейн с регулируемой глубиной.
Потанцевать приглашают в бальный зал, обрамленный галереей, заходящей с третьей на четвертую палубу под названием «Меззанине». Это царство тишины, покоя, ведь генеральному секретарю клуба важно сосредоточиться на делах. Президентские помещения Альбера II также помещены в этот «отсек» уютной «лодки». В лицо монарха знают все, поскольку он дважды в год принимает в клуб новичков, лично пожимая им руки.
Пятая «палуба» залита солнцем. Это райская гавань для вечеринок на воздухе. «Кормовая часть» клуба замыкается пятью «каютами», апартаментами для отдыхающих. Цена за аренду номера составляет 600 евро за сутки. В яхт-клубе сегодня насчитывается 1,5 тыс. яхтсменов, приезжающих сюда из 60 государств. Некоторые из них проживают в Монако. Вступить в клуб может каждый человек, получивший поддержку двух членов заведения. Полторы тысячи человек вполне комфортно себя ощущают на этом клубе по интересам.
В члены клуба запишут человека, имеющего связь с водными видами прогулок. Яхтенное заведение не стремится расшириться, ведь это словно вишенка на торте. Эксклюзивный формат клуб стремится сберечь всеми силами, принимая только самых достойных. На «капитанском мостике», поместили бар с элегантными декоративными нотками. Атмосфера люксовых трендов пропитывает каждый уголок яхт-клуба. Дизайн бара разработан в честь Карло Рива, легендарного судостроителя. Название заведение, где подают элитную карту вин, носит по наименованию сконструированного архитектором судна «Aquarama Riva Bar». Если яхтсмен не знает, что это за лодка, придется забыть о членстве в элитном обществе. Запамятовавшим стоит напомнить: моторный катер из деревянного корпуса создан в 1962 г. Эту лодку приняли за образец стиля.
Судно демонстрировало финансовую состоятельность судовладельца.
Настоящее с традициями прошлого
Шестая палуба, или полубак, стала пристанищем для двух мачт из стали, удерживающих флаги государства и клуба. На пилонах установлены солнечные батареи. Большим достижением стала Экономия энергоресурсов (на 60%) благодаря альтернативным источникам. Люксовая конструкция парусного клуба создана под стать монакской архитектуры со средневековыми изюминками и инновациями. Морские традиции здесь чтут и уважают, сохраняя их в дизайнерских черточках. Парусные прогулки популярности с древности.
Уже во времена монегасских фелюг парусные лодки вовсю строились. Фелюги тогда отвечали за сбор налогов с лодок, курсирующих по водам Княжества. С 1862 г. монархи стали устраивать регаты. Первое клубное здание «Societedes Regattes» построили в 1888 г. при участии местных гонщиков. В 50-е клуб переименовали в «Societe Nautque», и по сей день он успешно работает. В настоящее время это заведение взято под шефство яхт-клуба Де Монако.
Желая отведать лучшие напитки и изысканные блюда, яхтсмены отправляются в «Аква Рива Бар». Хотя чревоугодничать тут не принято. Если уж поесть плотно, то лучше отправиться в ресторан. Бассейн на крыше обычно пустой. Члены клуба предпочитают плавать в других точках мира и побережья. Но мальчишки, прибывающие с состоятельными отцами, с удовольствием плавают на крыше этого заведения, когда выдается свободная минута.
Ренье Третий, в 1953 г. основавший клуб, отлично спланировал бизнес-план объекта. Уже тогда он знал, что парусный спорт не оставит равнодушными огромное число людей. Спрос на услуги клуба будет только увеличиваться, что благоприятно скажется на развитии страны. Потому он стал у штурвала управления, показав наследникам пример. Моторная лодка князя «Deo Juvante II» стала дебютным образчиком флота. Вместе с другом-олигархом Аристотелем Онассисом, владевшим мега-яхтой «Кристина», Ренье устраивал фееричные вечеринки. В итоге эти площадки привлекли большое количество поклонников, включая звезд шоу-бизнеса и кино. Уинстон Черчилль любил бывать в этом заведении, посещая суда своих друзей. В 1995 г. Де Монако приобрел шхуну гафельного типа «Туига» (1909 г), которую выстроил архитектор Уильям Файф. Это судно-флагман является символом олд-тайм яхтинга и гордостью страны.
Более тысячи яхт ходит по морям и океанам под флагами клуба.
Зима для Де Монако – не повод расслабляться. Здесь проводят регаты для швертботов, килевых судов, включая гонки на винтажных красавицах. Парусная школа, где учат новичков управлять катерами, выпускает много учеников. Сентябрь 2014 г. стал особым для развития клуба, когда создали Cluster-яхтинг. В результате это событие окончательно утвердило за Монако имя главного устроителя моторных гонок. Сегодняшнее парусное заведение стало государственной опорой в развитии экономики, являясь одновременно центром развлекательной индустрии и спорта. Маленькое государство сберегло независимость благодаря развитому яхтингу.
Как писалась история?
- В 1879 г. Монако провело первую регату до Ниццы.
- В 1953 г. князь Ренье Третий утвердил клуб, в который вошло 23 яхтсмена.
- 1970 год стал временем основания парусной школы.
- 1984 г. крон-принцу поручено возглавить YCM.
- 1995 г. «Тиугу» отнесли к флагманской версии лодок престижного заведения. Судно пришло победителем к финишу в регате в Каусе.
- В 2014 году – построили новое здание.
Как вспоминает олимпийский чемпион А. Музыченко вместе с коллегами поездку в этот клуб?
Что думают яхтсмены?
Неоднократно спортсмен пытался участвовать в борьбе «Прима-Кап», проводимой в начале февраля. Регату организаторы провели, но однажды ветра не было, потому дали только одну гонку. Место тут особое: ветер мудрит частенько. Горы преграждают путь бризам, морские накаты бьют набережную, вставая на дыбы прямо у берегов. Яхтсмену приходиться терпеть силу морской болезни, ведь качка в шторм здесь сильная.
Но когда настигает ветровой натиск в виде мистраля или трамонтаны, то на воду крайне сложно выйти. Более того, хорошую дистанцию выставить тоже трудно, не дает волна. По-быстрому менять ее также тяжело во время чемпионатов. Лето – время для сбора суперяхт, катеров всевозможного рода. Потому Монако не берется за организацию состязаний в категории ISAF.
Парусное княжество – место для избранных, сравнимое с деликатесом – «для любителя».
В. Любомиров из парусного клуба «Командор» (Спб) считает, что Де Монако находится на пике совершенства. Об этом свидетельствует очередь на зачисление в круг элитарного сообщества. Такой очереди больше нигде не наблюдается. Парусное сообщество можно назвать отражением монакских традиций в лучших проявлениях, включая соцпроекты и рауты для монарших персон. Такие события всегда являлись культурой жизни монархов и Монако.
Но модернизация объекта только усилила дух аристократии, возведя в степень спрос на стоянки, внутренние площадки территории. Смело это здание можно отнести к стратегическому объекту, где сосредоточена жизнь социальных парусных проектов. К примеру, «Классическую парусную неделю» проводят здесь. В спортсекции развивается гоночный флот. Результаты членов сообщества уже ощутимы. В регатах лодки (RC44, TP52) из Монако выступают весьма достойно.
Для гонок территория не особенно подходит. Однако зимнюю крупнейшую регату «Прима-Кап» издавна решено устраивать именно в этом уголке мира. Директор клуба и экипажи большое внимание уделяют водному виду спорта, отдавая привилегии яхтингу перед другими мероприятиями.
Разумеется, ресторан также является гордостью Княжества и мировой братии любителей водных прогулок.