Про него говорили, что он мошенник, авантюрист и обманщик, а никакой не герой. Жизнь его была не связана с морем, но умер он во время кругосветного путешествия 1969 года. Оскароносный английский лицедей, имеющий огромную фильмографию, сыграет в кинокартине о судьбе британского яхтсмена Дональда Кроухерста. Супругу знаменитого яхтсмена сыграет известная голливудская актриса Кейт Уинслет, которая великолепно исполнила главную женскую роль в кинокартине «Титаник».
Создатели картины держат сюжет фильма в тайне. Многим известно, что знаменитый яхтсмен непонятно куда делся во время кругосветного путешествия в океане. На его малой родине давным-давно обсудили и перебрали все возможные версии этого происшествия. Тем не менее создателям фильма удается сохранять интригу картины. Со времени исчезновения яхтсмена написано много книг и снято различных кинофильмов, но история эта продолжает будоражить умы людей.
Сюрприз для почитателей
Известно только, что почитателей киноискусства и яхтинга ожидает сюрприз. Первый аргумент в пользу этого то, что Ферт не согласился бы участвовать в картине, если она не имела бы успех у зрителей. В картине будут сниматься статусные, знаменитые актеры. Предположение, что актер согласился на эту роль из любви к яхтингу несостоятельно, потому что на судне он был замечен только в одном фильме, под названием Mammа Mia. Ферт появился в нескольких кадрах, а яхта принадлежала партнеру по съемкам, которого играл Пирс Броснан, так что актер явно не горит любовью к парусам и морю. Следующий аргумент: режиссер картины Джеймс Маршал имеет такой статус при котором можно снимать то, что хочется при этом выдвигать свои условия и завышать бюджет фильма. Почему же ему захотелось создать кинокартину о Кроухерсте?
Может быть все дело в сценарии, который написал Скотт Зи Бернс, создавший ряд культовых сценариев. Может быть зрителей ожидает нечто особенное. И не только британских зрителей для которых история Кроухерста является личной трагедией, но и зрителей всего мира, даже тех, которые не имеют отношения к яхтингу и не знают кто такой Дональд Кроухерст. Кинокартина, по всей видимости, будет адаптирована для всех категорий зрителей. Это будет интересный, захватывающий кинофильм о человеческих отношениях, любви, морской романтики. Вместе с тем создатели картины будут опираться только на факты.
В основу фильма положена подлинная биография яхтсмена.
Исторический экскурс
Полвека назад, весенним ясным днем, английский городок Плимут встречал Френсиса Чичестера, кругосветное путешествие которого с заходом в порт Сиднея удачно завершилось. Городская мэрия отметила, что в порту Плимута собралось полмиллиона человек, которые желали посмотреть как яхтсмен пришвартуется. Среди собравшихся отсутствовал яхтсмен Кроухерст. В это самое время он прогуливался на своей лодке под названием «Горшочек с золотом».
Название судна не случайно: Дональд жил с мечтой об огромном богатстве. Разбогатеть в момент, найдя какой-нибудь клад. Вечером Дональд был в баре и удивлялся, что все разговоры только о кругосветке Чичестера. Говорили разное: предполагали, что королевская семья сделает его рыцарем и щедро наградит за смелость и отвагу. В одиночку совершить кругосветное плавание – это дорогого стоит. Подобные разговоры жгли яхтсмена. Он давно хотел отправиться в кругосветку. Стать состоятельным и знаменитым – разве не счастье?
Почти сто лет назад в одном из индийских городов появился на свет этот известный всему миру яхтсмен. Отец его был железнодорожником, а матушка школьной учительницей. После обретения Индией независимости многие британцы изъявили желание вернуться на свою историческую Родину. Кроухерсты были не исключением. Но, перед отъездом родители Дональда вложили все свои сбережения в компанию, которая выпускала спортивную одежду и инвентарь.
Вернувшись в Англию, Дональд пожелал поступить в университет. Его планы спутали события мирового масштаба. Дело в том, что в это самое время в Индии были массовые беспорядки, во время которых сгорела та самая компания в которую Кроухерсты вложили все свои средства. Семья попросту обанкротилась.
Это известие стало ударом для главы семейства, отец Дональда скончался от сердечного приступа, когда мальчику было шестнадцать лет.
Конечно же после такое трагического события ни о каком университете речи быть не могло. Дональд поступил на службу в британские ВВС, его служба проходила на одном из аэродромов. Вместе с тем, он изучал электротехнику в колледже. Освоив мастерство пилотирования, Дональду присвоили офицерское звание.
Высокомерие и дерзость в отношении с сослуживцами стали причиной того, что Дональда выгнали из рядов военно-воздушных сил с потерей офицерского звания. Приняли его в сухопутные войска и восстановили в звании. Но, Дональд опять отличился тем, что угнал машину, когда возвращался из самовольной отлучки. Его задержала полиция, дело приняло серьезный оборот и тогда ему пришлось уволиться. Опять его лишили воинского звания. Он решил отправиться в кругосветное путешествие без остановок, вот только выгоды ему это не принесло.
Методом проб и ошибок
Он пробовал себя во многих специальностях и наконец устроился в электронную компанию. Работая там, Дональд женился для прелестной ирландке Клэр и спустя пару лет в их семье уже было четверо детей. Участвовал Кроухерст и в политической жизни родного города – он был избран в совет города Бриджуотера. При этом он много времени проводил в своем гараже, копаясь в различных электронных приборах.
Наконец, Дональд изобрел небольшой пеленгатор для яхтсменов, который назвал Navicator. Тогда он ушел с работы и организовал собственное предприятие по сборке пелангаторов. В свою фирму Electron Utilisation он пригласил на работу шестерых специалистов для сборки приборов. Тогда, хозяин фирмы приобрел автомобиль «ягуар» для встреч с клиентами. На этом авто Дональд попал в аварию. У него была тяжелая травма головы, но через пару месяцев он из больницы сбежал.
После этого случая, Кроухерст сильно изменился. Из веселого и оптимистичного парня он превратился в депрессивного человека, который часами мог смотреть в одну точку с отрешенным взглядом. Пока он находился в больнице дела его пошли на спад. В итоге, пришлось уволить половину работников компании и подыскивать спонсора своего дела. Удача улыбнулась и Дональд нашел финансовую поддержку в лице Стенли Беста, который был членом яхтенного клуба в котором состоял сам Дональд. Стенли был коммерсантом и согласился ссудить тысячу фунтов на развитие фирмы Кроухерста. Случилось это в то самое время, когда англичане встретили Френсиса Чичестера только что вернувшегося из кругосветки.
Перед посвящением Чичестера в рыцари, итальянский журналист сказал о том, что ему удалось совершить это плавание за 119 дней в его почтенном возрасте, Чичестеру было за семьдесят, значит и молодым яхтсменом это вполне по силам. Молодые могут провести в море и большое количество времени, поскольку у них больше сил. Англичане подхватили эту идею и объявили о «Гонке столетия», которая предполагала одиночное плавание яхтсменов. Было назначено несколько наград: одна тому, кто окончит кругосветное плавание за наименьшее количество времени, а вторая предназначалась лидеру, который первым прибудет на финиш. Маршрут регаты пролегал мимо мыса Доброй Надежды без остановок. Яхтсмены в пути не должны были прибегать к посторонней помощи. Кроухерст был в числе первых, кто подал заявку на участие в этом соревновании.
Негодование по поводу того, что у него украли идею в нем нарастало .
Итальянский журналист просто озвучил свою мысль о том, что молодые любители яхтинга могли бы сходить в кругосветное плавание, а у Дональда был определенный план действий по поводу кругосветки. План заключался в том, что организовать регату должно было известное периодическое издание. Вот хотя бы The Sunday Times. Тогда Дональд проявил настойчивость и ему удалось встретиться с владельцем издания лордом Роем Томпсоном. К сожалению для него хозяин газеты слушать его не стал, заявив, что его редакция не намерена заниматься столь бесперспективным делом.
Спустя время Томсон изменил свое мнение и объявил о том, что издательство будет участвовать в соревновании. Это еще больше взбесило Кроухерста. Но, заявка была подана, а судна для участия еще не было и Дональд принялся подыскивать подходящую лодку для участия в соревновании его мечты.
Подходящее судно
Судно на котором совершил кругосветное плавание Чичестер купил Морской музей. Дональд попросил руководство предоставить ему в аренду эту яхту под названием Gypsy Moth IV на один год. Кроухерст уверял, что он получит обе награды: одну он отдаст музею в счет арендной платы, а вторую оставит себе. Он убеждал руководство в том, что нерационально ставить судно, которое может еще послужить.
Музейное руководство обещало подумать, но долго не решалось ответить согласием молодому яхтсмену. Только после того, как Дональд поднял шум в средствах массовой информации по поводу этого, руководство музея дало свое согласие, но решило узнать мнение Чичестера. Яхтсмен, который удачно сходил в кругосветку возглавил организационный комитет соревнования. Чичестер долго тянул с ответом и наконец сказал, что неразумно доверять такое судно человеку, не имеющему опыта океанских путешествий. В итоге Кроухерсту отказали.
Ожидая ответа от музея, а после от Чичестера, яхтсмен потерял время, которое было дорого в сложившейся ситуации. Он был уверен, что выиграет гонку, заберет оба приза и прославиться. Это соревнование застило глаза и туманило разум, он не желал отказываться от своей идеи. Тогда он обратился к Стенли Бесту, который до этого занимал ему тысячу фунтов. Он уверял бизнесмена, что непременно отдаст весь долг. Сейчас ему нужно шесть тысяч фунтов.
Ему удалось уговорить Беста, уверяя, что с такими соперниками и их лодками, он обязательно прибудет первым, а кроме того, он оснастит судно различными гаджетами собственного производства. Дональд собирался выйти в океан на тримаране, который будет быстроходнее любого другого судна. Гораздо позже Стенли вспоминал, что супруга уговаривала его не соглашаться на уговоры Дональда, но тот умел убеждать. Такой вот человек.
Однако, предприниматель подстраховался и в включил в договор пункт по которому Кроухерст обязан был покрыть все расходы в случае своей неудачи, в том числе оплатить стоимость тримарана. Залогом была собственность Кроухерста: компания, дом и прочее имущество. Дональд согласился на все условия.
У него были деньги, дело оставалось за малым – найти подходящий тримаран и оснастить его по последнему слову техники.
Большинство яхтсменов. которые заявили о своем участии были уже в море, таким образом одной награды Дональд уже не мог завоевать. Необходимо было действовать как можно скорей, ведь теперь у него был крупный долг, а других перспектив рассчитаться с Бестом у него не было. Вначале лета в море вышел десантник Джон Риджуэй, позже офицер торгового флота и многие другие участники. Практически все были в акватории и только Дональд, который так сильно мечтал заполучить оба приза до сих пор был на суше.
Без сомнений
Яхтсмен не допускал сомнения насчет этого соревнования, он уверял сам себя, что все равно победит. В Каусе он нашел судоверфь, которая пообещала, что построит тримаран за семь недель. Дональд планировал выйти в море осенью. Ему прислали чертежи сорокафунтового тримарана, который разработал Артур Пивер. Дональд бегал по поставщикам, вместе с этим давая интервью различным изданиям. Поддержка прессы ему была необходима.
Та сумма денег, которую Дональд занял уже была потрачена и Кроухерст просил еще и еще, впадая в отчаяние от нехватки финансовых средств. А бизнесмен с неохотой давал деньги в долг. На помощь яхтсмену пришел Холлуорт – бывший криминальный репортер одного из британских изданий. Он владел небольшим информбюро в Девоншире. Родни поспособствовал тому, что одна из газет, весьма популярных в Англии, выдала яхтсмену пятьсот фунтов аванса за уникальное право публиковать его интервью. Компания Би-Би-Си выдала двести пятьдесят фунтов и магнитофон для того, чтобы Дональд в ходе путешествия рассказывал свои впечатления и ощущения.
Власти Тейнмаута вручили триста фунтов за то, чтобы в названии его судна было упоминание о городе и за то, что Дональд возьмет старт из Тейнмаута. Яхтсмен согласился на все условия, назвав свой тримаран Teignmouth Electron. В середине сентября на своем тримаране в плавание отправился Найджел Тетли, состоявший на службе в Королевских морских войсках. Спустя месяц Дональд с напарником, который согласился оказать помощь, перегнали судно в пункт отправления в кругосветку. Когда они прибыли на место, то оба были чем-то расстроены. Несколько раз Дональд падал в воду, а тримаран, который уверенно шел со скоростью в 12 узлов, не желал идти против ветра больше, чем 60 градусов.
Через пару недель в море должны были быть все участники регаты, на судно Кроухерста доставлялось продовольствие и вода. Кроме этого, погрузили лекарства, одежду и все необходимые приборы. Специалисты воплощали технические новинки яхтсмена в жизнь. Так на мачте появился датчик, который должен был подать сигнал, если судно ляжет на бок и специальное устройство, которое поднимет тримаран, вернув его в естественное положение.
Изобретение было запатентовано, и Дональд рассчитывал пустить его в открытую продажу после плавания. А рекламой станет его удачное возвращение, другого исхода событий он не предполагал. Находясь дома, перед самым стартом, он сказал своей супруге, что недоволен своим судном. Тень сомнения была в его словах, сомнения по поводу удачного исхода плавания, но Клэр успокоила его, сказав, что все будет хорошо.
Вспоминая их разговор после того, как все случилось, Клэр не могла простить себе того, что успокаивала мужа, что не уговорила его остаться на берегу и отказаться от этой затеи.
Старт дан
В самый последний день октября в три часа дня Дональд отправился в кругосветное путешествие. Но когда яхтсмен попытался поднять паруса, он не сумел этого сделать из-за датчика на мачте, который был назван мешок плавучести. Судно отбуксировали с тем, чтобы устранить неисправность. Дональд был вне себя от ярости. К тому же, оказалось, что в этом приборе нет смысла, он бесполезен. Яхтсмен все-таки вышел в акваторию океана.
В это самое время отчалил и Алекс Кароццо, таким образом все участники были на маршруте Все, что случилось до старта тримарана подтверждено фактами и документами, а то, что происходило после – домыслы, догадки и версии. Более полную картину происшедшего удалось воссоздать писателю Николасу Томлину. В основе произведения записи бортового журнала и пленки магнитофона. Эта версия произошедшего считается самой верной, поскольку имеет под собой документальные основания и подтверждения.
Когда Дональд шел по Ла-Маншу, он навел порядок в кокпите, где вещи свалили абы как, после он обнаружил течь в левом поплавке. Желая включить помпу, яхтсмен обнаружил, что забыли погрузить на борт специальные шланги без которых помпа осушала бы середину тримарана. Это тоже было необходимо, вода сочилась без остановки. Вычерпывать воду ведром было бесполезно. К тому же забыли погрузить специальный пластырь, который бы сейчас очень пригодился. Когда фанера поплавка набухла проблема течи была решена. Спустя четыре дня яхтсмен записал в журнале, что тримаран годится только для того, чтобы плавать в бассейне, да и сомнительно, что он останется на плаву. Радиосообщения говорят об обратном: все отлично, судно прекрасно держится на плаву, идет ровно. Сам он в приподнятом настроении, бодр и весел.
Все оказалось враньем. Дональд был в полном отчаянии. Подруливающая система работала очень плохо, бизань нужно было срочно ремонтировать, электрогенератор отказал совсем. Это означало остаться без связи и освещения. Прошел он всего тысячу миль, а впереди было еще 28 000. По истечению десяти дней яхтсмен делает запись в журнале, что поломки генератора вынуждают к тому, чтобы сдаться, прекратив регату, но тогда придется объясняться с кредиторами и семьей. У него так и не хватило сил признать, что он проиграл это соревнование и выйти из регаты пока не было поздно. С неработающим генератором невозможно было идти дальше. Тогда яхтсмен взял курс на запад, чтобы судно меньше трясло. Он принялся чинить генератор самостоятельно.
Когда ремонт был окончен, Дональд узнал, что некоторые соперники сошли с дистанции по разным причинам: болезнь, судно село на мель, другое вынесло на рифы.
Шанс есть
Немногим раньше сошел с дистанции Джон Риджуэй, судно потеряло мачту. Подходя к африканским берегам, судно Чэя Блайта потеряло перо руля. Еще одну яхту перевернуло у мыса Доброй Надежды. Тогда Билл Кинг подшутил сам над собой, что его непременно тянет под воду. На дистанции оставались несколько лодок, которые были в порядке. Хотя, Дональд Кроухерст не считал, что с его судном все хорошо и можно весело идти вперед.
В середине ноября он поговорил с супругой и Бестом предупредив о том, что не сможет пока выходить в эфир в связи с поломкой генератора. Только спустя месяц яхтсмен вышел в эфир в очередной раз. Он сообщил, что установил рекорд – прошел 243 мили за день. Это было достижение и давало надежду на победу. Позже выяснилось, что это было вранье, чтобы укрепить свой авторитет. Расчет был такой: если Кроухерст сойдет с дистанции, то хотя бы останется рекордсменом.
Подтверждением тому было то, что новость о рекорде появилась во всех британских изданиях и вызвала массу положительных откликов. Чичестер не поверил в такой поразительный рекорд и позвонил в редакцию The Sunday Times с просьбой поубавить обороты, потому что этот молодой яхтсмен может оказаться просто шутником, который жаждет сенсации. При первой же возможности радиосеанса, Родни Холлуорт с иронией рассказал о подозрениях Чичестера.
Редактор не мог даже догадываться к чему приведет его невинная шутка, но именно его слова стали толчком к действию.
Дональд придумал свой план победы. Он вспомнил, что ответил своим друзьям еще на берегу, которые сомневались в возможностях тримарана. Яхтсмен заявил, что никто не узнает обошел он вокруг света или нет. План был такой: остаться в Атлантике и подождать, когда другие участники пройдут вокруг Горна, а после присоединиться к регате и продолжить вместе со всеми. Для этого необходимо вести два судовых журнала и не выходить на связь какое-то время. Кроме того, необходимо было держаться в отдалении от общеизвестных морских путей.
Благовидный предлог для осуществления задуманного
В середине января яхтсмен связался с городком из которого стартовал и сказал, что генератор вышел из строя, требуется время на ремонт. После этого, он три месяца не выходил на связь. В один из дней на мачту села птица, значит земля была неподалеку. Пернатая подруга так цеплялась коготками, что яхтсмен сравнил ее с собой и даже сделал об этом запись в журнале в стихотворной форме. Teignmouth Electron получил серьезные повреждения в результате шторма. Судно требовало ремонта и Дональд пришвартовался около небольшой деревушке у аргентинского побережья. Это случилось в начале марта. Несколько дней пришлось потратить на ремонт. Потом Дональд опять вышел в море.
Конечно же тримаран видела береговая охрана, но остальным-то ничего не было известно. На это и был расчет Кроухерста, хотя в душе было беспокойство о том, что о его афере станет известно. Когда он вернется, то о нем напишут в газетах, а в этой небольшой деревушке прочитают и сообщат. Почему-то тогда подобный исход гонки казался ему самым вероятным. Дональд пошел на север, где хотел дождаться соперника Найджела Тетли. Он отправил радиограмму уже в середине апреля, напомнив о себе. Газеты написали о том, что Кроухерст идет вокруг мыса Горн являясь претендентом на победу в соревновании на самое быстрое время. Опять вмешался Чичестер, который сказал, что подозрительно быстро яхтсмен переправился через Тихий океан, пообещав лично прочесть судовой журнал Дональда.
В конце апреля к финишу пришел Робин Нокс-Джонстон. В связи с чем Кроухерст отправил сообщения в котором поздравлял пришедшего к финишу и напоминал, что это не конец соревнований. Сообщение, которое прислал Дональд говорило о том, что он желает обойти Найджела Тетли, который остался его единственным соперником. Яхтсмен не желал прийти вторым, потому что тогда организаторы тщательно проверяли бы его. Его фальшивый журнал с подробностями точно не прошел бы эту проверку и тогда о призе можно было бы забыть.
Он решил прийти третьим, в этом случае, никто тщательно проверять не будет и все пройдет как задумал Кроухерст. Когда его соперник узнал, что Дональд хочет обойти его, Тетли решил выжать все из своего судна Victress. Тримаран не выдержал такой нагрузки и спустя пару дней в обшивке судна появилась дыра. Тогда Тетли решил встать на ремонт в ближайшем порту, но вовремя опомнился, залатал дыру как мог и продолжил гонку. Плимут был уже совсем близко, но вдруг поднялся шторм и Тетли пришлось спустить паруса и лечь в дрейф.
Посреди ночи его разбудил страшный звук, когда яхтсмен вышел в кокпит и обнаружил, что у судна оторвался поплавок. Тетли отправил сигнал бедствия, собрал необходимые вещи и документы с тем, чтобы перебраться на спасательный плот. Тримаран скрылся в морской пучине. Поутру его забрал спасательный вертолет. Яхтсмена спасли, но для него регата была закончена. Когда об этом узнал Кроухерст, то он понял, что для него это соревнование тоже завершилось. Ведь теперь его афера однозначно будет раскрыта. Тем более, что сэр Чичестер давно сомневается в честности его прохождения дистанции.
Потеряна честь яхтсмена, а будет потеряна и репутация. Земляки проклянут его, так поступают с теми, кто обманывает ожидания людей. Он не заслуживает ни жалости, ни уважения, ни славы. Тем не менее, Дональд продолжал врать, наговаривая сообщения на магнитофонную ленту. Он говорил, что в отличной форме, наконец-то осуществилась давняя мечта. Яхтсмен говорил, что ощущает себя властителем мира. Он яхтсмен с феноменальными способностями и все в таком духе. Когда лента в аппарате кончилась Дональд не стал вставлять новую. Он просто перестал записывать сообщения. По инерции он продолжал врать, обдумывая новый план действий. Вскоре сломалась рация и он взялся чинить ее.
После устранения поломки, рация заработала и он услышал голос Родни Холлуорта.
Траур по яхтсмену
Родни восторженно кричал, что его ждут тысячи людей в Тейнмауте, люди вешают флаги в честь победителя кругосветки. Его супруга с детьми собирается встречать его около островов Силли. Холлуорт просил сообщить день прибытия. Яхтсмен мог отвечать только азбукой Морзе. Он сказал, что день прибытия он сообщить не может, поскольку тримаран не ходит по расписанию, в отличие от поезда. Он категорически не желал, чтобы его встречала семья. В связи с этим сообщением большинство людей считает, что Дональд не покончил собой, он просто скрылся, боясь позора и разочарования. В конце июня он находился в штилевых водах Саргассова моря и днями напролет писал в судовом журнале обо всем. Философские размышления о бренности бытия и попытки поиски оправдания для себя, мысли о пришельцах и многое другое приходило в голову яхтсмену, который долгое время был один в открытом море.
Рассуждения о том, что человек является рычагом, размышлял о пространственно-временных казусах. Называл себя яхтсмен слабаком, а слабакам не место в этом мире. Первого июля Дональд снова стал писать. Помутнение рассудка захватило его, наверное он на самом деле сошел с ума. Поэтому в этот день запись была весьма скудной. Сначала о том, что красота есть истина, а истина в красоте, потом написал о том, что ему удалось проникнуть в суть обиды и познать ее.
Написал Дональд, что сделает все, что нужно его семье, которую он очень любил. Эти строки говорят, что яхтсмен намерился уйти из жизни, чтобы не позорить себя и свою семью , чтобы дети не испытывали позора от того, что их отец решил стать победителем соревнования путем обмана. Он считал, что такой выход наиболее оптимальный в сложившейся ситуации. Наверное, так и есть. Но до сих пор многие говорят о том, что он этого не сделал. Ему достаточно было доплыть до ближайшего берега и спрятаться в какой-нибудь деревушке. А в это время все будут думать о смерти яхтсмена. Думать что он умер, упав в воду.
Судно нашли в океане, только там не было никого. Было много грязной посуды в раковине, спальное место лежало на полу, разнообразные журналы на столе. Вся обстановка говорила о том, что человек недавно пребывал здесь, но Дональда не было нигде. Тримаран отогнали в гавань. Спустя время он был продан. Потом пару раз перепродан и сейчас этот хлам никому не нужен, он гниет в одной из гаваней. Так бесславно закончил тримаран легендарного яхтсмена, который сильно желал пойти в кругосветку и победить, опередив всех участников. Многие считали, что он сделал это ради денег. Семья была по уши в долгах.
Другого способа рассчитаться с долгами Дональд не нашел.
Множество версий и предположений
Различные были версии невиданного странного происшествия. Были совершенно загадочные, даже мистические. Яхтсмен в своих записях размышлял о пришельцах, так может они его с собой и забрали? Другая версия говорила, что его утащил на дно огромный осьминог. Может это было неизведанное воздействие потусторонних сил. Дело в том, что немного раньше, в этом районе были найдены парусники без пассажиров. Из четырех обнаруженных яхт только одна была перевернута, а с остальными было все в порядке. Единственная загадка была в отсутствии экипажа.
Быстро организовали сбор средств для помощи семье исчезнувшего яхтсмена. Робин Нокс-Джонсон вложил в него призовых пять тысяч фунтов и приз «Золотой глобус», который должен был получить победитель соревнования. Таким образом, вдова Дональда получила оба приза, как и мечтал ее супруг. После того, как страна оправилась от траура, комиссия принялась за изучение судовых журналов. Самым важным из которых был фальшивый, но он пропал вместе с Дональдом.
Кроме этого, изучались все записи, которые были сделана на обрывках бумаги или салфетках. Комиссия не пропустила ни одной буквы. После чего было принято решение – не было никакого рекорда и кругосветного путешествия тоже не было. Означало только одно: нет никакого героя и никогда не было. Тем более, что Дональд погиб. Тримаран был найден, но его там не было. Был мошенник и авантюрист, которому удалось обмануть всех. И только сэр Чичестер, который сам побывал в кругосветном плавании сомневался в том, что яхтсмен честен. За этот циничный обман Дональда наказал Бог, сделав его безумным и доведя до самоубийства. Когда правда открылась организаторы не потребовали, чтобы вдова яхтсмена вернула переданные ей деньги – призовой фонд соревнования и «Золотой глобус». Яхтсмену по фамилии Тетли было решено выплатить тысячу фунтов в качестве утешительного приза, ведь он немного не дошел до финиша. Яхтсмен принял деньги с большой радостью, так как собирался построить точно такой же тримаран, какой затонул по дороге к финишу.
Тетли хотел вернуться на то самое место, где его судно потерпело крушение и дойти до финиша. Таким ходом он желал вернуть себе украденную Кроухерстом победу. Полученный утешительный приз и собственные сбережения позволили яхтсмену начать постройку новой лодки. Неизвестно, что же произошло с ним, но как-то утром он пошел в лес на прогулку. Позже его нашли повешенным. Все считали, что его рассудок помутился от идеи вернуть себе победу в кругосветке. Судьба тримарана «Электроник», на котором отправился в свое последнее путешествие Дональд Кроухерст оказалась печальной. Он был доставлен на Каймановы острова, где и была решена его участь в то время когда разыгралась трагедия с загадочными обстоятельствами исчезновения яхтсмена, который им управлял. В итоге судно было продано и переделано. После чего его еще несколько раз перепродавали.
В настоящее время остатки катера гниют неподалеку от того места, где решалась судьба судна.
Прекрасный сюжет
Предположения о том, что Дональд всех обманув сошел с ума, после чего покончил жизнь самоубийством с самого начала была под сомнением и подвергалась неоднократно критике. Тому есть причины. В этой версии много белых пятен. Книга английских писателей о судьбе знаменитого яхтсмена написана опираясь на записи судовых журналов, то есть на том, что Кроухерста писал в них. Но, где гарантия того, что он писал истинную правду? Ведь мир убедился в том, что он был обманщиком. А, если Дональд намеренно ввел всех в заблуждение своими философскими записями?
Может он и не собирался уходить из жизни, а просто желая уйти от позора и критике, укрылся где-нибудь. Ведь существует версия о том, что яхтсмен собрал из обломков, которые были в море, плот и отправился к близлежащим островам. Возможно, что он увидел пустую лодку и уплыл на ней. Были люди, которые уверяли, что видели Дональда на латиноамериканском побережье. Один британец уверял, что встретил его на Родине и легко узнал его, невзирая на то, что яхтсмен отпустил бороду.
Конечно же, такая таинственная и даже мистическая история, произошедшая в море привлекла внимание творческих людей, особенно писателей и кинематографистов. Тридцать лет назад была написана пьеса под названием «The Strange Voyage». Ее основой стали дневники Дональда. Спустя время широкой публике была представлена опера о человеке долгое время находившимся в одиночку на судне, который сошел с ума и покончил с собой.
В 90-х был издан роман Роберта Стоуна, который в переводе на русский язык носит название «Перейти грань». Произведение основано на журналах яхтсмена и фактах из его биографии. Вышедший на экраны в 2006 году документальный фильм под названием «Deep Water» также повествует о жизни Дональда Кроухерста. Режиссеры фильма реконструировали события того времени, когда Дональд находился в плавании. Их реконструкция также основана на судовых журналах яхтсмена. Кстати, этот документальный фильм с комментариями Робина Нокс-Джонстона и супруги. которая никогда не верила в его смерть и в то, что он был обманщиком.
Для нее он на всю жизнь остался героем, выигравшим ту кругосветную гонку.
Звездный сценарий
Вариаций тех событий великое множество, ведь каждый режиссер и писатель вносит нечто свое, авторское в произведение. К тому же версий исчезновения яхтсмена много. Каким же вариантом будет пользоваться Скотт Зи Бернс при создании своего детища? Какова будет его версия событий? Будет ли Дональд Кроухерст героем или мошенником? Несомненно то, что дополнение от автора будет точно. Какого Дональда изображать будет Ферт: расчетливого проходимца или героя-одиночку? А может сценарист возьмет за основу советский фильм под названием «Гонка века», который был снят в 1986 году на основе сценария, написанного корреспондентом Владимиром Дунаевым.
Знаменитого яхтсмена в кинокартине сыграл эстонский актер Леонхард Мерзин. В этом фильме, Дональд – честный человек, просто он загнан в угол суровыми законами капитализма. По сюжету яхтсмен отправился в это плавание прекрасно осознавая свою участь и судьбу своего судна. Кстати, в советском фильме герой отправляется в кругосветку на катере. Подходящего судна в Советском Союзе не нашлось.
По советскому сценарию, мошеннические действия Дональд совершает с легкой руки своих спонсоров, которые дали деньги на это путешествие в надежде сорвать большой куш. Действительно, Кроухерст мечтал о кругосветке, но потом его путешествие превратилось в бизнес. Газеты поднимали тиражи за счет этой регаты, а когда яхтсмен пропал, то это стало настоящей сенсацией и весь мир пристально следил за дальнейшим развитием событий.
По сюжету фильма, Дональд хотел выйти из гонки, когда зашел в аргентинскую деревушку для ремонта. Там ему предложили купить его тримаран. Яхтсмен хотел согласиться на предложение и вернуться на Родину к своей семье, но Бест не позволил ему сделать это, шантажируя тем, что он останется должен ему кругленькую сумму в то время как Дональд был признан банкротом и задолжал кучу денег, чтобы принять участие в этом путешествии.
Самоубийство явилось единственным выходом для яхтсмена прервать цепь лжи и обмана: лучше умереть, чем вернуться к своей семье обманщиком. Кинокартина не имела особого успеха по причине того, что фильм раскрывает суть капитализма, его звериный оскал. Наверное, картина была бы забыта вовсе, если бы не актриса Наталья Гусева, которая сыграла дочь яхтсмена. Хотя в наши дни мало кто помнит и фильм и ту историю с исчезновением яхтсмена-англичанина.
Хотя Дональд Кроухерст стал знаменитостью и увековечил себя в мировой истории. Скорее всего, создатели кинокартины с участием Ферта создадут нечто новое, представят новую версию этого загадочного путешествие и еще более загадочного исчезновения последнего из участников кругосветной регаты. Есть у американских создателей фильма о Кроухерсте идея о том, что он стал жертвой слепой судьбы.
Если говорить языком шахматистов – цугцванг, то есть каждый новый шаг и принятое решение только усугубляли судьбу яхтсмена.
Одно из доказательств этого – «липовый» суточный переход. Спонсорам нужна была сенсация и они ее получили. Рок для Дональда явился в лице окружавших его людей. Как сложилась бы кругосветная гонка, если бы Чичестер позволил ему пойти на своем судне? А что было бы, если бы супруга уговорила яхтсмена остаться дома? Вопросов в этой истории гораздо больше, чем ответов. История не знает сослагательного наклонения, а вот кинематограф может сколько угодно строить свои версии случившегося, радуя своих зрителей новенькими фильмами.
Есть одна правда и она в том, что эта регата явно с мистическим налетом: один яхтсмен очень хотел поучаствовать и выиграть кругосветку под названием «Гонка века». Он был готов на что угодно, согласен на все. Судьба устранила соперников, чтобы он мог осуществить свою мечту, но яхтсмен что-то понял для себя и в последний момент отказался от своей мечты. Помимо этого, когда другой яхтсмен, Тетли пожелал все-таки завершить свою гонку, судьба или рок не позволила ему это сделать. В этой кругосветной регате много загадочного.