Если бы не радист Кренкен, о спасении членам команды парохода «Челюскин» даже мечтать бы не пришлось. Этот человек передал радиограмму о крушении корабля с советскими пилотами на борту.
На Большой земле получили сигналы радиста посредством коротковолновой связи, и это событие осталось в летописях мореплавания по Арктике. С 1957 года все корабли, выходящие в море, должны иметь на борту средства связи подобного формата.
Особенности переносных радиостанций
Связь в море организована на базе работы ультракоротких волн в 163, 275 МГц. Этот диапазон делится на несколько десятков каналов, один из этих каналов на частоте 156,8 МГц специально предусматривает передачу сигналов «СОС». Этот канал стал компонентом комплекса Глобальной морской системы. В эту систему включается спутниковая коммуникация и цифровой избирательный вызов, под которым понимают вызов с помощью станционного идентификатора.
Станции для радиопередач в рамках морских широт разделяется специалистами на портативные и стационарные. Первые модели применяют для общения между членами команды на борту. Кроме того, эта связь работает с береговыми службами, если проводятся швартовые или прочие работы. Дальность действия ее составляет не больше полторы мили. Однако для маломерных лодок, ненадолго выходящих в море, этого диапазона хватает для безопасного путешествия. Стационарные корабельные береговые станции работают в морских широтах на участках больше 25 миль, имея в высоту антенны в 10 м.
Интересный факт! Добавляя антенну на 10 м к стационарной радиостанции, радиосигнал увеличивается на 1 км.
Станции обходятся мореплавателям примерно в 25 000 руб. Выбор модели зависит от отношения к личной безопасности. Речь идет о путешествиях вдоль побережья.
Решив отойти далеко от цивилизации, пригодится спутниковый радиосигнал. На сегодняшний день официально зарегистрированная система, единственная в своем роде, с предоставлением голосовых услуг связи, называется «Инмарсат». Конкурентные предприятия готовят оборудование для кораблей по аналогу этого бренда, однако оно подходит лишь для сухопутной коммуникации.
Спутник для дальнего плавания
В программе Inmarsat принимает участие 80 стран, включая Российскую Федерацию. Компания приобрела статус предприятия коммерческой деятельности с 1999 года, но известна работой с 1979 г. Предприятие сохраняет международный характер, предоставляя услуги по использованию телефона, электронной почты, факса и других видов передачи сигналов в воздухе и на берегу.
Эта система выгодно проявила себя в моменты кораблекрушений, сообщая средствам массовой информации своевременный сигнал из отдаленных уголков, где нет радиосвязи обычного типа. Примером, когда система хорошо проявила себя, стала гонка Volvo Ocean Race.
Из чего состоит спутниковая связь «Инмарсат»?
Система представляет собой работу спутников-ретрансляторов, в количестве 5 штук, расположенных в надэкваториальной зоне на геостационарных орбитах. Это выше 35 000 км над экватором. Конструкция обладает радиопередатчиками в 2800 Вт, которые способны охватить всю землю, исключая маленькие приполярные зоны, выходящие за пределы семидесятых параллелей. На орбиту Земли компания поставила 11 спутников, 5 из которых функционирует на частоте 1,5-1,6 ГГц, предназначенных для морских широт. Оставшиеся спутниковые устройства работают с мобильниками и авиацией.
В качестве шлюзов используются прибрежные земные станции Les. Каждая из таких станций обладает трех или двузначным цифровым идентификатором и выкуплена государством, на территории которого функционирует. Каждый океанский регион оснащен аппаратом сетевой координации NCS, выделяющим каналы для судовых и береговых станций с целью слежения за их применением. Головной контролирующий офис работает в Лондоне, называется Satellite Control Centre. В его задачи входит координация технического потенциала системы.
Портативные и стабильные абонентские станции настроены работать в диапазоне 1,5 – 1,6 ГГц. К портативным устройствам ученые отнесли судовые станции Ship Earth Stations. Это устройство для разных стандартов и категорий «Инмарсат». Каждое из них производитель наделяет идентификационным номером, сформированным из 7-9 цифр. Первое число в этом номере обозначает стандарт Inmarsat. Остальные три цифры подразумевают код государства, другие пять – обозначают номер.
Технические секреты
Рассматривая конкретную модель Inmarsat Furuno Fleet Broadband Felcom 500, можно познакомиться с конструктивными возможностями системы. Эта модель инновационного типа открывает возможность для использования услуг голосовой связи с применением беспроводных и проводных трубок, помогает задействовать электронную почту, интернет-сеть. С помощью такого устройства организуют прием/отправку факсимильных посланий, смс-сообщений до 160 символов, также осуществляется передача информации на скорости до 432 Кб в секунду благодаря участию потокового IP. С его помощью удается организовать видеоконференции и передавать крупномасштабные полноразмерные файлы.
Интересно! Систему могут использовать все участники коммуникации: передавать сообщение, звонить, говорить через Skype с друзьями, коллегами и родственниками, знакомиться с новостями.
Когда двигатель или иная бортовая аппаратура отказывает, инженер на корабле сможет напрямую связаться с торговыми представителями компании-производителя, отправляя отчет о состоянии системы судна, чтобы проконсультироваться с профессиональными инженерами.
Стоимость таких терминалов стартует от 600 000 руб. с приобретением у производителя Inmarsat.
Любопытный факт! Аналогичные терминалы на рынке предлагают и по более низким ценам. Эти модели обладают схожими функциями, но более низкой антенной и не так быстро передают сигнал. Кроме того, число синхронизируемых с системой трубок и периферийных аппаратов ограничивается 3-5 штуками.
Конкурентные системы обходятся от 200 000 руб. Любителям прогулок под парусами можно без страха отправиться в морское путешествие, вооружившись Inmarsat, чтобы максимально обезопасить себя и получить удовольствие.