Когда холода задувают за шиворот, непослушный нос дает течь, самое время отправиться к южным морям. Почему средиземноморские путешествия считаются лучшими для новичков яхтинга?
Многие новички яхтенной сферы, однажды выбрав маршрут, продолжают по нему ходить годами. При этом они рады тому, что не требуется визовых разрешений, сложных перелетов и огромных финансовых затрат. Однако средиземноморские воды всегда остаются заветной мечтой, лакомым кусочком, где вместо непромокаемых гидрокостюмов можно носить легкие футболки, наслаждаться теплом солнца и хорошим качеством парусников. Кроме того, средиземноморские блюда и прекрасные природные богатства вокруг кажутся невероятной сказкой наяву.
Однако не все яхтсмены обладают одинаковыми возможностями для получения шкиперской лицензии. В этой акватории требуется капитанская лицензия. К тому же, нужно пройти обучение в «боевых условиях» на море и попробовать себя в роли матроса, работая на чужом судне под управлением опытного капитана. Хотя этот пункт многие новички игнорируют, с головой окунаются в холодную Балтику. Итог всегда одинаков: дилетанты пускаются в плавание по средиземноморским водам, не оглядываясь на условия. В ряде ситуаций это фатальная ошибка, поскольку итальянские, греческие, хорватские, итальянские и испанские акватории многим разнятся с балтийскими причалами и портами Северного моря.
Взять хотя бы муринги, используемые на мертвых якорях вместо причальных палов.
Плюс в бухтах причаливают, заводя концы, и чистая вода часто привозится в огромных емкостях. Хотя в гавани предусмотрена работа маринеров, помогающих отходить или швартоваться. Поначалу все это представляется несущественными моментами, но о них лучше узнать заранее. Каковы региональные отличия южных морей, и что полезно узнать яхтсменам, которые хотят повторить подвиг опытных моряков?
Секреты маневров в порту
Средиземноморская акватория в основном предназначена для римско-католического метода швартовки. Этот способ подразумевает причаливанием кормы к берегу. Здесь нет швартовых палов. Их роль выполняет муринг, увесистые концы которого крепятся к якорю. Но причаливая в боксы, где нет других парусников, шкипер увидит проводники, заведенные на пирс и окунутые в воду. Можно сразу кормой доходить до пирса. Для этого необходимо сначала поймать такой проводник с помощью опорного крюка. Затем взять муринг в руки и хорошо натягивать, фиксируя его в носовой утке. После этого маневра необходимо дать задний ход приблизительно на несколько метров до пирса. Тогда эта деталь затянется, как следует, оберегая лодку от развала в шторм.
На греческих причалах мурингов не предусмотрено. По этой причине приходится пользоваться носовым якорем, останавливаясь загодя до причала. После остановки капитан отдает якорь, приближается к причалу, используя задний ход. При этом нужно контролировать цепное натяжение. Отдав швартовы, необходимо сделать доборку якоря цепи. Когда он начинает ползти, придется совершить подход по новой. Выдавленная цепь обладает длиной в 7 глубин. Об этом нужно помнить, поскольку дефицит места в гаванях не позволяет вытравить цепь по правилам, рассмотренным в технических инструкциях. Лагом к причалу удается пришвартоваться только в почти не посещаемых портах или в не сезон.
Совет! Лучше приобрести рабочие перчатки в хозмаге, поскольку муринги всегда грязные, усыпанные ракушками. В ограниченном пространстве рекомендуется отдать якорь между 2-мя яхтами, установленными напротив.
Выполняя маневр с якорем в шторм, работать с цепью лучше ручным способом. Для этого используется тормоз-лебедка без обращения к дистанционному управлению. Двигатель рашпиля медлителен.
Премудрости портовой швартовки
Маринеры помогают швартоваться яхтсменам на причалах. Работники пирсов выходят, показывая, куда можно кинуть швартовы. Сотрудники причала принимают канаты и проводники мурингов, захватывая повыше для облегчения зацепки отпорником. Их помощь бесценна с подсоединением воды и проведением электричества на яхту. Турецкие маринеры отличаются радушием и коммуникабельностью. Сотрудники причалов обычно встречают суперяхты, выходя на моторных лодках, сопровождая их вплоть до причала и даже порой самостоятельно заводят лодки в бокс. Особенно помогают яхтсменам, не умеющим самостоятельно это сделать.
Хорватия несколько иначе поступает с яхтсменами, запрашивая сначала документы. Шкиперы должны приехать в офис, уладить формальные сложности. Оплатив комиссию, капитан получит обратно пакет бумаг. Финансовые расчеты ведутся на пирсе не во всех странах. Традиция распространена на Балтике и в Северном море. В Хорватии же такой момент встречается редко, за исключением муниципальной гавани.
Ряд марин (Италия, Франция, Турция) особенно хорошо встречает гостей в сезон. На этих территориях особенно ценят гостей, заранее позаботившихся о стоянке и выбравших место под швартовку. Бронируют места своевременно, в дальнейшем на законных основаниях ожидая помощи портового работника.
Прежде чем отдать носовой якорь в гавани, яхтсмен должен осознавать, что неровен час запутаться якорями с соседом. Получается ситуация, когда шкипер поднимает чужой якорь, заставляя судно двигаться. Паниковать не нужно: необходимо подстроиться тонким концом под цепочку другого якоря и зафиксировать ее на собственном борту. Затем следует немного подтравливать собственный якорь, освобождая его от заимствованной у соседа цепи. Вот и выход! Хотя соседям надо сообщить о случившемся обязательно.
Для чего нужен «гостевой буй»?
Новым трендом яхтинга последних лет стали гостевые буи, встречающиеся в ряде гаваней. Большим преимуществом этих деталей является возможность остановиться на территории до причала. Подходить к берегу вовсе не обязательно. Буи встречаются на хорватских землях, итальянских, балеарских территориях. Правда за их использование приходится заплатить 2-3 евро в зависимости от длины судна.
Важный момент! Хорватия запрещает использовать свой якорь для остановки на расстоянии 150 м от кромки территории расположения гостевых буев. Швартовку нужно осуществлять к мягкому тросу, который заведен на цепь. Многие Ривьеры обладают своими особенностями технического и законодательного характера, лучше с ними ознакомиться, ориентируясь на лоции.
Удобно, что на буй можно завести одновременно два конца, одним из которых является муринг, зафиксированный на берегу.
Что советуют яхтсменам с лодками, обладающими высокими бортами. В таком положении дел лучше подойти кормовой частью к бую. С купальной площадки доставать якорь гораздо проще, далее перенося конец на носовую поверхность. Перечень гостевых буев может меняться.
Полезности о береговых концах
Средиземноморье «кишит» лодками в летний сезон. Яхтсмены стремятся к теплым водам, обилию солнца, потому пространство для якорных стоянок в дефиците. В связи с этим можно сузить пространство движения лодки вокруг своего же якоря, заводя на берег один или два конца. В турецкой акватории береговые глубины настолько быстро варьируются, что на зыби якоря сползают. При таком положении дел ценность береговых концов возрастает в разы.
Опытные «морские волки» рекомендуют заслать матроса с береговым концом для постановки на якорь. Матрос заведет его на берег, добравшись до побережья на тузике, после чего можно смело отдать якорь. Такая схема действий поможет избавиться от переворачивания яхты сильным ветром.
Немного о тузике
Особенно важно это приспособление на Балтике. Хотя и Средиземноморье тоже не подарит радость бытия без этого приспособления. В частности для чартерных яхт наличие такого оборудования – обязательное условие. Тузик помогает завести концы на берег, и члены команды закупают на нем провизию, передвигаясь с лодки в ресторан и в обратном направлении. Весла у тузика страдают часто. Потому лучше заказать подвесные моторы, заранее проверив их на практике, несмотря на дополнительные затраты. Выполняя пробный эксперимент, шкиперу стоит убедиться в наличии достаточного количества топлива на борту и в случае запастись еще маслом на двухтактный двигатель.
Какие бумаги надо оформлять?
Нельзя отправляться в Средиземное море без оформления соответствующих документов. Проверяются они сотрудниками марин. До выхода в море нужно убедиться в правильности их оформления, в полном наличии набора. Главное проверить взята ли с собой чартерная лицензия, разрешение регионального формата, именуемое в Хорватии «пермитом», в Турции «транзитлогом». Эти документы относятся к наиболее часто проверяемым бумагам. Отдельные сведения можно предоставлять в электронном формате.
Особенно важно следить за набором документов, приближаясь к приграничной греческо-турецкой зоне. Без корректного оформления документов эту линию пересекать нельзя. В последние годы наблюдается наплыв беженцев, потому пограничный контроль усилен и за любые малейшие нарушения грозит серьезный штрафы и наказание.
Информация о графике работы
Средиземноморский регион является кладезем закупки провизии у частных торговцев. Огромное количество магазинчиков, прилавков с фруктами, необходимыми продуктами располагается близ гаваней. Приходится мириться с высоким ценами, установленными здесь торговцами по сравнению с большими супермаркетами. Однако за качество товаров частники всегда отвечают и предоставляют только свежие продукты. Греческо-турецкие магазины по субботам и воскресеньям работают допоздна. Супермаркеты, построенные в марине, часто завышают цены. Но нельзя относиться к этому моменту категорично. У яхтсменов есть альтернатива посетить отдаленные супермаркеты с более низкими ценами.
Хотя ряд шкиперов пользуется доставкой продуктов до лодки, и семейные магазины с удовольствием предоставляют эту услугу.
Без воды не туды и не сюды!
Отдельные островные территории Хорватии, Италии или Греции страдают от засухи в сезон. Эту особенность необходимо учитывать и не дожидаться полного опустошения цистерн. Лучше заполнять их до краев при любом удобном случае питьевой водой. Вода поставляется в автоцистернах, приезжающих по утрам и вечерам в порт самостоятельно или по заказу. Особенно такая услуга практикуется в греческих акваториях.
Яхтсмены, бывавшие в этих регионах, рекомендуют брать на борт питьевую воду бутилированного типа, поскольку пить воду из автоцистерн не очень-то приятно. Зачастую вода отдает хлоркой и не исключен риск заражения микробами.
Как поступать в ЧП?
Об этом можно не беспокоиться слишком сильно, поскольку средиземноморские акватории обладают огромным количеством служб спасения, и номера телефонов их можно узнать заранее на сайтах. Большая часть этих служб связывается с центрами спасения на море и с береговой охраной.