Начало XX века. Почти весь парусный рынок находится в руках Lloyd`s. По сей день этому бренду удается удерживать позиции лидера. Но когда-то все начиналось с нуля…
Однажды в 1799 году жуткий шторм выбросил лодку La Lutine на песок голландского берега. Бравая команда, состоявшая из 269 человек, ушла под воду. Лодка лишилась груза, недюжинных мешков с золотыми слитками, монетами, которыми лондонские купцы хотели улучшить экономику немецких княжеств. Этот груз оценили в 1,175 млн. фунтов стерлингов. Страховая компания Ллойда должна была выплатить компенсацию в размере 900 000 фунтов стерлингов.
Эта масштабная катастрофа до сих пор со страхом вспоминается в стенах крупнейшей страховой компании. Только предприятию в то время удалось полностью выплатить ущерб. Хотя директор предприятия Джон Джулиус Ангерштейн еще долго с ужасом вспоминал это событие. Фактически этот полис стал разрушительной суммой, способной полностью стереть компанию с лица земли. Только чего не сделать ради репутации!
Несколькими днями позже в холле офиса в Лондоне установили колокол с этого погибшего фрегата. До сих пор его звон напоминает о страшном событии и крупнейшей выплате за всю историю существования страховщика. Этот колокол единожды прозвонил, когда распространилось известие о гибели судна. Два раза звон колокола был слышен после получения благополучных новостей.
Грандиозный символ практически стал логотипом крупного бренда в мире страховых компаний.
Страховка от слова «страх»
По сути, базисом для страхования является чувство страха. Это жгучее желание подзапастись соломкой на «черный день» и избежать падения заставляет вкладывать деньги в страховые компании. Человек боялся всегда, и, какое бы не наступило время, он будет опасаться стихий, тяжелых болезней, мошенников, разных напастей на свете. Библейскому герою Иосифу принадлежат слова с призывом запасаться продуктами на случай неурожая. Древние греки заключали договора на восполнение ущерба купцам, которые уходили в неизвестные края Ойкумены, отправляя туда корабли и не возвращаясь дальше. В позднее Средневековье европейцы стали формировать специальные сообщества на добровольной основе, оказывавшие помощь жертвам мошенников, вирусов, среди которых особый ужас наводила чума. В ту эпоху люди сформировали понятие «защита от рисков». Только независимо от страхового случая, он не мог стать предметом обогащения других людей.
Наиболее распространенным типом страховки на протяжении столетий остается защита морских путешествий. За фактически мизерный процент от прибыли, которую дает морская торговля, страхователи получали возможность немного расширить свой круг деятельности. Но в особенности в этой сфере успешными считались страховщики из итальянской Генуи и Флоренции. К XIV веку они заключали соглашение с физическими лицами, обращаясь к специальным агентам, называемым «куртье», вводили тарифные планы дифференцированного характера, зависящие от типа товара, условий предстоящего путешествия по морю.
Позже в Голландии и Франции были разработаны первые законодательные базы, касающиеся морской страховки. К началу XVII века примеру европейских соседок последовала Великобритания. Однако в большей степени развитие страховых компаний пришлось на период, когда в эту появился собственник Эдвард Ллойд, предприниматель, владеющий кофейней на Tower Street.
Оформление страховок за чашечкой кофе
Уважающие себя лондонские бизнесмены, дорожившие собственной деловой репутацией, предпочитали не заходить в таверны. Эти заведения отличались пьяными дебошами, и появление в них достопочтенного гражданина сулило спад уважения в высоких кругах общества. Другое дело – тихие спокойные кофейни, где предприниматели собирались для заключения сделок и обсуждения насущных вопросов. К таким относилась кофейня на паях. Принадлежало уютное помещение Эдварда Ллойда, бизнесмену, умевшему решать вопросы спокойно, с подходом степенного и разумного человека. У него была главная черта – выслушать собеседника.
Предприниматель основал кофейню в 1689 году, и это пространство стало любимым местечком у судовладельцев, представителей купеческого сословия и страховых брокеров. Хотя такого понимания как «страховой брокер» в те времена пока не изобрели. Купцы, имевшие груз и корабль, нанимали страхового агента, посещавшего состоятельных людей, продавая им долю риска, и обменивая ее на процент дохода.
Если корабль успешно добирался до пункта назначения, страхователям выплачивалась доля прибыли. В случае катастрофы, деформации груза, его пропажи, предпринимателям приходилось нести материальное бремя, определяемое соответственно доли в договоре. Иной раз они лишались своих капиталов полностью. В деле присутствовал огромный риск. Однако благополучный исход маячил на горизонте как лакомый кусочек прибыли, суля заманчивые перспективы для азартных людей, располагавших свободными капиталами, которые всегда находились у них на счетах в банках.
Эдвард Ллойд то и дело слышал беседы в компании о таких сделках. В итоге страховщику доверяли как наиболее достоверному источнику информации, владевшему знаниями о морских перевозках, дальних плаваниях.
Постепенно собственник кофейни стал записывать в специальной книге такие сделки, и эти записи послужили стартом для создания известной «Зеленой книги».
Фактически на мировом страховом рынке эта книга считается основным реестром судов. Большим преимуществом этого списка является классификация судов по состоянию. В итоге благодаря этим спискам удавалось составлять рейтинги ставок по страховке.
Ллойд не страховал корабли, предпочитая только консультировать клиентов, обеспечивая специальные условия для переговорщиков-бизнесменов. Для этого делец установил в кофейне небольшие кабинки, где никто не мешал предпринимателям договариваться, заключать сделки.
Другим шагом на пути к развитию мирового страхования послужила другая мысль этого предпринимателя. Ллойд решил увеличить штат страховых агентов, набрав работников, отвечая за их честность перед другими дельцами. Его страховой агент считался гарантом успеха. Карьеру персонала он также продвигал в маленькой кофейне.
Интересный факт! Первый страховщик Ллойд ушел из жизни в 1713 году. Но дело его продолжили лучшие сотрудники компании. Кофейня стала настолько известной, что обрела статус лучшей страховой компании, потому большинство страховщиков той эпохи к своим названиям небольших контор стали прибавлять слово «Lloyd`s». Эта приставка гарантировала знак качества и фактически означала, что здесь работают честно. Так зарождался страховая корпорация.
Дополнительное слово в названии, являющееся гарантом честности, фактически чистило страховое поле от брокеров-мошенников, хитрых дельцов, устраивающих пари на победителей. На чужой беде злоумышленники делали ставки на кончины и затопление кораблей. В 1769 г., с целью отделиться от подобных корифеев мошенничества, продолжатели династии, основали предприятие под названием «Новая кофейня Ллойда».
На территории организации, заключали сделки по страховке, касающиеся только морских путешествий и перевозимых на кораблях товаров. Но помещение постепенно стало тесным для страховщиков и их клиентов, мотивируя перебраться в новое здание, где не только варили кофе, но и в большей степени занимались страховыми делами. Хотя в названии сохранилось слово «Кофейня» в память об основателе синдиката.
Принадлежность традициям также положительно сказывалась на репутации компании. В истории синдиката произошло два крупных события. Страховщик выпустил справочное издание под названием «Lloyd`s list», служивший надежным источником сведений для купцов и страховщиков. К тому же, предприятие разработало принцип, согласно которому страховавший корабль или груз не должен оставаться без капиталов. Это стало одной из причин, почему компания не смогла отказать в выплате за утонувший корабль La Lutine.
Аналогичным образом организация поступила в 1902 г. после страшного землетрясения, унесшего жизни практически всех жителей Сан-Франциско. Это была единственная компания, не отказавшая в выплатах по полисам.
Несмотря на огромные денежные лишения, синдикат к началу XX века пришел лидером на рынке страхования морских путешествий.
Зачем компания наняла следователей?
Страховая компания делала все, чтобы репутация не была «подмоченной». Абсолютная порядочность компании прославляла владельцев, работников. Только за абсолютную порядочность клиентов нельзя была ручаться. Постепенно в компании пришли к выводу, что необходимо завести штат следователей. Эти сотрудники должны были выяснять чистоту обстоятельств, приведших к страховым выплатам. К сожалению, страхующиеся нередко пытались обмануть компанию, и нажиться на специально устроенной беде. По этой причине удар колокола с погибшего корабля не всегда говорил о скорейшей выплате награды. Так произошло с пароходом, «Мозель», пострадавшим от взрыва.
Однажды в марине Бремерхафен взошло солнце. В субботу 11 декабря 1875 г. пароход уже подготовился к отплытию в США. Пакетбот считался собственностью северогерманского общества Ллойда. Палуба и причал наполнились пассажирами, провожающими. Суетились грузчики, отправляя багаж, несколько опоздавший к отплытию. Рабочие подняли на борт четыре ящика с большой бочкой. После звука прощального гудка раздался жуткий взрыв.
Ударной волной людей разбросало по причалу, по поверхности палубы корабля. Все вокруг покрылось песком, завалило грудой досок, стеклом. Капитан Франк получил травму, в результате которой его контузило. Множество матросов погибло, пассажиры пострадали, многие умерли на палубе. Получили тяжелые травмы трое корабельных офицеров. Более часа страховщики подсчитывали погибших, раненых. Катастрофа унесла жизни 80 людей и нанесла ущерб здоровью двум сотням человек.
На место прибыли полицейские и вначале пришли к выводу: паровой котел взорвался, причинив гигантский ущерб. Но вскоре исследователи выяснили иную причину беды. Судно перегрузили. На корабль доставили взрывчатые вещества в бочке и ящиках, послужившие причиной взрыва. Следователям предстояло выяснить обычное ли это легкомыслие владельца, попытавшегося транспортировать через океан столь опасный груз, или специальный умысел ради наживы… Для этого порт оцепили войсками и с поврежденного корабля никого не выпускали. Но один из пассажиров первого класса явно стремился быстрее покинуть корабль.
Сотрудники охраны ему отказали, мужчина удалился в каюту. Спустя несколько часов моряки услышали странные стоны из этой каюты и взломали дверь. Пассажир выстрелил в себя, лишь ранив себя. Через 2 дня врачи реанимировали человека, тогда раненый дал показания.
Состоятельным дельцом оказался немец Вильгельм Томас. В 1852 году он прибыл в Новый Свет на поиски счастья, сменив имя на Уильяма Кинга Томассена. Во время Гражданской войны его занесло в ряды Южной армии Secret Service Corps. Его миссией в боях были подрывы и диверсии, взрывы складов, кораблей Северного флота и их поездов. Южане в той войне проиграли, подрывник вернулся на родину.
Поселившись в Дрездене, он обзавелся детьми, став счастливым семьянином. Нехватка денег удручала Вильгельма. Вспомнив о былом опыте, он решил поучаствовать во взрыве корабля для получения страховки. Багаж, который мужчина оценил в несколько раз выше настоящей стоимости, следовал дальше. Сам же странный пассажир должен был высадиться раньше.
Полицейские, слушая рассказ этого человека, опешили. Они проверили в компании Ллойд ценность груза, заявленного мистером Томасом и действительно, это была крупная сумма.
В этот момент в Германию прибыли следователи страховой компании для участия в расследовании дела.
Тем временем допросы продолжались. Оказалось, коварный план вынашивал немец давно. Его целью был Саутгемптон, транзитный порт. Багаж следовал в Америку. На 12-е сутки плавания часовой механизм взрывчатки, спрятанной в бочке, должен был сработать, потащив за собой взрыв динамита, хранимого в ящиках. Никто не заподозрил бы этого человека, давно сошедшего на берег. Жуткие слова Томассена звучали словно бред.
Шокированные услышанным обнаружили на деталях взрывчатки клеймо мастера Фукса, жившего в городе Бергбурге. Мастер подтвердил, что создавал часовой механизм для швейной мастерской российского торговца Петра Вискова. В скором времени полицейские выяснили, что чертежные планы механизма для русского купца готовил часовых дел мастер Ринд житель Вены.
Все пазлы дикого преступления сложились, но полицейские не смогли вынести приговор, поскольку злоумышленник скончался от ранений. Томас намеревался заказать Фуксу два десятка подобных механизмов.
По сей день
В мире страховых преступлений взрыв в Бремерхафене считается одним из тяжелейших, поскольку это первый случай попытки обмана страховщика. Впоследствии сотни злоумышленников пытались повторить «подвиг» злодея. Стоит вспомнить дело 1958 года, когда близ американской гавани Сиэтл ушел под воду маленький буксирный кораблик «Кейп Дуглас». Судовладелец Дж. Одд поведал полицейским, что корабль столкнулся с подводным препятствием, получив пробоину в борту, несовместимую с жизнедеятельностью корабля. Рулевому и капитану пришлось на надувной лодке добираться до берегов. Спустя 2 часа их встретил берег, благо – погода стояла хорошая.
Капитан заблаговременно подстраховался, сделав полис на сумму в 80 тыс. $. Страхователи, наученные горьким опытом, перепроверили обстоятельства происшествия. Водолазы обследовали дно на месте крушения катера, препятствий не нашли. Встречное течение не могло дать морякам за 60 минут добраться до побережья. Гидроплан облетел участок, не обнаружив следы масляных пятен на воде, характерных для кораблей, получающих пробоины. Выяснив ложь, страхователи отказали в выплате по полису.
Капитан после суда сидел в тюрьме пять лет за умышленное потопление лодки.
Аналогичная ситуация случилась с капитаном «Кориды». В 2003 г. круизный лайнер наткнулся на дрейфующий шикарный катер без людей. Катер отбуксировали из Бермудского треугольника на Багамы. Капитан тем временем подал в суд для возмещения ущерба якобы погибшей лодки. Страховщик выяснил все обстоятельства дела. Сомнительные личности в сфере яхтинга встречаются. Но компания не станет платить мошенникам, используя принцип доверия с проверкой. Старый добрый обычай не подводит!