Перед тем, как отправиться в плавание (не важно, первое оно или нет), необходимо проверить наличие и исправность инвентаря, в том числе спасательного, а также всех основных элементов. После того, как вы поднялись на яхту, нужно откачать воду, опустить шверт для устойчивости судна и установить паруса.
Постановка паруса
В первую очередь всегда нужно поднимать парус, находящийся ближе к корме. То есть, если мы идем, например, на шлюпе, сначала поднимите грот. Гик должен свободно раскачиваться по ветру. Парус заполощен (ветром не наполняется). Если на шлюпе имеется оттяжка галсового угла, развяжите ее. Затем выбирайте фалы, предварительно убедившись, что они не запутаны. Шкоты должны свободно ходить через блоки. Натяните переднюю шкаторину. Если вертлюг гика скользит, парус нужно поднять до предела, а затем, с помощью галсового угла, создайте растягивающее напряжение на нижнюю шкаторину. Теперь можно прикрепить фал к крепительной утке, обернув свободный конец так, чтобы в любой момент его можно было быстро развернуть. Топенант гика нужно ослабить, потравив его. Если есть опорный сектор, зафиксируйте его.
После поднятия грота нос лодки нужно развернуть по ветру и поднять стаксель. Для этого предварительно убедитесь, что фалы не спутаны, а потом начинайте поднимать парус. Натягивайте стаксель до тех пор, пока его передняя шкаторина не станет абсолютно прямой, то есть без впадин между ракс-карабинами. Параллельная шкаторине складка расправится сразу после наполнения стакселя ветром. Остается только обернуть фал вокруг крепительной утки.
Если у вас лодка с двумя мачтами, то в первую очередь поднимается бизань, и тогда натянутое полотнище заодно послужит вам флюгером. Только после бизани мы поднимаем грот, а потом, как обычно, стаксель. Стаксель – всегда последний. Грот и стаксель должны свободно полоскаться, пока вы не начнете движение.
Чем румпель отличается от штурвала
Примерно около 1200 года н.э. на судах появился руль в привычном для нас понимании. До этого моряки пользовались веслом, прикрепленным к правому борту (правый и левый борт мы определяем, встав лицом в сторону носа судна).
Сегодня лодки управляются либо с помощью румпеля, либо штурвалом. У них есть простое, но значительное отличие.
Штурвал. Работает по типу обычного руля. Крутим вправо – лодка поворачивает вправо, крутим влево – лодка тоже сворачивает влево. То есть, руль поворачивает в ту же сторону, что и штурвал.
Румпель. Здесь все наоборот. При повороте румпеля, например, вправо, руль поворачивает влево, и поток воды разворачивает лодку тоже влево. При повороте румпеля корма лодки начинает скользить, и центр поворота зависит от шверта. Если он поднят (или если нет киля и шверта), то центр поворота будет у носа. При опущенном же шверте центр поворота будет перед миделем. При опущенном шверте корма будет раскачиваться меньше. Особенно это важно при лавировании.
Чем чаще вы крутите штурвал или румпель, тем ниже скорость, поэтому злоупотреблять не стоит.
После того как вы научились крепить и ставить паруса и разобрались с управлением, можно пробовать отходить от причала и отправляться в первое плавание.