Даша Моранова вспоминает своё первое большое интервью в индустрии суперяхт. Дизайнер интерьеров и менеджер по эксплуатации знаменитой 162,5-метровой суперяхты Романа Абрамовича M/Y Eclipse находилась в декретном отпуске, поэтому требовалась замена.
Интервью проходило за большим столом в ресторане, отмеченном звездой Мишлен, где представители менеджмента и клиентов расспрашивали молодого дизайнера. Когда в ресторане ей принесли не ту еду, она столкнулась с дилеммой: «Что мне делать? Должна ли я отправить еду обратно и получить то, что я заказала? Я не хочу поднимать шумиху, но опять же, это хороший ресторан, и они должны делать всё правильно».
Она решила любезно попросить официанта заменить ей заказ. Это оказалось одним из самых важных карьерных решений, которые она когда-либо принимала, потому что за ним последовали рукопожатия: «Поздравляю, вы получили работу». Представители рассказали, что это было последнее испытание её интервью. Они хотели увидеть, будет ли Даша предпочитать покладистость перед лицом невзгод или станет придерживаться своего оружия и получит то, что хочет. «Да, это был мой большой вход в индустрию суперяхт — это было очень интересно!».
Даша работала менеджером по интерьеру и снабжению не только Eclipse, но и частично 115-метровой экспедиционной суперяхты Luna, которая строилась в то же время. Даша объяснила, что это был один из самых насыщенных, но удивительных опытов в её карьере: «Я работала в управлении Blue Ocean Yacht, представляя интересы владельцев для господина Абрамовича, и мы одновременно строили две лодки. Я ежедневно созванивалась с командой Теренса Дисдейла, встречалась с менеджером внутренних дел верфи, а также со всеми различными подрядчиками и субподрядчиками».
«Я жила в Гамбурге и буквально почти спала на корабле, потому что работала безумно много часов, пытаясь всё выучить и проводить на борту как можно больше времени. У нас был большой плавучий офис. Он находился рядом с лодкой, из которой мы управляли всем, что происходило между разными группами и со всех сторон. У нас в офисе было большое окно, из которого мы могли заглянуть внутрь плавучей палубы и увидеть корабль почти со своих столов. Наши команды инженеров делились со мной ходом сборки, и я помогала готовить ежемесячные отчёты мистеру Абрамовичу о том, что происходит».
Даша продолжает: «Это был совершенно незабываемый опыт со многими замечательными людьми, которые до сих пор остаются моими близкими друзьями. Главное, чему я научилась, это необходимость всегда быть на месте, контролировать процесс и строительство, а также наблюдать, как все эти стороны работают вместе. Это было похоже на наблюдение за оркестром».
После того как Eclipse и Luna были поставлены в 2009 и 2010 годах, Даша продолжала помогать BOYM с дизайном для Damen Yachting на 50-метровом Oberon. Затем последовала её новая глава и новая роль старшего дизайнера интерьеров в Terence Disdale design в Лондоне, работа над проектами с Abeking and Rasmussen над 80-метровыми яхтами Kibo и Romea, а также короткий период проектирования в Winch Design на 156-метровом Dilbar, который был поставлен в 2016 году в Lürssen. И её впечатляющее резюме на этом не заканчивается.
После переезда в Амстердам её недавняя работа включала в себя руководство командой из 20 человек в проекте шестизвёздочного отеля в Катаре и проектирование VIP-центра в аэропорту Схипхол, в котором у голландской королевской семьи также есть собственная зона отдыха. Её последний проект и сотрудничество с бывшим коллегой Джимом Слуйтером, Alice, стали главным событием на стенде Lürssen на Monaco Yacht Show 2021.
Даша начинала скромно, прежде чем взлететь на яхтенную сцену. Пространства, проектируемые ею сегодня, в некотором смысле являются антитезой среде, в которой она выросла в бывшем коммунистическом государстве Чехословакия, а ныне Чехия. В молодости она проводила всё своё время в мастерской отца в горном и историческом регионе Моравии. Когда её страсть к дизайну расцвела в подростковом возрасте, она решила провести шесть лет, обучаясь в Университете искусства, архитектуры и дизайна в Праге. Только после того, как в 1991 году были открыты границы, она смогла отправиться в такие места, как юг Франции и Италии, чтобы увидеть суперяхты и средиземноморский образ жизни. И вот, когда она переехала в Пальма-де-Майорка и начала новую жизнь, её карьера в яхтинге действительно началась.
Далее Даша пояснила: «Лично для меня очень важно спроектировать пространство, в которое ты входишь и сразу чувствуешь себя расслабленным и спокойным – где тебя просто ничего не будет беспокоить. Для этого важно играть с освещением, подбирать правильные цвета и отделку стен и мебели, играть с интересными фактурами и уравновешивать всё это правильным ароматом в комнате. Наш мозг очень чувствителен к окружающей среде, и поэтому интерьер может очень сильно влиять на наше настроение и наше здоровье. Конечно, каждое пространство предназначено для того, чтобы приносить разную энергию и вызывать в нас разные эмоции. Дизайн интерьера во многом связан с психологией. Я люблю этот предмет, я постоянно занимаюсь самообразованием и учусь у старых китайских и японских школ, чтобы увидеть, как цвета, узоры и формы влияют на нас».
Это понятие лучше всего отражено в концептуальных интерьерах Lürssens Alice, которые сочетают в себе гламурную жизнь с чувством экологической ответственности. Поместив душевное благополучие во главу угла своих проектов, Даша смогла создать пространство, вызывающее ощущение спокойствия, расслабленности и единения с природой. Светлый и спокойный интерьер также дополняет внешнюю работу Sluijters, которая представляет идею использования палубного пространства для парков и прудов. Команда разработчиков концепции учла каждую деталь, например, зеркальные стеклянные окна вокруг террасы владельца, которые отражают тепло, служат теплоизоляцией и, таким образом, снижают энергетическую нагрузку систем кондиционирования воздуха.
Даша старается делать всё возможное, чтобы ничто не расстраивало её — благородная миссия, учитывая род деятельности и уровень стресса, который с ней связан. При этом сотрудничество, несомненно, является смыслом существования Даши, а очевидное отсутствие его в индустрии суперяхт — её единственная и главная претензия. Она считает, что действительно невероятные продукты могут быть получены только в том случае, если вовлечённые стороны работают рука об руку, а не работают друг против друга, что иногда может иметь место, когда что-то идёт не по плану.
Даша пояснила: «Очень важно, чтобы дизайнеры экстерьера и интерьера вместе с инженерами, представителями верфи и владельцев работали очень тесно, почти рука об руку. Это так важно, потому что мы, как команда, способны творить магию, и я до сих пор не вижу, чтобы это происходило в достаточной мере. Много времени тратится впустую только потому, что люди не работают вместе, когда сталкиваются с проблемами, и, кроме того, я бы добавила, что в целом, независимо от размера яхты, место для хранения всегда является большой проблемой».
По мнению Даши, любой дизайн начинается с места в одной из двух категорий — либо для конкретного человека, либо для общественного пространства. С этого момента она может расшифровать, какой следующий шаг нужно сделать: «Если я делаю дизайн для конкретного клиента, мне очень важно знать его/её образ жизни. Что для них важно? Как они любят проводить свой день? Что им нравится делать? Как они относятся к определённым цветам? Общественные зоны или места общего пользования являются более общими, а детали дизайна и стиль должны быть сделаны так, чтобы каждый чувствовал себя желанным гостем и счастливым или, возможно, заряжался энергией в зависимости от использования пространства».
Даша считает, что её последний проект Alice — яркий пример того, как должен выглядеть дизайн суперяхты будущего. Эта концепция иллюстрирует то, что современный владелец суперяхты ищет в наши дни, это также способ Lürssen диктовать своё будущее и обеспечивать маяк разума и вдохновения в хаотичном медиа-ландшафте. Хотя репутация опережает её, Даша по-прежнему полна энергии и энтузиазма в отношении выбранной сферы деятельности, несмотря на то, что редко может похвастаться плодами своего труда перед широкой публикой. Благодаря выигрышной комбинации мудрой головы на молодых плечах, заинтересованные стороны могут быть уверены в том, что будущие скрытые жемчужины дизайна отрасли будут соответствовать требованиям даже самых элитных членов нашего общества.