Пожалуй, самая амбициозная частная исследовательская экспедиция в мире достигла нового рубежа: Виктор Весково, основатель компании Caladan Oceanic, вместе с доктором Освальдо Уллоа, директором Instituto Milenio de Oceanografia (IMO), достигли самой глубокой точки впадины Атакама, у побережья Чили, самой глубокой впадины в юго-восточной части Тихого океана. Максимальная глубина, зарегистрированная в самой низкой точке Атакама, составила 8 069 метров (+/-8 метров). По мере роста флота научно-исследовательских яхт, команда на борту и за бортом 68,3-метровой яхты DSSV Pressure Drop продолжает определять возможности частного исследования.
Это было первое погружение на чилийском этапе экспедиции «Огненное кольцо, часть 2», полностью разрешённой научной экспедиции, поддерживаемой доктором Уллоа и IMO для проведения обширного батиметрического картирования морского дна в районе исследований и сбора проб на различных глубинах. Экспедицию также поддержали руководители EYOS Expeditions вместе с техническими партнёрами Triton Submarines и Greenroom Robotics. Виктор Весково и Кельвин Мюррей, директор по экспедиционным операциям EYOS рассказывают о логистике, проблемах и богатых наградах этого последнего этапа экспедиции.
«Было здорово работать с чилийцами», — начинает Весково. «Я думаю, что это уголок мира, которому не уделяется много внимания. А между тем, это одна из крупнейших глубоководных океанских впадин в мире. Я даже не знаю, опускался ли кто-нибудь на дно вблизи этой области. Поэтому возможность совершить первую экспедицию с экипажем, доставить туда учёных, которые ждали этого всю свою жизнь и страстно желают исследовать данную область, очень радует».
Ошибочное представление о том, что океанские глубины плоские и лишены жизни, сохранялось вплоть до 20-го века. До распространения гидролокаторов во время Второй мировой войны предполагалось, что океанские глубины представляют собой относительно стабильную, безмятежную равнину. Первые попытки проложить трансатлантические кабели в середине 19 века показали, что середина океана была очень глубокой, когда кабель шёл от кормы, но по мере прохождения корабля через среднюю точку требовалось меньше кабеля – отсюда первые намёки на срединно-атлантический хребет и открытие одной из основ теории тектоники плит. Аналогичным образом, первые биологи определяли предел жизни в океане на высоте около 200 метров и предполагали, что она не может существовать без какой-либо связи с солнечным светом. Аналогично, вплоть до открытия глубоководных гидротермальных источников в 1977 году предполагалось, что всё живое на Земле, прямо или косвенно, нуждается в солнце, чтобы начать передачу энергии по пищевой цепочке. Глубоководные исследования сформировали наше понимание планеты и потенциально могут направить нас ещё дальше.
После нескольких спусков в самую глубокую точку океана, в Марианскую впадину, часть внимания теперь сместилась с технологических достижений и повторяемости этого подвига на расширение научного понимания столь глубоководных районов океана. Зона Хадала (названая довольно зловеще в честь греческого бога подземного мира) начинается на высоте 6000 метров. Покрывая лишь 2 процента морского дна, эти регионы могут быть ключом к пониманию жизни в Солнечной системе. «Формы жизни, которые мы наблюдаем в глубоководных впадинах океана, могут иметь больше сходства с тем, что мы найдём, скажем, на Европе или Ганимеде, чем в национальном парке Скалистых гор», — говорит Весково. «То, чего мы достигли здесь, может помочь нам разработать технологию для следующего горизонта».
Основной целью этой поездки для IMO является картирование морского дна желоба Атакама, чтобы определить оптимальные места для установки датчиков для будущего проекта Института IDOOS (Интегрированная система глубоководного наблюдения для геолого-геофизических исследований). Целью IDOOS является создание первой системы наблюдения, закреплённой в глубоком океане вдоль длинного побережья Чили, включая впадину Атакама, для изучения как структуры, так и временной изменчивости физико-геохимических и биологических условий, присутствующих в этом районе, таких как деформация морского дна с течением времени.
Говоря об опыте во впадине Атакама, Весково уточняет: «Плотность дикой природы была одной из самых высоких, которые я когда-либо видел в какой-либо глубоководной впадине. Мы стали свидетелями некоторых завораживающих примеров того, что, по-видимому, является ещё одним образцом хемосинтеза в глубоководных желобах мирового океана. Здесь мы наблюдали длинные бактериальные усики, отходящие от скал, которые никогда не видят солнечного света и получают свою энергию от минералов и газов, просачивающихся из скал, окружённых ледяной морской водой; просто необыкновенно».
Экспедиционные яхты постоянно натыкаются на границы разрешений и допусков, поскольку они раздвигают территорию исследований. Это верно для большей части флота, поскольку они уходят от более традиционных районов плавания, и точки преткновения становятся значительно более сложными, когда они распространяются на исследования, картографирование морского дна и, что особенно важно, на взятие проб. EYOS помогает частным экспедициям на научной основе с 2008 года. Таким образом можно смело сказать, что экспедиция по «Огненному кольцу» опирается на весь этот коллективный опыт.
«Корабль — это судно бесконечных возможностей, как и субмарина», — начинает Мюррей. «В сочетании с гидролокатором, посадочными модулями и другими научными технологиями он становится невероятным набором для учёных и регионов, которые мы посещаем, и у которых просто нет технологий такого уровня».
«Есть несколько разных уровней, в которые вовлечены EYOS. Мы рассматриваем общее стратегическое планирование, обеспечение, заправку топливом, специализированные личные перевозки и то, что может означать обширные разрешения и допуски. Как мы уже выяснили ранее, никто никогда не делал ничего подобного раньше. У большинства этих органов нет нужной формы, которую мы должны заполнить, это не простой процесс, чтобы сказать: «Эй, мы хотим совершить научное погружение в вашей исключительной экономической зоне!». Говоря о первоначальной нерешительности, Мюррей уточняет: «Несмотря на то, что в наше время наука находится в открытом доступе, многие страны, которые мы посещаем, по-прежнему озабочены своей национальной безопасностью. Они с сомнением относятся к идее прихода иностранного судна и составления карты в их исключительной экономической зоне».
«Приходится преодолевать политические трудности, поэтому требуется много планирования, организации и исследований, а также стучаться в нужные двери, чтобы получить разрешение на то, что мы делаем». Опираясь на опыт EYOS Expeditions в более широком смысле, Мюррей объясняет: «Это то, с чем мы хорошо знакомы, работая с яхтами в Антарктике, Арктике или других особых отдалённых или охраняемых местах. Это просто немного другое дело, когда вы берёте единственную в мире коммерчески сертифицированную подводную лодку для полной глубины океана!».
«Чили — одна из тех стран в мире, которые очень, очень сильно пострадали от вулканической и сейсмической активности. И наличие этой траншеи прямо у их порога, очевидно, подвергает их большому риску. Понимание причин этого является частью задач нашей экспедиции», — говорит Мюррей.
Для поддержки такого рода операций, безусловно, требуется уникально оборудованное судно. Мюррей объясняет степень переоборудования и историю судна: «Одна из замечательных особенностей перепада давления и одна из причин, по которой оно используется, заключается в том, что это чрезвычайно тихий корабль. Он был построен в 80-х годах для обнаружения российских подводных лодок, конечно, не дешево. Если бы вы воспроизвели его с нуля, это была бы астрономическая цена!».
В ближайшие месяцы состоятся новые экспедиции, в том числе экспедиции по поиску военных кораблей в районах океанских сражений на островах Мидуэй и Самар, первые в истории погружения на дно впадин Яп и Палау с участием людей и ещё одно научное погружение в самую глубокую точку океана — загадочную бездну Челленджера. Затем последуют погружения в Манильскую, Рюкю, Идзу-Огасавара и Японскую впадины — в сотрудничестве с ведущими учёными из JAMSTEC (Японское агентство по морским наукам и технологиям).